Оценка и самооценка результатов учебной деятельности младших школьников
Автор: Меркулова Н.А., учитель начальных классов МОУ «Новомичуринская СОШ №1»; Мишакова Л.В., ст. преподаватель кафедры ДиНО ОГБУ ДПО «РИРО»Включение метапредметного содержания в образовательный процесс является яркой приметой инновационных поисков в современном образовании. Усвоение его обеспечивает усиление общекультурной направленности всего образовательного процесса.
Одним из обязательных результатов освоения учащимися Федерального государственного стандарта начального общего образования являются регулятивные универсальные учебные действия. Среди них особое значение имеет формирование у учащихся умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Универсальные учебные действия, предметные знания и умения формируются у учащихся начальных классов при условии грамотной организации текущего и итогового оценивания, которое осуществляется непосредственно в образовательном процессе.
Оценка является мощным стимулом повышения качества учебной деятельности учащихся. С философской точки зрения оценка – это высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-либо объекта в соответствии с эталоном или общими требованиями. Под самооценкой понимается содержательная и развернутая характеристика учеником результатов собственной учебной деятельности.
В практике работы учителя Новомичуринской СОШ №1 Пронского района Меркуловой Н.А. особое место отводится овладению учащимися умением оценивать свои учебные действия. Уже в начальной школе ее ученики знают, что оценка может быть разнообразной:
- словесная оценка,
- письменная оценка,
- знак внимания,
- анализ,
- сравнение (рейтинг, «лесенка успеха»),
- отметка, выраженная в баллах.
И всё же, по мнению Меркуловой Н.А., из всех видов оценок самой желаемой для родителей и учеников становится положительная отметка.
Отметка в педагогической литературе трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах, цветом, каким-либо символом. Отметка является связующим звеном между учителем, школьником и родителями. Однако, как отмечают все участники образовательного процесса, иногда она бывает необъективна, порой непринята обучающимися. Перед педагогами Новомичуринской СОШ №1 давно встал вопрос: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы оценка стала не формальной, чтобы обучающиеся понимали и принимали отметку учителя за свою работу, могли самостоятельно оценить результат своей деятельности на уроке и планировать работу по устранению пробелов в знаниях и умениях. Всем этим требованиям отвечает критериальное оценивание.
В соответствии с ФГОС основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуют развитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой программы, предмета, курса.
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что позволяет производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Использование критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой.
В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Ученик сам несет ответственность за свою учебу. Важно, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
Прежде чем обучать школьников самооценке, любому педагогу необходимо освоить приёмы организации критериальной оценки. На школьных педагогических советах и семинарах педагоги Новомичуринской школы №1 знакомились с трудами ученых, с опытом педагогов других школ страны, делились своими секретами оценивания обучающихся. Ими рассматривался вопрос критериального оценивания контрольных и самостоятельных работ по отдельным предметам, оценивание короткой самостоятельной работы учащегося, устного ответа школьника и накопительной оценки во время урока.
Критериальному оцениванию учили и школьников. Так как оценка невозможна без контроля, на всех предметных занятиях закрепляется умение проверять себя и товарища (во 2 классе в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон школьники осваивали эти умения и применяли на уроках русского языка и математики).
Полный вариант статьи во вложении (docx, 11MB)
Скачать вложение