Работа с одаренными детьми в условиях введения ФГОС НОО
Автор: Нагаева Оксана Николаевна, заведующая кафедрой начального и дошкольного образования, ОГБУ ДПО "РИРО", г. РязаньВсе дети разные. Это утверждение не вызывает сомнений, как и другое: одаренным детям нужны особое внимание и поддержка. Тем не менее, хотя «создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей … является одной из приоритетных задач современного общества» [1, 5] и не один год действует федеральная целевая программа «Одаренные дети», школа в большей мере до сих пор ориентируется на среднего ученика. В итоге одаренные дети, оставшиеся без внимания, постепенно превращаются в «середнячков». Общеизвестный факт, что в начальных классах детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, проявляют свою неординарность, гораздо больше, чем в среднем звене, а в старших классах вообще единицы.
Таким образом, возникает противоречие между пониманием необходимости создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и настоящим положением дел в школе.
Никто не станет спорить с тем, что при организации образовательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Однако в документе такого уровня, как ФГОС НОО, впервые говорится о том, что необходимо обеспечить условия «для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» [2, 6].
Кроме того, создание условий, обеспечивающих возможность «выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков…; работы с одаренными детьми…» [2, 25] является требованием, обязательным «при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [2, 4].
Вышесказанное объясняет, почему создание системы работы с одаренными детьми стало одним из направлений деятельности образовательных учреждений Рязанской области по подготовке к введению ФГОС НОО.
Поскольку в регионе уже разработана и реализуется целевая программа «Одаренные дети» и накоплен опыт работы в данном направлении, в первую очередь была проанализирована существующая система работы, которая предполагает выявление, поддержку и развитие одаренных детей. Целью аналитической деятельности стало определение степени соответствия существующей системы работы с одаренными детьми требованиям ФГОС НОО и планирование действий по ее совершенствованию.
В первую очередь был изучен опыт работы по выявлению одаренных детей. При его оценке использовались следующие положения «Рабочей концепции одаренности»:
1. «Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом» [1, 3], следовательно, судить об одаренности детей можно только по результатам комплексного исследования «разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации…» [1, 51].
2. «Одаренный ребенок … выделяется яркими … достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений» [1, 7], поэтому «наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности … ребенка является психолого-педагогический мониторинг» [1, 51].
Изучение имеющегося опыта работы по выявлению одаренных детей показало, что в образовательных учреждениях Рязанской области для комплексной оценки способностей обучающихся используются разные методы: наблюдение, анкетирование, психодиагностические тесты, экспертные оценки детских работ и пр. В ряде муниципалитетов проводятся мониторинговые исследования не только на школьном, но и на дошкольном уровне.
Таким образом, результаты аналитической деятельности позволяют сделать вывод, что в регионе имеется опыт организации комплексных мониторинговых исследований, который следует обобщить и на его основе разработать региональную систему мониторинга одаренности как составную часть мониторинговых исследований личностных результатов учебной деятельности обучающихся.
Оценка ребенка как одаренного, как известно, не является самоцелью, она связана с оказанием ему помощи и поддержки. В связи с этим вторым объектом аналитической деятельности стала система поддержки одаренных детей.
Любой ребенок, в том числе и одаренный, нуждается в оценке результатов своей деятельности, буквально каждого своего усилия. Поэтому поддержка одаренных детей понимается как признание их права на самостоятельную творческую деятельность и создание возможностей показать свою успешность в ее осуществлении.
В регионе на всех уровнях регулярно организуются олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы, смотры и другие формы соревнований, в которых дети могут продемонстрировать свои достижения и которые подтверждают ценность творчества, активности, созидания, самовыражения.
Использование глобальной сети интернет позволяет принимать участие в общероссийских, международных соревнованиях дистанционно, что очень важно, в первую очередь, для детей из сельских школ, малообеспеченных семей. Так, младшие школьники нашего региона участвуют в международном математическом конкурсе «Кенгуру», в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» и др.
Таким образом, система поддержки одаренных детей в регионе функционирует нормально. В качестве меры по ее совершенствованию можно назвать создание банка информации о сроках и условиях участия в различных интеллектуальных, творческих, спортивных соревнованиях как элемента единой информационной среды Рязанской области.
Общественное признание, возможность продемонстрировать свои достижения очень важны для одаренного ребенка, но не следует забывать, что одаренностью надо не только пользоваться, ее надо развивать. Это утверждение иллюстрирует тот факт, что развитая система поддержки одаренных детей, имеющаяся в Рязанской области, не гарантирует высоких достижений: не так много рязанских школьников становятся победителями и призерами международных и Всероссийских конкурсов, олимпиад, форумов.
