РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Автор: Мелешина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат», с. Мосолово, Рязанская область

Конспект урока литературы в 7 классе

Аннотация

Основной целью данного урока является продолжение работы по изучению творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина, пробуждение интереса к его произведениям. Учащиеся обобщили все свои сведения о Михаиле Евграфовиче, познакомились с некоторыми неизвестными страницами биографии и людьми, которые окружали его.

Актуальность данного урока заключается в том, что дети 21 века очень мало знают сведений из жизни знаменитых писателей. Здесь же ребята выполняли задания, которые способствовали раскрытию их творческих способностей, умению работать в группах, а это, безусловно, актуально на сегодняшний день.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

Цели урока:

-       научить распознавать теоретико-литературные понятия,
-       углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения,
-       развивать умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

Задачи:

образовательные:

-       познакомить обучающихся с отдельными фактами биографии Салтыкова-Щедрина;
-       выявлять особенности жанра сказки в творчестве писателя;
-       расширить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина;
-       формировать навыки исследовательской работы с текстом;
-       актуализировать понятия сказка, сатира;
-       рассмотреть образы главных героев;

развивающие:

-       развивать речь учащихся, навыки монологической речи;
-       развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, совершенствовать навыки анализа текста, развивать логическое мышление;
-       закрепить термины: сатира, порок;
-       активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
-       развивать коммуникативные и информационные компетентности;
-       раскрывать творческий потенциал учащихся;
-       развивать внимание, связную речь

воспитательные:

-       воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
-       воспитывать бережное, уважительное отношение к книге.

Планируемые результаты:

Предметные:

-       совершенствовать навыки анализа литературного произведения, дать характеристику героям, сравнить их;
-       показать особенности жанра сказки в творчестве писателя;
-       повторить литературные термины: сказка, юмор, сатира, ирония.

Метапредметные:

Познавательные:

-       ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно;
-       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-       извлекать необходимую информацию из прочитанного и прослушанного текста;
-       уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные:

-       вносить коррективы в действия в случае расхождения результата и ранее поставленной цели.
-       Коммуникативные:
-       владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского литературного языка;
-       уметь строить взаимодействие и продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-       распознавать истинные и ложные ценности, воспитывать самостоятельность как качество, необходимое каждому современному человеку.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, карточки со словами, толковые словари, компьютер, карточки-задания, выставка книг, портрет писателя, разные издания произведений Салтыкова-Щедрина, учебник: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2017. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова, 2016.

Ход урока

1. Психологический настрой

- Добрый день!

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

2. Реализация домашнего задания

- Что вы готовили дома к уроку литературы? (читали сказку, знакомились с биографией писателя).

Сегодня мы с вами посвятим наш урок изучению творчества Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сообщения учащихся

Биография М.Е. Салтыкова-Щедрина (статья учебника о биографии и творчестве стр. 289-290).

Детство писателя: настоящая фамилия писателя Салтыков, псевдоним Щедрин. Родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в богатой помещичьей семье. Запомнилось будущему писателю безропотность слабохарактерного отца и властность матери, её расчётливость, суровый нрав, бесконечные угрозы, наказания не только крепостных, но и собственных детей.

Учёба: учёба началась очень рано. С четырёх лет начал обучаться французскому, а к шести годам был обучен и немецкому языку. С русской грамотой его познакомил крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению. Обучался в Дворянском институте в Москве (1836-1838). Потом обучался в Царскосельском лицее (6 лет).

Творчество: выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая 32 произведения. Сказки создавались в течение 4-х лет (1883-1886). Сказки Щедрина - произведения иносказательные. Основная задача сказок писателя - это обличие пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей. Особенности сказок: фантастика, реальность, комическое, трагическое, гротеск, эзоповский язык.

3. Анализ произведения

3.1. Беседа по содержанию сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

- Где начинается действие произведения?

(В Петербурге на улице Подьяческая).

- Кто герои произведения?

(Два генерала и мужик).

- Почему местом действия выбран необитаемый остров?

(Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик выбирает необитаемый остров).

3.2. Композиция сказки.

- Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров).

- Где кульминация произведения? (Генералы нашли мужика).

- Где развязка? (Возвращение героев в Петербург).

Композиция произведения кольцевая, так как действие начинается и заканчивается в Петербурге.

4. Особенности жанра «Повести…»

Итак, мы говорим о сказках Салтыкова-Щедрина, а можно ли «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» отнести к жанру сказки? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое сказка? В этом нам поможет толковый словарь.

Сказка-это…

Задания:

- Найдите в «Повести…» сказочные выражения. Определите их роль.

Жили да были два генерала, по щучьему велению, по моему хотению (стр. 291), сказано-сделано (стр. 293), долго ли, коротко ли (стр. 299), он там был, мёд – пиво пил, по усам текло, в рот не попало! (стр. 300), этого ни пером описать, ни в сказке сказать (стр. 300).

- Что в «Повести…» не вписывается в сказочный сюжет?

(Описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, упоминание о газетах, «Московские ведомости», река Нева, Подьяческая улица, воспоминание генералов о кухарках).

4.1. Составим сравнительную таблицу

Сказочное в «Повести…»

Реальное в «Повести…»



Вывод: сказочного в этой повести больше, чем реального.

