Интегрированные психолого-педагогические технологии в практике коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ
Автор: Елгина Светлана Владимировна, доцент кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС РИРО
Для учителей, педагогов-психологов, руководителей ОУ, работающих с детьми с ОВЗ.
В последнее десятилетие в нашей стране произошли глобальные изменения в системе образования. В нормативно-правовой документации РФ стал использоваться термин «дети с ограниченными возможностями здоровья», суть которого отражает необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав [4, с. 30]. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала.
Для решения данной проблемы в стране вводится инклюзивное образование, призванное обеспечить равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей [3, с. 4].
Обучение детей с ОВЗ, имеющих особые образовательные потребности, в современном инклюзивном образовательном учреждении предполагает в качестве обязательного элемента деятельности коллектива психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образования. Для успешного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ необходим комплексный подход, предполагающий согласованную деятельность сопровождающих специалистов разного профиля (психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов), а также активное вовлечение родителей в инклюзивное образовательное пространство. Все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги, администрация учреждений, ближайшее социальное окружение) должны быть подготовлены, в первую очередь, психологически к включению детей с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Система психолого-педагогического сопровождения в условиях общеобразовательной школы выполняет ряд функций, одна из которых – коррекционная. Данная функция выступает процессом психолого-педагогической поддержки, подразумевая коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих вторичные или психологические последствия дефекта.
Готовность педагога к коррекционному воздействию, является одним из ключевых требований успешного психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ и складывается из следующих компонентов:
- теоретического компонента (знания основ психофизиологии ребенка, основ коррекционной педагогики и специальной психологии);
- личностной готовности;
- практического компонента (знания методик проведения коррекционных и развивающих занятий) [1].
В структуру коррекционного сопровождения ребенка с ОВЗ входят:
1. Диагностика – выявление нарушений психофизического развития ребенка (первичных и последующего порядка).
2. Установка – создание установки у детей на активный коррекционный процесс.
3. Коррекция – коррекция и компенсация нарушений психофизического развития.
4. Оценка – анализ эффективности проведения коррекционной работы.
В индивидуальном учебном плане ребенка с ОВЗ должны быть предусмотрены часы для проведения с ним коррекционно-развивающих занятий. Эти часы необходимо учитывать, определяя предельно допустимую недельную учебную нагрузку таких детей.
Чтобы добиться позитивных изменений в обучении и развитии детей с ОВЗ, педагогами-психологами, учителями, дефектологами на коррекционно-развивающих занятиях должны широко применяться различные психолого-педагогические технологии. При грамотном использовании сочетания как традиционных, так и инновационных технологий у детей с ОВЗ будут развиваться школьная мотивация, познавательная активность и творческие способности, преодолеваться и компенсироваться нарушения их физического и умственного развития.
Так, применение в коррекционной работе традиционных технологий обучения, основанных на эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся, позволяет развивать воображение детей, вызывая различные ассоциации, которые связаны с их жизненным и чувственным опытом, стимулирует развитие их речи.
Возможна также модернизация традиционных технологий с помощью включения в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
В результате использования объяснительно-иллюстративных технологий экономится время, сохраняются силы педагога и детей, легче происходит усвоение сложного учебного материала.
Специфические образовательные потребности разных категорий детей с ОВЗ различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют активизировать и реализовать их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также сгладить проявление первичного нарушения здоровья [4, c. 118].
В этом плане весьма эффективно использование коррекционно-развивающих возможностей игровых технологий на занятиях с детьми с ОВЗ. Разумно организованная разносторонняя игровая деятельность, доступная каждому ребенку и учитывающая психофизические возможности включенных в нее детей, может быть как общеразвивающего, так и специализированного воздействия. Игра позволяет активизировать и реализовать их сохранный познавательный и личностный потенциал, а также сгладить проявление первичного нарушения здоровья [3, с. 5].
Большую коррекционную помощь может оказать применение личностно-ориентированных технологий, направленных на осуществление учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся с ОВЗ. Использование данной технологии позволяет педагогу формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, развивает у них взаимопонимание, сотрудничество, уверенность в себе и ответственность за свой выбор.