Данная проблема обозначила необходимость уделить особое внимание изучению сложившейся в нашем регионе системы работы по развитию одаренных детей. Аналитическое исследование показало, что развитие одаренных детей происходит, главным образом, в дополнительном образовании. Организация кружков, секций, клубов по интересам, школьных научных обществ в большой степени способствует развитию одаренности, соответствует запросам и потребностям одаренных детей.
В школах Рязанской области используются разные модели осуществления дополнительного образования детей. Большинство образовательных учреждений создают развивающую образовательную среду посредством организации сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, спортивными школами, высшими учебными заведениями и другими структурами, в том числе и в дистанционной форме.
Ряд образовательных учреждений Рязанской области сохранил в штатном расписании ставки педагогов дополнительного образования и поэтому своими силами организуют работу с одаренными детьми. В таких школах разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы, соответствующие запросам и потребностям одаренных обучающихся этих школ.
Конечно, имеется в регионе и опыт организации процесса обучения одаренных детей. Разработка содержания учебных программ осуществляется главным образом, на основе таких подходов, углубление и обогащение. В регионе есть лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, реализующие учебные программы, предполагающие более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение содержания образования может осуществляться через погружение обучающихся в исследовательские проекты. Анализ системы работы по развитию одаренных детей позволяет сделать вывод, что в регионе имеется соответствующий опыт. Например, учителя начальных классов гимназии № 2 г.Рязани систематически организуют проектно-исследовательскую деятельность младших школьников. На основе опыта работы педагогов создана «Рабочая тетрадь по краеведению для учащихся 3-4 классов» и пособие «Использование метода проектов при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе».
Обогащенная программа предполагает, в том числе, и обучение детей разнообразным приемам умственной работы. В Рязанской области ряд педагогов-экспериментаторов общеобразовательных школ проводят курс занятий метапредметного содержания, нацеленный на освоение обучающимися алгоритмов выполнения мыслительных процедур (квалификации, эмпирического обобщения и моделирования, наблюдения и др.).
Изучение имеющейся системы работы по развитию одаренных детей показало, она направлена на развитие одаренности, а не на развитие личности одаренного ребенка. В «Рабочей концепции одаренности» тем не менее отмечено, что «именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование» [1, 3].
Таким образом, одним из направлений деятельности по подготовке образовательных учреждений к введению ФГОС НОО является разработка такой системы работы с одаренными детьми, которая обеспечит гармоничное развитие их личности.
ФГОС НОО предполагает разные варианты организации работы с одаренными детьми. Во внеурочной деятельности как составной части образовательного процесса заложен огромный потенциал для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая и задачу их воспитания: «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности … в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.» [2, 20].
Ускорение как одна из стратегий обучения одаренных детей, реализуемых образовательным учреждением, предполагает разработку индивидуальной траектории развития. В тексте ФГОС НОО такой вариант отражен в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования»: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» [2, 20].
Однако существует проблема в реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: в штатном расписании школ отсутствует должность тьютора, как педагоги, подготовленные к осуществлению тьюторской деятельности.
Большую роль в гармоничном развитии личности ребенка играет развивающая образовательная среда образовательного учреждения. Она должна быть максимально насыщенна и способствовать развитию ребенка с учетом его индивидуальности.
В существующей системе образования (и не только Рязанской области) имеется резкий разрыв между возможностями реализации потенциала одаренных детей из областного центра и из сельских школ, что подтверждается результатами региональных олимпиад, конкурсов, смотров (например, из 10 дипломов победителей и призеров олимпиад 9 получают школьники г. Рязани; 1 – Рязанской области).
Следовательно, необходимо привести в соответствие требованиям ФГОС НОО условия всех образовательных учреждений региона с целью создания в них «комфортной развивающей образовательной среды обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества…» [2, 25].
Особую роль в развитии творческого потенциала обучающихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей, поддержку и развитие одаренных детей. В связи с этим требуется серьезная подготовка учителей, формирование у них научно адекватного и современного понятия «одаренный ребенок», знаний о методах выявления и способах развития одаренных детей.
В Рязанском областном институте развития образования, конечно, осуществляется повышение квалификации психологов по вопросам организации работы с одаренными детьми, их психологического сопровождения. Однако, подготовка педагогов к деятельности, в том числе и тьюторской, по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей – немаловажная задача, для решения которой необходимо организовать систематическое обучение педагогических работников. На данный момент преподавателями Рязанского института развития образования разработана программа курсов повышения квалификации учителей «Работа с одаренными детьми в массовой школе».
Курсовая подготовка – не единственный способ повышения квалификации, поэтому помимо организации систематического обучения педагогов поставлена задача создания единой информационной среды региона, обеспечивающей доступность информационных ресурсов, различных форм взаимодействия и включающей консультирование в режиме On-line, дистанционное обучение, банк методических рекомендаций по работе с одаренными детьми и пр.
