Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ
Автор: Большаков Евгений Алексеевич, преподаватель ОГБОУ ДПО "РИРО"
Представлен материал для средних общеобразовательных школ с целью использования его для подготовки и проведения уроков ОБЖ.
Несмотря на осуществление в последние годы широкого спектра законодательных, нормативных правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, устойчивой тенденции к уменьшению размеров людских потерь и материального ущерба от аварий, катастроф, стихийных бедствий, различных опасных ситуаций в быту, социальной сфере, на производстве не наблюдается. Опыт показывает, что деятельность по увеличению надежности технических объектов, созданию алгоритмов безопасного управления ими, разработке совершенных средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного и биолого-социального характера является малоэффективной без учета человеческого фактора.
При этом в настоящее время стало очевидно, что учет данного фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей совокупности знаний и умений. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Для этого нужно создавать новую парадигму образования в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.
Значительные резервы для этого заложены в организации комплексного воздействия на людей в целях развития качеств личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства, привития уверенности в необходимости и действенности защитных мероприятий, формирования физической и психологической устойчивости в условиях воздействия неблагоприятных факторов. Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ).
В данной работе впервые предпринята попытка осмыслить категорию «культура безопасности жизнедеятельности», провести ее семантический анализ, дать классификацию объектов формирования КБЖ, определить технологии и направления формирования культуры, перспективы ее развития, а также оценить социально-экономический эффект от привития населению культуры безопасности жизнедеятельности.
Безусловно, что ввиду новизны и сложности рассматриваемого вопроса не все аспекты культуры безопасности жизнедеятельности нашли свое отражение в данном труде. Поэтому крайне полезны будут все предложения и замечания по настоящей Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 254KB)
При этом в настоящее время стало очевидно, что учет данного фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей совокупности знаний и умений. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Для этого нужно создавать новую парадигму образования в духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать опасные объекты, явления во всех связях и отношениях, оценивать риски, прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия реализации опасных ситуаций.
Значительные резервы для этого заложены в организации комплексного воздействия на людей в целях развития качеств личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства, привития уверенности в необходимости и действенности защитных мероприятий, формирования физической и психологической устойчивости в условиях воздействия неблагоприятных факторов. Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ).
В данной работе впервые предпринята попытка осмыслить категорию «культура безопасности жизнедеятельности», провести ее семантический анализ, дать классификацию объектов формирования КБЖ, определить технологии и направления формирования культуры, перспективы ее развития, а также оценить социально-экономический эффект от привития населению культуры безопасности жизнедеятельности.
Безусловно, что ввиду новизны и сложности рассматриваемого вопроса не все аспекты культуры безопасности жизнедеятельности нашли свое отражение в данном труде. Поэтому крайне полезны будут все предложения и замечания по настоящей Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 254KB)
Скачать вложение