Система работы с одарёнными детьми «Планета детства» в свете требований ФГОС НОО
Автор: Сафина С. В.Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «СОШ им.М.Горького» г. Скопина Н.Н. Шот
Учитель так сделать может,
Чтоб зёрна таланта большого
В детях взошли, расцвели и окрепли,
Как главное чудо на свете…
Чтоб зёрна таланта большого
В детях взошли, расцвели и окрепли,
Как главное чудо на свете…
Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. «В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.
У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Наталья Николаевна Шот, учитель начальных классов МБОУ «СОШ им. М.Горького» г.Скопина, осознает, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная задача. Каждому учителю известно, что важным периодом в становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
Исходя из этого, педагог определяет цели и задачи системы работы с одаренными детьми.
Главная цель – воспитать каждого ученика успешным.
Задачи:
1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с ними.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
4. Использование на уроках дифференцированного обучения на основе индивидуальных особенностей детей.
5. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
6. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Ожидаемые результаты.
1. Реализация творческого потенциала детей.
2. Занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах.
3. Положительная динамика продвижения учащихся.
Методические результаты.
1. Создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости.
2. Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся.
3. Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
4. Обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности.
В своей практике педагог опирается на следующие принципы работы с одаренными детьми.
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип опережающего обучения.
5. Принцип комфортности в любой деятельности.
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Для данного учителя очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя учителя и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
В своей системе Н.Н. Шот раскрывает условия успешной работы с одаренными учащимися.
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
Организацию работы с одарёнными детьми Наталья Николаевна делит на несколько этапов.
1 этап - период предшкольной подготовки.
МБОУ «СОШ им.М.Горького» г. Скопина сотрудничает с дошкольным образовательным учреждением. Учителя начальных классов проводят занятия с дошкольниками по подготовке к школе. В этот период и начинается первое знакомство с будущими первоклассниками. Часто учителя присутствуют на занятиях, проводимых воспитателями детского сада, ведут наблюдения за дошкольниками, общаются с ними, организуют игры, конкурсы, викторины. Опыт работы показывает, что такое общение помогает дошкольнику быстрее адаптироваться к школьной жизни. Учитель же имеет общую картину о том, какие ученики придут к нему в класс.
Многолетний опыт работы позволил Н.Н. Шот выделить определённый список качеств, характерных для будущих творцов.
1. Рано овладевают знаниями в избранной сфере.
2. Проявляют высокий интеллект, хорошую память.
3. Увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрируют ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умеют контролировать себя.
6. Имеют стремление контактировать с другими одаренными.
7. Умеют извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Главным показателем одарённости малыша в детском саду, по мнению педагога, является его любознательность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Учитель убежден, что при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.
2 этап - приём в 1 класс.
При приеме в 1 класс Н.Н. Шот проводит собеседование с дошкольниками. Психологом школы ведётся наблюдение за поведением ребёнка. Наряду со «знаниевыми» показателями педагог для себя выделяет основные признаки, которые проявляет одарённый ребёнок:
Психолог и педагог по ходу собеседования могут задать вопросы родителям. В итоге, уже при приёме в 1 класс, складывается впечатление о ребёнке, его возможностях, способностях. Становится понятным, в какой среде развивался, воспитывался и рос малыш.
Опыт работы показывает, что чаще всего одарённые дети вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности – их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей. Не секрет, что многие родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это по-разному и, к сожалению, не все.
3 этап - процесс обучения в начальной школе.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. В работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения в школе Н.Н. Шот соблюдает взаимосвязи природных задатков, социума, в котором развивается и воспитывается ребёнок, и создает оптимальные условия для развития его таланта.
При работе с одарёнными детьми педагог учитывает личностные и возрастные особенности каждого ребёнка, характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств детей, создает условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в любой деятельности: учебной, художественной, физической и др. На начальном этапе обучения очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
Наталья Николаевна в своей практике с одаренными детьми руководствуется правилом: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Более подробно с системой работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ им. М.Горького» г.Скопина Н.Н. Шот можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:
1. Система работы Шот Н. Н. (doc, 439KB)
2. Приложение к работе Шот Н. Н. (docx, 4MB)
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.