Таким образом, проведенный анализ существующей в регионе системы выявления, поддержки и развития одаренных детей обозначил наиболее проблемные места, выявил имеющийся опыт, подлежащий обобщению и диссеминации, позволил наметить пути совершенствования деятельности образовательных учреждений Рязанской области в данном направлении и определить меры по оказанию научно-методической помощи педагогическим работникам со стороны методических служб и учреждений дополнительного образования.
Литература
Таким образом, возникает противоречие между пониманием необходимости создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и настоящим положением дел в школе.
Никто не станет спорить с тем, что при организации образовательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Однако в документе такого уровня, как ФГОС НОО, впервые говорится о том, что необходимо обеспечить условия «для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья» [2, 6].
Кроме того, создание условий, обеспечивающих возможность «выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков…; работы с одаренными детьми…» [2, 25] является требованием, обязательным «при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [2, 4].
Вышесказанное объясняет, почему создание системы работы с одаренными детьми стало одним из направлений деятельности образовательных учреждений Рязанской области по подготовке к введению ФГОС НОО.
Поскольку в регионе уже разработана и реализуется целевая программа «Одаренные дети» и накоплен опыт работы в данном направлении, в первую очередь была проанализирована существующая система работы, которая предполагает выявление, поддержку и развитие одаренных детей. Целью аналитической деятельности стало определение степени соответствия существующей системы работы с одаренными детьми требованиям ФГОС НОО и планирование действий по ее совершенствованию.
В первую очередь был изучен опыт работы по выявлению одаренных детей. При его оценке использовались следующие положения «Рабочей концепции одаренности»:
1. «Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом» [1, 3], следовательно, судить об одаренности детей можно только по результатам комплексного исследования «разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации…» [1, 51].
2. «Одаренный ребенок … выделяется яркими … достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений» [1, 7], поэтому «наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности … ребенка является психолого-педагогический мониторинг» [1, 51].
Изучение имеющегося опыта работы по выявлению одаренных детей показало, что в образовательных учреждениях Рязанской области для комплексной оценки способностей обучающихся используются разные методы: наблюдение, анкетирование, психодиагностические тесты, экспертные оценки детских работ и пр. В ряде муниципалитетов проводятся мониторинговые исследования не только на школьном, но и на дошкольном уровне.
Таким образом, результаты аналитической деятельности позволяют сделать вывод, что в регионе имеется опыт организации комплексных мониторинговых исследований, который следует обобщить и на его основе разработать региональную систему мониторинга одаренности как составную часть мониторинговых исследований личностных результатов учебной деятельности обучающихся.
Оценка ребенка как одаренного, как известно, не является самоцелью, она связана с оказанием ему помощи и поддержки. В связи с этим вторым объектом аналитической деятельности стала система поддержки одаренных детей.
Любой ребенок, в том числе и одаренный, нуждается в оценке результатов своей деятельности, буквально каждого своего усилия. Поэтому поддержка одаренных детей понимается как признание их права на самостоятельную творческую деятельность и создание возможностей показать свою успешность в ее осуществлении.
В регионе на всех уровнях регулярно организуются олимпиады, научно-практические конференции, конкурсы, смотры и другие формы соревнований, в которых дети могут продемонстрировать свои достижения и которые подтверждают ценность творчества, активности, созидания, самовыражения.
Использование глобальной сети интернет позволяет принимать участие в общероссийских, международных соревнованиях дистанционно, что очень важно, в первую очередь, для детей из сельских школ, малообеспеченных семей. Так, младшие школьники нашего региона участвуют в международном математическом конкурсе «Кенгуру», в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» и др.
Таким образом, система поддержки одаренных детей в регионе функционирует нормально. В качестве меры по ее совершенствованию можно назвать создание банка информации о сроках и условиях участия в различных интеллектуальных, творческих, спортивных соревнованиях как элемента единой информационной среды Рязанской области.
Общественное признание, возможность продемонстрировать свои достижения очень важны для одаренного ребенка, но не следует забывать, что одаренностью надо не только пользоваться, ее надо развивать. Это утверждение иллюстрирует тот факт, что развитая система поддержки одаренных детей, имеющаяся в Рязанской области, не гарантирует высоких достижений: не так много рязанских школьников становятся победителями и призерами международных и Всероссийских конкурсов, олимпиад, форумов.
Данная проблема обозначила необходимость уделить особое внимание изучению сложившейся в нашем регионе системы работы по развитию одаренных детей. Аналитическое исследование показало, что развитие одаренных детей происходит, главным образом, в дополнительном образовании. Организация кружков, секций, клубов по интересам, школьных научных обществ в большой степени способствует развитию одаренности, соответствует запросам и потребностям одаренных детей.
В школах Рязанской области используются разные модели осуществления дополнительного образования детей. Большинство образовательных учреждений создают развивающую образовательную среду посредством организации сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, спортивными школами, высшими учебными заведениями и другими структурами, в том числе и в дистанционной форме.
Ряд образовательных учреждений Рязанской области сохранил в штатном расписании ставки педагогов дополнительного образования и поэтому своими силами организуют работу с одаренными детьми. В таких школах разработаны и реализуются дополнительные образовательные программы, соответствующие запросам и потребностям одаренных обучающихся этих школ.
Конечно, имеется в регионе и опыт организации процесса обучения одаренных детей. Разработка содержания учебных программ осуществляется главным образом, на основе таких подходов, углубление и обогащение. В регионе есть лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, реализующие учебные программы, предполагающие более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение содержания образования может осуществляться через погружение обучающихся в исследовательские проекты. Анализ системы работы по развитию одаренных детей позволяет сделать вывод, что в регионе имеется соответствующий опыт. Например, учителя начальных классов гимназии № 2 г.Рязани систематически организуют проектно-исследовательскую деятельность младших школьников. На основе опыта работы педагогов создана «Рабочая тетрадь по краеведению для учащихся 3-4 классов» и пособие «Использование метода проектов при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе».
Обогащенная программа предполагает, в том числе, и обучение детей разнообразным приемам умственной работы. В Рязанской области ряд педагогов-экспериментаторов общеобразовательных школ проводят курс занятий метапредметного содержания, нацеленный на освоение обучающимися алгоритмов выполнения мыслительных процедур (квалификации, эмпирического обобщения и моделирования, наблюдения и др.).
Изучение имеющейся системы работы по развитию одаренных детей показало, она направлена на развитие одаренности, а не на развитие личности одаренного ребенка. В «Рабочей концепции одаренности» тем не менее отмечено, что «именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализовано индивидуальное дарование» [1, 3].
Таким образом, одним из направлений деятельности по подготовке образовательных учреждений к введению ФГОС НОО является разработка такой системы работы с одаренными детьми, которая обеспечит гармоничное развитие их личности.
ФГОС НОО предполагает разные варианты организации работы с одаренными детьми. Во внеурочной деятельности как составной части образовательного процесса заложен огромный потенциал для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая и задачу их воспитания: «Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности … в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.» [2, 20].
Ускорение как одна из стратегий обучения одаренных детей, реализуемых образовательным учреждением, предполагает разработку индивидуальной траектории развития. В тексте ФГОС НОО такой вариант отражен в разделе «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования»: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» [2, 20].
Однако существует проблема в реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: в штатном расписании школ отсутствует должность тьютора, как педагоги, подготовленные к осуществлению тьюторской деятельности.
Большую роль в гармоничном развитии личности ребенка играет развивающая образовательная среда образовательного учреждения. Она должна быть максимально насыщенна и способствовать развитию ребенка с учетом его индивидуальности.
В существующей системе образования (и не только Рязанской области) имеется резкий разрыв между возможностями реализации потенциала одаренных детей из областного центра и из сельских школ, что подтверждается результатами региональных олимпиад, конкурсов, смотров (например, из 10 дипломов победителей и призеров олимпиад 9 получают школьники г. Рязани; 1 – Рязанской области).
Следовательно, необходимо привести в соответствие требованиям ФГОС НОО условия всех образовательных учреждений региона с целью создания в них «комфортной развивающей образовательной среды обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества…» [2, 25].
Особую роль в развитии творческого потенциала обучающихся играет личность учителя. Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей, поддержку и развитие одаренных детей. В связи с этим требуется серьезная подготовка учителей, формирование у них научно адекватного и современного понятия «одаренный ребенок», знаний о методах выявления и способах развития одаренных детей.
В Рязанском областном институте развития образования, конечно, осуществляется повышение квалификации психологов по вопросам организации работы с одаренными детьми, их психологического сопровождения. Однако, подготовка педагогов к деятельности, в том числе и тьюторской, по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей – немаловажная задача, для решения которой необходимо организовать систематическое обучение педагогических работников. На данный момент преподавателями Рязанского института развития образования разработана программа курсов повышения квалификации учителей «Работа с одаренными детьми в массовой школе».
Курсовая подготовка – не единственный способ повышения квалификации, поэтому помимо организации систематического обучения педагогов поставлена задача создания единой информационной среды региона, обеспечивающей доступность информационных ресурсов, различных форм взаимодействия и включающей консультирование в режиме On-line, дистанционное обучение, банк методических рекомендаций по работе с одаренными детьми и пр.
Таким образом, проведенный анализ существующей в регионе системы выявления, поддержки и развития одаренных детей обозначил наиболее проблемные места, выявил имеющийся опыт, подлежащий обобщению и диссеминации, позволил наметить пути совершенствования деятельности образовательных учреждений Рязанской области в данном направлении и определить меры по оказанию научно-методической помощи педагогическим работникам со стороны методических служб и учреждений дополнительного образования.
1. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская и др. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.
Вложений нет
Скачать вложение