         5. Физминутка.

6. Работа над образами главных героев.

- Продолжаем работу по анализу произведения.

- Работать будем по группам (учащиеся получают групповые карточки-задания).

-Теперь поговорим о главных героях произведения: мужике и двух генералах.

1 группа - характеристика мужика.

- Кто такой мужик? (Зависимый крестьянин).

- Каким же изображён в сказке мужик? Найдите его портрет («…под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклонялся от работы).

- Каким мы видим мужика в сказке? (Талантлив, умеет трудиться, всякая работа ему по плечу).

- Что начинает делать мужик, когда его находят генералы? (Мужик делает попытку «дать стрекача», но тут же подчиняется. Умело услужливает генералам: «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и его трудом не гнушалися!»).

- Как вы думаете, воплощает ли мужик в себе черты русского народа? Какие? (Воплощает. Автор печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь заставлять работать на себя. Салтыков-Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие).

2 группа - характеристика генералов.

- Кто такой генерал? (Генерал - высокий чин).

- Что мы знаем о петербургской жизни генералов? (Автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»).

- Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

(Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал «Табель о рангах», поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребёнок, рос и чин).

- Подведём итоги групповой работы.

Выступления учащихся, заполнение таблицы.

- Вывод:

в сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» мужик, который умеет работать, проявляет смекалку, не является положительным героем. А почему? Потому что он всегда готов подчиняться, работать на того, кто того не заслуживает, он безразличен к самому себе, своему «Я», готов гнуть спину под постоянными упрёками ленивых генералов. Он не может оценить свой труд. Почему же тогда два никчёмных человека должны ценить его?

6.1 Викторина

Вопросы:

1                   Как два генерала оказались на необитаемом острове?

а) в результате кораблекрушения;

б) по щучьему велению, по моему хотению;

в) прилетели на ковре-самолёте.

2                   В чём мужики варили суп?

а) в котелке;

б) в пригоршне;

в) в кастрюле.

3                   Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

а) «Московскую правду»;

б) «Московские ведомости»;

в) «Вестник Москвы».

4                   Как генералы отыскали на острове мужика?

а) по следам, оставленным на песке;

б) по его храпу;

в) по запаху мякинного хлеба.

5                   Кем этот мужик работал в Петербурге?

а) поваром;

б) кузнецом;

в) маляром.

6                   В каком виде два генерала прибыли на остров?

а) в мундирах;

б) в ночных рубашках;

в) в шубах и валенках.

7                   Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

а) пуговицу;

б) орден;

в) платок.

8                   Какое решение приняли генералы, чтобы не умереть с голоду?

а) научиться работать;

б) всё время спать;

в) найти мужика.

9                   На какой улице в Петербурге жили генералы?

а) на Невском проспекте;

б) на Фонтанной;

в) на Подьяческой.

10              Из чего мужик сделал силки для птиц?

а) из собственных волос;

б) из собственной рубахи;

в) из собственных лаптей.

11              Как генералы вернулись домой?

а) заснули и проснулись дома;

б) так же, как и попали на остров;

в) мужик построил корабль.

12              Как генералы мужика при себе удерживали?

а) цепью приковали;

б) верёвочкой привязали;

в) смирительную рубашку надели.

13              Чем генералы наградили мужика?

а) дали много денег;

б) медалью;

в) рюмкой водки и пятаком.

1а,2б,3б,4в,5в,6б,7б,8в,9в,10а,11в,12б,13в

7. Подведение итогов.

- Какие серьёзные проблемы автор поднимает в этом произведении?

(В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам).

- Каково значение «Повести…»? Против чего протестует автор?

(Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, заставляют работать на себя).

М.Е. Салтыков-Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушие, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России. Писатель осуждает паразитическую жизнь генералов, но в то же время с болью в сердце сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения, осуждая чрезмерную покорность и терпение.

- Как вы понимаете высказывание самого писателя?

«Мир грустен, и я грущу вместе с ним; мир вздыхает, и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя».

- Таким образом, сказка Салтыкова-Щедрина отличается от народной. Автор создал сказки для детей «Изрядного возраста», т.е. для взрослых.

- Почему автор обращается именно к жанру «Цензура»

- Как вы думаете, так ли были наивны работники цензуры?

Я зачитаю заключение одного из цензоров того времени: « Намерение господина Салтыкова издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства».

Рефлексия

Продолжить фразу:

Я смог…..

Меня удивило……

Мне захотелось…. -

8. Домашнее задание:

Законспектировать биографию писателя в литературный словарь.

Литература

1.     Ахмадулина Р.Г. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – 132 с.

2.     Коровина В.Я., Журавлёв В.П. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.-358 с.

3.     Нартова К.М. Книга для внеклассного чтения. Санкт-Петербург. Просвещение, 2000. – 398 с.

4.     Салтыков-Щедрин М.Е. Сборник произведений. 1999.- М.: Астрель- 352 с.

5.     Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное Государственное Бюджетное Научное Учреждение. «Федеральный институт педагогических измерений». URL: http://fipi.ru/ (15.09.2019)

6.     Корпорация «Российский учебник» URL: https://rosuchebnik.ru/ (15.09.2019)

Вложение содержит полный текст статьи (doc, 77KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru