Конспект классного часа по развитию умения подростков конструктивно разрешать конфликты: "А вы умеете строить…?"
Автор: Холина Наталья Андреевна, педагог-психолог, МБОУ «СОШ N6», г. Сасово, Рязанская областьМатериалы подготовлены Елгиной С.В., доцентом кафедры ПО и ППС ФГОС РИРО.
Подростковый возраст – это один из самых существенных периодов в индивидуальном развитии человека. Подростковый период С. Холл называл периодом «бури и натиска», подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. В современном обществе конфликты, возникающие в данном периоде развития, связаны, прежде всего, с изменением положения человека в жизни, изменением мотивационной сферы, противоречиями между увеличением числа потребностей и ограниченной возможностью их удовлетворения, утверждением своего Я.
Одной из проблем динамики развития конфликтов является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта. В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит – и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной. Необходимо ненавязчиво помочь подростку научится разрешать конфликтные ситуации на практике.
Без конфликта личность невозможна, поскольку в конфликте происходит воспитание и развитие личности, дающее огромный скачок в случае разрешения конфликтной ситуации.
Цели и задачи классного часа:
- познакомить учащихся с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;
- развитие умений анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;
- развитие навыков коллективной работы.
Форма проведения: групповая.
Количество участников: 15-20 чел.
Время занятия: 40 минут.
Возраст: 6-7 класс.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, яркий скотч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ.
Здравствуйте ребята, мне очень приятно вас всех сегодня видеть. Тема нашего классного часа на слайде: «А вы умеете строить …?»
Как вы думаете, что мы сегодня будем учиться строить?
А что можно построить?
С чего начинается строительство? (с рисунка, с макета).
2. РАЗМИНКА.
МОТИВАЦИЯ: психолог задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят несколько учеников. Им дается задание нарисовать здание. Ученики начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, окна – большие, лестница – обязательна, на крыше труба и т.д. После того как учащиеся закончили рисунок, делается вывод, что художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Обсуждение.
Почему ребята рассержены?
Что произошло в данной ситуации?
Почему рисунок не получился?
Что не было сделано до начала работы?
Можно было избежать конфликта?
Как?
Анализируя высказывания детей, психолог помогает им придти к выводу, что результаты работы зависят от того, соблюдались ли правила. Значит можно строить не только здания, но и «отношения».
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.
Но прежде чем начать, давайте обговорим ПРАВИЛА РАБОТЫ:
- Правило активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий.
- «1 микрофон» – перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
- «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»
- Принцип доброжелательности. Это правило означает, что мы относимся к другим участникам доброжелательно и уважительно, стараемся их поддержать и помочь. Все слова критики необходимо выражать в корректной форме, а также не забывать озвучивать достоинства других участников.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ.
Афоризм на слайде: «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну»
Ребята, а как понять данный афоризм.
Что объединяет понятия «война» и «конфликт»? Ответы учащихся.
Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации? (Дети поднимают руки.) Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация.
УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЧИНОЙ КОНФЛИКТА БЫЛО ТО, ЧТО...». Учащимся предлагается закончить предложение.
Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково.
ИНДИЙСКАЯ ПРИТЧА «МУДРЕЦЫ И СЛОН».
Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили трое слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как?
«Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его».
«Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он – слон».
Итак, пошли мудрецы смотреть слона.
Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед – назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Нет на веер!» – «На дерево!» – «На веревку!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!».
Кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.
А ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?
Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Структура конфликта:
КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
Как и болезни, конфликты лучше предупреждать, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
СИТУАЦИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. Вам представлены ситуации на слайде.
Окажите мягкое противостояние.
А как можно избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
ü Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими.
ü Друг обещал принести новую игру, но отдал другому другу.
ü Ты хочешь приобрести себе новую модель телефона со всеми функциями, а родители отказывают тебе, говоря, что это дорогая вещь и школьнику она ни к чему.
ü Вы с другом решили вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти: один хочет в парк, а второй в кино.
ü Ты принес учительнице домашнее задание, а она не хочет его принимать, утверждая, что ты его списал.
ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ:
Вопрос для девочек: Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?
Вопрос для мальчиков: Что происходит, если конфликт разрешается правильно?
Что необходимо делать, чтобы решить конфликт? Ответы учащихся.
Разрешение и предотвращение конфликта: временный разрыв, согласие, понимание, умение слушать, анализ своих действий, компромисс, юмор, признание достоинств.
Просмотр видео «Мосты».
УПРАЖНЕНИЕ «ВСТРЕЧА НА УЗКОМ МОСТИКЕ». Двое участников становятся на линии, проведенной на полу ярким скотчем, лицом друг к другу так, чтобы между ними было расстояние около 3 м.
Психолог объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».
Обсуждение.
Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогло, а что мешало успешно выполнить его?
Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?
В выигрыше оказались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто, прежде всего, старался помочь партнеру.
4. РЕФЛЕКСИЯ. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАНЯТИЯ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
Общение – основа разрешения конфликта и сегодня мы с вами заложили фундамент. А вот то, какое здание у Вас в итоге получится, решать только Вам.
А теперь давайте улыбнемся, и чтобы в нашем коллективе не было конфликтов, пожмем друг другу руки.
Какое впечатление оставил у вас классный чаc?
РЕЗЕРВНЫЕ ЗАДАНИЯ, ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ
Ситуации для обсуждения (где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом).
Вы получаете записку с вашим именем: “А + В = Любовь”.
Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание, так как тема урока очень важна, вам по этой теме завтра писать контрольную работу.
Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
По дороге в столовую, тебе наступили на ногу. Твои действия?
Пословицы для обсуждения:
- Лучший способ решать конфликты – избегать их.
- Нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав.
- Человек без дружбы, что дерево без корней.
- Говорить легко, да делать тяжко.
- Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Мягко стелет, да жестко спать.
- Рука руку моет.
- Правда – то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
- Убивай врагов своей добротой.
- Честная сделка не вызывает ссоры.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
- Кто дарит, друзей наживает.
- Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
- На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
- В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные.
- Если в тебя швырнули камень – брось в ответ кусок ваты.
- Взаимные уступки прекрасно решают дела.
Литература:
1. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб: Речь, 2008 – 336 с.
2. Кочюнас Р. Групповая психотерапия. М.: «Академический Проект», 2014 – 240 с.
3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2008 – 230 с.
4. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. СПб.: Речь, 2007 – 208 с.
Скачать вложение