Проблема лидерства в детском ученическом коллективе
Автор: Чурикова Ирина Эдуардовна, доцент кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС РИРО
В данной статье мы рассматриваем особенности работы с лидерами. Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых острых, актуальных в современной школе. Лидер в классе — опора классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели.
Лидерство - отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.
Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив обучающихся невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели.
Лидерами не рождаются, лидерами становятся, и развить в ребенке те или иные качества реально.
Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают.
Необходимо обратить внимание на распределение командных ролей лидеров. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие командные роли лидеров в детском коллективе.
1. Приводящий в действие, он же лидер – двигатель работы команды.
2. Оценщик - именно «оценщик» способен вычленить из массы идей, рожденных коллективом в результате «мозгового штурма», те рациональные зерна, работа над которыми способна дать положительные результаты.
3. Коллективист - поддерживает товарищеский климат в коллективе, создает командный дух, помогает устранять разногласия.
4. Исполнитель - обладает высокой работоспособностью и самодисциплиной. Именно он является звеном, перерабатывающим идеи в рабочие задачи, и стержнем, регулирующим упорядоченность деятельности команды.
5. Доводчик - контролирует процесс доведения дела до конца, следит, чтобы в процессе работы над проектом не упускались детали.
6. Разведчик - выполняет функцию дипломата, находит новых партнеров, новые возможности, ведет переговоры и улаживает конфликты.
7. Мыслитель - генерируют новые идеи, способные вывести из застоя и рутины работу всего коллектива. Именно они производят революцию во всех областях командной работы.
8. Координатор - обладает всеми чертами руководителя. Он прекрасный коммуникатор: умеет находить подход к каждому члену команды, не позволяет эмоциям властвовать над делом.
9. Специалист - человек, незаменимый при возникновении критических ситуаций и разработке новых решений.
Влияние лидера на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей, а положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подает хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.
С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.
В работе с отрицательными лидерами педагогу можно дать следующие рекомендации:
-
Если агрессивное поведение подростка создает в классе «моду» на агрессию, боритесь не с агрессивным лидером, а с подражанием ему. Выберите, на кого вы хотите воздействовать: на друзей лидера, на другого популярного подростка, на тех детей, кто в оппозиции с агрессивным лидером, или на учеников, которые не вовлечены в отношения с лидером.
-
Сверстники воспринимают лидера некритично, поэтому не пытайтесь развенчать его образ. Продемонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем, чье поведение вы хотите изменить. Поддерживайте индивидуальность учеников: интересуйтесь личным мнением, сравнивайте точки зрения, старайтесь услышать не только ответы, но и аргументацию.
-
Определите, какое поведение подражателей вы хотите искоренить, например, нарушения закона, курение, грубость. Негативно реагируйте на этот тип поведения: делайте замечания, запрещайте, ставьте в известность родителей, выражайте свое неодобрение.
-
Решите, какое поведение учащихся вы будете поддерживать. Например, вас устраивает готовность подростков к диалогу с вами, их чувство юмора или общительность. Поощряйте это: выслушивайте, хвалите, ведите диалог, задавайте вопросы. Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных. Например, замените фразу: «Ну, вы же не слушаете!» на обращение к лидеру: «Ты меня не слышишь».
-
Соблюдать личные границы подростков Личные границы – это предел, который нельзя нарушать без разрешения, область неприкосновенности. Личность имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Человек воспринимает нарушение личных границ как насилие и может проявлять ответное насилие: неуважение, пренебрежение, пассивный протест, открытую агрессию.
-
Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка.
-
Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.
-
Соблюдайте правило: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Храните тайны, не разглашайте то, что узнали о подростке от других людей или от него самого в личной беседе.
-
Признайте право подростка чувствовать что-то свое и по-своему относиться к ситуации. Не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда подросток проявляет свои чувства. Не обесценивайте его переживания. Например, откажитесь от фразы: «Что ты злишься из-за ерунды». Подросток воспримет такое отношение как несправедливость. Если хотите выразить свое отношение к чувствам подростка, говорите именно о себе: «Я этого не понимаю» или «А мне нравится».
-
Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.
-
Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.
В работе с детским коллективом необходимо обратить внимание на качества, которые присущи лидерам. Это - целеполагание, мотивация, влияние, планирование, командообразование, эмпатия, гибкость.
Учителю необходимо выстраивать свою работу с лидерами, учитывая подходящий способ влияния (педагогический; бихевиористический (поведенческий); НЛП-подход; доверительный; информационный; пресечение).
Самым эффективным способом работы с лидерами подростками является сотрудничество.
1. Принимайте лидера всерьез. Считайтесь с его мнением. Не опекайте чрезмерно и не давите на него.
2. Установите партнерские отношения. Помните, у Вас с лидером общая цель - поддерживать такую атмосферу в классе, которая будет помогать продуктивному образовательному процессу.
3. Замечайте и поддерживайте его интересы и инициативу.
Не игнорируйте, не запрещайте что-то лидеру, если это не вредит образовательному процессу.
4. Выслушивайте до конца. Будьте тем, кто его слышит - и он научится слышать вас и считаться с вашим мнением.
5. Поддерживайте устойчивые отношения. Старайтесь ежедневно хотя бы две минуты разговаривать с лидером.
6. Не ругайте его при остальных учениках. Не высказывайтесь о нем насмешливо, тем более - унизительно. Выражайте свое недовольство в личной беседе.
В заключение хотелось бы привести слова Сергея Лукьяненко: «Лидер – это не тот, кто впереди на лихом коне, это тот, кто направит каждого в нужную сторону и сумеет вовремя остановиться сам».
Литература:
1. Т.Ф. Базылевич Психология высших достижений личности (психоакмеология): монография / Базылевич Т.Ф. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 331 с - Режим доступа: http://znanium.com.
2. Н.С. Ефимова Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Ефимова Н.С. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 192 с. - Режим доступа: http://znanium.com.
3. Д. Клоусон Лидерство третьего уровня: Взгляд в глубину: / Клоусон Д. - М.:Альпина Паб ишер, 2017. - 519 с. - Режим доступа: http://znanium.com.
4. Т.В. Мальцева Психология : учеб. пособие / Мальцева Т.В. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 275 с.- Режим доступа: http://znanium.com
5. Т.В. Эксакусто Основы психологии малых групп и управления коллективом: учеб. пособие / Эксакусто Т.В. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. - 209 с.- Режим доступа: http://znanium.com
6. М. Шалунова Лидерство / Шалунова М. - М.: Альпина Пабл., 2016. - 224 с.: - Режим доступа: http://znanium.com.
Скачать вложение