Самообследование процесса реализации инклюзивного образования общеобразовательной организацией
Автор: Царева Татьяна Александровна, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования ОГБУ ДПО "РИРО"
Методические рекомендации.
Право на образование является важнейшим социокультурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека.
Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/ или детей-инвалидов на образование.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидов – как взрослых, так и детей [23].
В России в последние десятилетия был разработан ряд документов, содержащий новый взгляд на детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов, как на особую группу общества, обладающую специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке [10].
Инклюзивное образование (ИО) с момента ратификации в 2012 году Конвенции ООН по правам инвалидов стало одним из ведущих направлений модернизации образования, проводимой в последние десятилетия в России [8].
Понятие «инклюзивное образование» введено в Закон об образовании в Российской Федерации (№ 273-ФЗ), который вступил в действие в 2013 году, но, несмотря на это, не только ученые, но и управленцы, педагоги по-разному трактуют это понятие и поэтому по-разному выстраивают политику и практику инклюзии [23].
Часто принимаемое за основу понимание инклюзии только «как процесса совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов с нормативно развивающимися сверстниками» в том виде, в котором оно реализуется на практике, снижает качество образовательного процесса в целом и дискредитирует саму идею инклюзии.
В связи с этим актуальными становятся разработка системы критериев и показателей, определяющих состояние инклюзивного образования. Для оценки необходимо использовать инструменты, позволяющие конкретизировать, как принципы инклюзивного образования реализуются в практике общеобразовательных организаций. Такая технология позволит общеобразовательным организациям правильно спланировать инклюзивный образовательный процесс, организовать его с учетом запросов всех заинтересованных участников [11; 12; 13]. 6
В настоящее время проблематика инклюзии является очень широкой. В отечественной литературе тема инклюзии обсуждается главным образом в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью, тогда как в зарубежной литературе инклюзия понимается в более широком контексте – как адаптация общества к особенностям всех составляющих его индивидов. Имеющееся состояние инклюзивного образования требует анализа теоретико-методологических основ и разработки технологии проведения самообследования процесса реализации инклюзивного образования общеобразовательной организацией [20].
Данное методическое пособие адресовано общеобразовательным организациям, ориентированным на развитие инклюзии в своей школе. Предложенная технология самообследования процесса реализации инклюзивного образования общеобразовательной организацией позволит проанализировать основные проблемы развития инклюзии в школе и спланировать необходимые мероприятия по изменению и усовершенствованию инклюзивной образовательной среды, организовать развитие инклюзивного процесса в школе с учетом нормативных требований и запросов всех участников образовательного процесса.
Полный вариант статьи во вложении (pdf, 830Kb)
Скачать вложение