У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Но это не означает, что при равных условиях можно ожидать одних и тех же способностей у всех детей. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. И эти дети действительно требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Наталья Николаевна Шот, учитель начальных классов МБОУ «СОШ им. М.Горького» г.Скопина, осознает, что проблема выявления, обучения и развития одарённых детей – сложная задача. Каждому учителю известно, что важным периодом в становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.
Исходя из этого, педагог определяет цели и задачи системы работы с одаренными детьми.
Главная цель – воспитать каждого ученика успешным.
Задачи:
1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с ними.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
3. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
4. Использование на уроках дифференцированного обучения на основе индивидуальных особенностей детей.
5. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
6. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Ожидаемые результаты.
1. Реализация творческого потенциала детей.
2. Занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах.
3. Положительная динамика продвижения учащихся.
Методические результаты.
1. Создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости.
2. Разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся.
3. Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
4. Обобщение и систематизация материалов педагогической деятельности.
В своей практике педагог опирается на следующие принципы работы с одаренными детьми.
1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип опережающего обучения.
5. Принцип комфортности в любой деятельности.
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Для данного учителя очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя учителя и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
В своей системе Н.Н. Шот раскрывает условия успешной работы с одаренными учащимися.
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способный к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Организацию работы с одарёнными детьми Наталья Николаевна делит на несколько этапов.
1 этап - период предшкольной подготовки.
МБОУ «СОШ им.М.Горького» г. Скопина сотрудничает с дошкольным образовательным учреждением. Учителя начальных классов проводят занятия с дошкольниками по подготовке к школе. В этот период и начинается первое знакомство с будущими первоклассниками. Часто учителя присутствуют на занятиях, проводимых воспитателями детского сада, ведут наблюдения за дошкольниками, общаются с ними, организуют игры, конкурсы, викторины. Опыт работы показывает, что такое общение помогает дошкольнику быстрее адаптироваться к школьной жизни. Учитель же имеет общую картину о том, какие ученики придут к нему в класс.
Многолетний опыт работы позволил Н.Н. Шот выделить определённый список качеств, характерных для будущих творцов.
1. Рано овладевают знаниями в избранной сфере.
2. Проявляют высокий интеллект, хорошую память.
3. Увлечены своим делом, энергичны.
4. Демонстрируют ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
5. Умеют контролировать себя.
6. Имеют стремление контактировать с другими одаренными.
7. Умеют извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
Главным показателем одарённости малыша в детском саду, по мнению педагога, является его любознательность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Учитель убежден, что при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя – в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.
2 этап - приём в 1 класс.
При приеме в 1 класс Н.Н. Шот проводит собеседование с дошкольниками. Психологом школы ведётся наблюдение за поведением ребёнка. Наряду со «знаниевыми» показателями педагог для себя выделяет основные признаки, которые проявляет одарённый ребёнок:
- познавательная самодеятельность;
- высокий уровень развития логического мышления;
- оригинальность и гибкость мышления;
- высокая концентрация внимания;
- отличная память;
- самостоятельность;
- лидерство (не всегда).
Психолог и педагог по ходу собеседования могут задать вопросы родителям. В итоге, уже при приёме в 1 класс, складывается впечатление о ребёнке, его возможностях, способностях. Становится понятным, в какой среде развивался, воспитывался и рос малыш.
Опыт работы показывает, что чаще всего одарённые дети вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности – их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей. Не секрет, что многие родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это по-разному и, к сожалению, не все.
3 этап - процесс обучения в начальной школе.
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. В работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения в школе Н.Н. Шот соблюдает взаимосвязи природных задатков, социума, в котором развивается и воспитывается ребёнок, и создает оптимальные условия для развития его таланта.
При работе с одарёнными детьми педагог учитывает личностные и возрастные особенности каждого ребёнка, характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств детей, создает условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в любой деятельности: учебной, художественной, физической и др. На начальном этапе обучения очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
Наталья Николаевна в своей практике с одаренными детьми руководствуется правилом: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Более подробно с системой работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ им. М.Горького» г.Скопина Н.Н. Шот можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:
1. Система работы Шот Н. Н. (doc, 439KB)
2. Приложение к работе Шот Н. Н. (docx, 4MB)
Скачать вложение