Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Автор: Мелешина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат», с. Мосолово, Рязанская областьКонспект урока литературы в 7 классе
Аннотация
Основной целью данного урока является продолжение работы по изучению творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, пробуждение интереса к его произведениям. Учащиеся обобщили все свои сведения о Михаиле Евграфовиче, познакомились с некоторыми неизвестными страницами биографии и людьми, которые окружали его.
Актуальность данного урока заключается в том, что дети 21 века очень мало знают сведений из жизни знаменитых писателей. Здесь же ребята выполняли задания, которые способствовали раскрытию их творческих способностей, умению работать в группах, а это, безусловно, актуально на сегодняшний день.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.
Цели урока:
- научить распознавать теоретико-литературные понятия,
- углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения,
- развивать умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:
образовательные:
- познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии Салтыкова-Щедрина;
- выявлять особенности жанра сказки в творчестве писателя;
- расширить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом;
- актуализировать понятия сказка, сатира;
- рассмотреть образы главных героев;
развивающие:
- развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
- развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершенствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление;
- закрепить термины: сатира, порок;
- активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
- развивать коммуникативные и информационные компетентности;
- раскрывать творческий потенциал учащихся;
- развивать внимание, связную речь
воспитательные:
- воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
- воспитывать бережное, уважительное отношение к книге.
Планируемые результаты:
Предметные:
- совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям, сравнить их;
- показать особенности жанра сказки в творчестве писателя;
- повторить литературные термины: сказка, юмор, сатира, ирония.
Метапредметные:
Познавательные:
- ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;
- уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата и ранее поставленной цели.
- Коммуникативные:
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
- уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- распознавать истинные и ложные ценности, воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.
Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, компьютер, карточки-задания, выставка книг, портрет писателя, разные издания произведений Салтыкова-Щедрина, учебник: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2017. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, 2016.
Ход урока
1. Психологический настрой
- Добрый день!
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.
2. Реализация домашнего задания
- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя).
Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Сообщения учащихся
Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина (статья учебника о биографии и творчестве стр. 289-290).
Детство писателя: настоящая фамилия писателя Салтыков, псевдоним Щедрин. Родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилось будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, её расчётливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.
Учёба: учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (6 лет).
Творчество: выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883-1886). Сказки Щедрина - произведения иносказательные. Основная задача сказок писателя - это обличие пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.
3. Анализ произведения
3.1. Беседа по содержанию сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- Где начинается действие произведения?
(В Петербурге на улице Подьяческая).
- Кто герои произведения?
(Два генерала и мужик).
- Почему местом действия выбран необитаемый остров?
(Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик выбирает необитаемый остров).
3.2. Композиция сказки.
- Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).
- Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).
- Где развязка? (Возвращение героев в Петербург).
Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.
4. Особенности жанра «Повести…»
Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка? В этом нам поможет толковый словарь.
Сказка-это…
Задания:
- Найдите в «Повести…» сказочные выражения. Определите их роль.
Жили да были два генерала, по щучьему велению, по моему хотению (стр. 291), сказано-сделано (стр. 293), долго ли, коротко ли (стр. 299), он там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало! (стр. 300), этого ни пером описать, ни в сказке сказать (стр. 300).
- Что в «Повести…» не вписывается в сказочный сюжет?
(Описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, упоминание о газетах, «Московские ведомости», река Нева, Подьяческая улица, воспоминание генералов о кухарках).
4.1. Составим сравнительную таблицу
Сказочное в «Повести…» |
Реальное в «Повести…» |
|
|
Вывод: сказочного в этой повести больше, чем реального.
5. Физминутка.
6. Работа над образами главных героев.
- Продолжаем работу по анализу произведения.
- Работать будем по группам (учащиеся получают групповые карточки-задания).
-Теперь поговорим о главных героях произведения: мужике и двух генералах.
1 группа - характеристика мужика.
- Кто такой мужик? (Зависимый крестьянин).
- Каким же изображён в сказке мужик? Найдите его портрет («…под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы).
- Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).
- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (Мужик делает попытку «дать стрекача», но тут же подчиняется. Умело услужливает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и его трудом не гнушалися!»).
- Как вы думаете, воплощает ли мужик в себе черты русского народа? Какие? (Воплощает. Автор печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь заставлять работать на себя. Салтыков-Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие).
2 группа - характеристика генералов.
- Кто такой генерал? (Генерал - высокий чин).
- Что мы знаем о петербургской жизни генералов? (Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»).
- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?
(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал «Табель о рангах», поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребёнок, рос и чин).
- Подведём итоги групповой работы.
Выступления учащихся, заполнение таблицы.
- Вывод:
в сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему «Я», готов гнуть спину под постоянными упрёками ленивых генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчёмных человека должны ценить его?
6.1 Викторина
Вопросы:
1 Как два генерала оказались на необитаемом острове?
а) в результате кораблекрушения;
б) по щучьему велению, по моему хотению;
в) прилетели на ковре-самолёте.
2 В чём мужики варили суп?
а) в котелке;
б) в пригоршне;
в) в кастрюле.
3 Какую газету читали генералы на необитаемом острове?
а) «Московскую правду»;
б) «Московские ведомости»;
в) «Вестник Москвы».
4 Как генералы отыскали на острове мужика?
а) по следам, оставленным на песке;
б) по его храпу;
в) по запаху мякинного хлеба.
5 Кем этот мужик работал в Петербурге?
а) поваром;
б) кузнецом;
в) маляром.
6 В каком виде два генерала прибыли на остров?
а) в мундирах;
б) в ночных рубашках;
в) в шубах и валенках.
7 Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?
а) пуговицу;
б) орден;
в) платок.
8 Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?
а) научиться работать;
б) всё время спать;
в) найти мужика.
9 На какой улице в Петербурге жили генералы?
а) на Невском проспекте;
б) на Фонтанной;
в) на Подьяческой.
10 Из чего мужик сделал силки для птиц?
а) из собственных волос;
б) из собственной рубахи;
в) из собственных лаптей.
11 Как генералы вернулись домой?
а) заснули и проснулись дома;
б) так же, как и попали на остров;
в) мужик построил корабль.
12 Как генералы мужика при себе удерживали?
а) цепью приковали;
б) верёвочкой привязали;
в) смирительную рубашку надели.
13 Чем генералы наградили мужика?
а) дали много денег;
б) медалью;
в) рюмкой водки и пятаком.
1а,2б,3б,4в,5в,6б,7б,8в,9в,10а,11в,12б,13в
7. Подведение итогов.
- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?
(В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам).
- Каково значение «Повести…»? Против чего протестует автор?
(Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, заставляют работать на себя).
М.Е. Салтыков-Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России. Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и терпение.
- Как вы понимаете высказывание самого писателя?
«Мир грустен, и я грущу вместе с ним; мир вздыхает, и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя».
- Таким образом, сказка Салтыкова-Щедрина отличается от народной. Автор создал сказки для детей «Изрядного возраста», т.е. для взрослых.
- Почему автор обращается именно к жанру «Цензура»
- Как вы думаете, так ли были наивны работники цензуры?
Я зачитаю заключение одного из цензоров того времени: « Намерение господина Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства».
Рефлексия
Продолжить фразу:
Я смог…..
Меня удивило……
Мне захотелось…. -
8. Домашнее задание:
Законспектировать биографию писателя в литературный словарь.
Литература
1. Ахмадулина Р.Г. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 132 с.
2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.-358 с.
3. Нартова К.М. Книга для внеклассного чтения. Санкт-Петербург. Просвещение, 2000. – 398 с.
4. Салтыков-Щедрин М.Е. Сборник произведений. 1999.- М.: Астрель- 352 с.
5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное Государственное Бюджетное Научное Учреждение. «Федеральный институт педагогических измерений». URL: http://fipi.ru/ (15.09.2019)
6. Корпорация «Российский учебник» URL: https://rosuchebnik.ru/ (15.09.2019)
Вложение содержит полный текст статьи (doc, 77KB)
Скачать вложение