К технологиям компенсирующего обучения, формирующим реабилитационное пространство, относятся, прежде всего, следующие:
- проявление любви к ребенку (заботы, гуманного отношения и душевного тепла);
- понимание того, с какими трудностями и проблемами сталкивается ребенок;
- принятие его таким, какой он есть, со всеми присущими ему особенностями;
- проявление к нему сострадания, участия, а также готовность оказать необходимую поддержку;
- развитие у него начальных навыков саморегуляции, основ владения своими эмоциями.
Такое отношение и поведение со стороны взрослого, педагога имеет немаловажное значение для детей с ОВЗ, ведь зачастую спокойное ласковое прикосновение к ребенку помогает ему успокоиться, включиться в продуктивную учебную деятельность.
Приведем примеры использования инновационных педагогических технологий, весьма эффективных в практике коррекционно-развивающей работы с учащимися с ОВЗ.
1. Метод ассоциаций.
Например, ассоциация букв с различными предметами и рисунками.
«Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:
СТАКАН и ТУФЛИ
КАРАНДАШ и ШЛЯПА
ТЕЛЕФОН и АРБУЗ».
2. Ассоциативный тренинг.
«В каждом предмете найдите спрятанные цифры». Не забывайте предоставить здесь ребенку роль ведущего в творчестве.
3. Техника «Ты – учитель».
«Найди ошибки, которые сделал «педагог – ученик» и исправь их».
4. Занятия в нетрадиционной форме:
- игра-путешествие,
- тест-викторина,
- мини-спектакль,
- виртуальная экскурсия,
- ролевые игры.
5. Развитие речевого дыхания.
Например, игры «Попади в ворота», «Футбол», «Прожорливые фрукты» помогают детям развить правильное (физиологическое) дыхание, научиться говорить плавно, спокойно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Так, в игре «Прожорливые фрукты» сначала распечатываются и вырезаются картинки с фруктами. Затем их приклеивают на коробку. Ребенок задувает лёгкие предметы, например, бумажные шарики в ворота, которыми служит вырезанный у фрукта рот. Можно устроить игру-соревнование, разделив детей на команды. У арбуза и ананаса рот – ворота побольше, далее игру можно усложнить, заменив одни фрукты на другие, у которых ворота меньше.
6. Упражнения на развитие мелкой моторики, внимания.
«Нарисуй весь узор, не отрывая карандаша».
7. Развитие внимания, наблюдательности, логики.
8. Арттерапия + песочная терапия.
Рисование на песке (его можно заменить манной крупой) приносит ребенку много позитивных эмоций. Для организации такого детского творчества можно использовать противень или широкий, но неглубокий лоток, на который тонким ровным слоем насыпается манка. Ребенок пальчиками или с помощью кисточки прорисовывает на ней различные узоры. Так рисунок проявляется на дне противня. Помимо этого, манку можно насыпать на противень каким-либо узором или рисунком. Огромным плюсом в таком творчестве служит то, что при использовании манки ребенок получает возможность корректировать свое творение, засыпая небольшим слоем крупы лишние штрихи и детали.
9. Изотерапия
Виды:
- Рисование.
- Лепка.
- Аппликация.
- Тестопластика.
- Аппликационная лепка.
- Цветотерапия.
- Ручной труд.
10. Сказкотерапия.
Задачи:
- активация мышления и речи;
- развитие дыхательного аппарата, саморегуляции, контроль дыхания;
- развитие мелкой моторики; снятие нервно-психического напряжения;
- моделирование положительного психоэмоционального состояния;
- формирование адекватного межличностного поведения;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие способности преодолевать барьеры в коммуникации;
- создание благоприятных условий для развития произвольности действий, способности к саморегуляции;
- оказание влияния на осознание детьми своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний;
- содействие формированию позитивной «Я-концепции» и развитию уверенности в себе [2, с. 56-57].
Таким образом, организация коррекционно-развивающей работы педагогов с помощью интегрированных психолого-педагогических технологий, включающих как традиционные, так и инновационные методы и формы обучения, способствует повышению эффективности учебной деятельности детей с ОВЗ, оптимизирует их включение в общую систему образования, ускоряет их социализацию и интеграцию в общество.
Библиографический список:
1. Горшкова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.;URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15950 (дата обращения: 24.09.2017).
2. Ергалиев А.С. и др. Применение инновационных педагогических технологий в практике психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 35. – С. 51–58. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771182.htm. (дата обращения: 19.09.2017).
3. Лазуренко С.Б., Простова М.В. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.
4. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001. – С. 30-46.
Приложения к статье во вложении (doc, 46KB)
Скачать вложение