Результаты деятельности коллектива МОУ «Милославская СОШ» по моделированию программы воспитательной работы в рамках областной экспериментальной площадки
Автор: Ивонина Анна Ивановна, ст. преподаватель кафедры ТиМСГО РИРО; Кривобокова Нелли Александровна, директор МОУ «Милославская СОШ»Обобщение педагогического опыта.
В 2014/2015 учебном году усилия педагогического коллектива МОУ «Милославская СОШ» были направлены на организацию процессов дальнейшего освоения учащимися основной школы регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Эта работа шла в двух направлениях: развитие уже сформированных УУД и освоение новых. Одновременно с этим осуществлялась работа по организации переноса сформированных УУД во внеурочную деятельность и в воспитательный процесс. Такой «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательной организации.
Перед школой встала задача концептуально и методически разработать построение этой программы для начального и основного уровней общего образования. Фактически она состоит из двух преемственных подпрограмм воспитания и социализации школьников и включает такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.
Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, определяют основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы и ценности гражданского общества, в том числе человеческой жизни, семейные, трудовой этики и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Эта система ценностей, представленная в фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.
Разработку модели воспитательного процесса в МОУ «Милославская СОШ» можно условно разделить на три этапа:
1. 2012/2013 учебный год – проектный этап, включающий в себя поиск оптимальной организации взаимодействия воспитательной, учебной и внеучебной деятельности в МОУ «Милославская СОШ»; в качестве организационного механизма был использован опыт реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках Программы воспитания школы «Путь к успеху».
2. 2013/2014 учебный год – организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной модели организации воспитательной системы посредством ее ресурсного обеспечения, интеграция кадровых ресурсов школы.
3. 2014/2015 учебный год – рефлексивный, когда происходит анализ и коррекция деятельности коллектива школы по разработке модели.
4. Одновременно стартует аналитический этап как осуществление анализа и оценки функционирования созданной модели; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в нашей школе модели воспитательного процесса с учетом ФГОС.
Предметом анализа и оценки станут:
Кроме этого, разработка модели организации воспитательного процесса в МОУ «Милославская СОШ» осуществлялась с учетом следующих требований к условиям воспитания и социализации учащихся:
- создание культурно-воспитательной среды образовательной организации, содержащей ценности российской нации, народов России, Рязанской области и местного сообщества;
- создание социально-воспитательной среды образовательной организации, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан), российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории;
- создание эстетической среды образовательной организации, воссоздающей ценности красоты, гармонии;
- создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю МОУ «Милославская СОШ», его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события его прошлого и настоящего;
- работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
- взаимодействие при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с организациями дополнительного образования, культуры и спорта Милославского муниципального района;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
- интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, Рязанской области, России;
- педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.
Таким образом, Программа воспитания и социализации представляет собой интегрирующий документ, охватывающий осуществление духовно-нравственного развития и расширения ценностей, социально-нормативной сферы обучающихся в рамках отдельных учебных дисциплин, курсов, относящихся к инвариантной, вариативной частям учебного плана и внеурочной деятельности. При этом как учебные программы, так и программы внеурочной деятельности должны включать в себя: описание ценностей, которые могут быть усвоены обучающимися в процессе образовательной (учебной) и внеурочной деятельности; характеристику основных компонентов содержания (предметного, межпредметного), форм учебной и внеурочной деятельности, раскрывающих данные ценности, а также планируемые результаты освоения указанных программ.
Согласно ФГОС, образовательная организация несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся школа должна предусмотреть время, как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
В материалах сопровождения ФГОС (в частности, в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
В условиях функционирования школы как воспитательной системы внеурочная деятельность представляет собой один из ее элементов, который, при интеграции с другими, будет способствовать развитию и эффективности воспитания школьников.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 38KB)
Перед школой встала задача концептуально и методически разработать построение этой программы для начального и основного уровней общего образования. Фактически она состоит из двух преемственных подпрограмм воспитания и социализации школьников и включает такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.
Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации, определяют основные ценностные ориентиры, к которым относятся: гражданская идентичность как ключевой компонент российской идентичности; идеалы и ценности гражданского общества, в том числе человеческой жизни, семейные, трудовой этики и пр.; патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и развития общества и государства. Эта система ценностей, представленная в фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность.
Разработку модели воспитательного процесса в МОУ «Милославская СОШ» можно условно разделить на три этапа:
1. 2012/2013 учебный год – проектный этап, включающий в себя поиск оптимальной организации взаимодействия воспитательной, учебной и внеучебной деятельности в МОУ «Милославская СОШ»; в качестве организационного механизма был использован опыт реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках Программы воспитания школы «Путь к успеху».
2. 2013/2014 учебный год – организационно-деятельностный, когда происходит создание и функционирование разработанной модели организации воспитательной системы посредством ее ресурсного обеспечения, интеграция кадровых ресурсов школы.
3. 2014/2015 учебный год – рефлексивный, когда происходит анализ и коррекция деятельности коллектива школы по разработке модели.
4. Одновременно стартует аналитический этап как осуществление анализа и оценки функционирования созданной модели; необходима разработка критериальной базы и диагностического инструментария для изучения состояния действующей в нашей школе модели воспитательного процесса с учетом ФГОС.
Предметом анализа и оценки станут:
- ресурсная обеспеченность воспитательной системы;
- включенность учащихся и родителей в реализацию системы внеурочной деятельности как части воспитательного процесса;
- вариативность направлений, видов и форм организации внеурочной деятельности;
- продуктивность воспитательного процесса, в том числе внеурочной деятельности (достижения детей в выбранных видах деятельности);
- удовлетворенность участников воспитательного процесса его организацией и результатами.
- портфолио ученика;
- самооценка;
- выставка достижений учащихся и др.
Кроме этого, разработка модели организации воспитательного процесса в МОУ «Милославская СОШ» осуществлялась с учетом следующих требований к условиям воспитания и социализации учащихся:
- создание культурно-воспитательной среды образовательной организации, содержащей ценности российской нации, народов России, Рязанской области и местного сообщества;
- создание социально-воспитательной среды образовательной организации, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан), российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории;
- создание эстетической среды образовательной организации, воссоздающей ценности красоты, гармонии;
- создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю МОУ «Милославская СОШ», его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события его прошлого и настоящего;
- работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
- взаимодействие при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с организациями дополнительного образования, культуры и спорта Милославского муниципального района;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
- интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, Рязанской области, России;
- педагогическая поддержка детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.
Таким образом, Программа воспитания и социализации представляет собой интегрирующий документ, охватывающий осуществление духовно-нравственного развития и расширения ценностей, социально-нормативной сферы обучающихся в рамках отдельных учебных дисциплин, курсов, относящихся к инвариантной, вариативной частям учебного плана и внеурочной деятельности. При этом как учебные программы, так и программы внеурочной деятельности должны включать в себя: описание ценностей, которые могут быть усвоены обучающимися в процессе образовательной (учебной) и внеурочной деятельности; характеристику основных компонентов содержания (предметного, межпредметного), форм учебной и внеурочной деятельности, раскрывающих данные ценности, а также планируемые результаты освоения указанных программ.
Согласно ФГОС, образовательная организация несет ответственность за результаты освоения основной образовательной программы учащимися, за формирование структуры этой программы и все необходимые условия ее реализации. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся школа должна предусмотреть время, как на учебные курсы и их увеличение, так и на внеурочную деятельность, найдя оптимальные формы их организации в образовательном процессе, способ чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы.
В материалах сопровождения ФГОС (в частности, в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения) констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
В условиях функционирования школы как воспитательной системы внеурочная деятельность представляет собой один из ее элементов, который, при интеграции с другими, будет способствовать развитию и эффективности воспитания школьников.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 38KB)
Скачать вложение