Директор - лидер
Автор: Меркулова Татьяна Константиновна
Статья знакомит с управленческими находками директора лицея №4 г.Рязани Ширениной Н.И., заслуженного учителя РФ
Меркулова Т.К., заведующая
центром менеджмента образования
ГОУ ДПО «Рязанский областной институт
развития образования», заслуженный учитель РФ
Директор - лидер
Лидер - это волна,
увлекающая за собой корабль.
Л.Толстой
Жизненное кредо Надежды Ивановны Ширениной, директора МОУ «Лицея № 4» г. Рязани, заслуженного учителя РФ, награжденный государственной наградой – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени – «Все, что делаешь, надо делать хорошо». И она делает…
Надежда Ивановна вместе со своим замечательным коллективом преумножила все достигнутое предшествующими поколениями руководителей и педагогов и в 1991 году создала гуманитарно-экономический лицей - уникальное, инновационное образовательное учреждение.
Надежда Ивановна - образец руководителя нового типа, сочетающего стратегическое управление с тактическими вариантами его решения на уровне инновационного менеджмента. Ей удалось не только выстроить модель современного образовательного учреждения повышенного уровня с учетом основных направлений Президентской национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», но и определить политику развития учреждения. На основе данных прогнозов, стратегического видения будущего лицея сформирована программа развития учреждения, определена миссия, создана целая серия проектов, таких как: «Компьютерные технологии: стандарты и критерии», «Развитие единого открытого информационно-образовательного пространства лицея и его насыщение оперативной информацией как условие достижения современного качества лицейского образования», «В фокусе одаренные дети», «Начальная школа: динамики развития», «Стратегия развития медиатеки Лицея № 4 как центра информационных ресурсов», «Лицей как творческая лаборатория профессионального и личностного развития педагога», «Здоровый учитель».
Как руководитель–менеджер Надежда Ивановна Ширенина определяет развитие и расширение социального партнерства всех типов и уровней, что является важнейшим фактором инновационного развития. Для нее и для коллектива лицея социальные партнеры - это действенная сила, позволяющая создавать современную образовательную среду европейского уровня и в то же время они являются активными участниками образовательного процесса.
Управленческое кредо Надежды Ивановны «Чем больше времени, тем больше дел». Она умеет ценить как свое время, так и время своих коллег. Разработанные ею управленческие документы отличаются высокой юридической культурой.
Управление человеческими ресурсами выстраивается директором МОУ «Лицей № 4» на основе глубокого уважения личности каждого педагога, его позиции, его мнения, но при этом четко выдерживается генеральная линия оптимального развития каждого ребенка поступившего в лицей.
Целенаправленная управленческая деятельность Надежды Ивановны по инновационному развитию образования строится на основе глубокого научно-обоснованного анализа идей развития современного образования в г. Рязани, Рязанской области, России, зарубежных стран, в которых находятся учреждения - партнеры Лицея № 4.
Еще одна составляющая инновационного развития лицея как учреждения нового типа - это тесное сотрудничество лицея со школами-партнерами из Германии, Австрии, Голландии (активно проходит процесс обмена делегациями, ежегодно в лицее обучаются иностранные учащиеся), что позволяет лицеистам легко интегрироваться в общеевропейское образовательное пространство.
Лицей уверенно вышел в открытое всероссийское и мировое образовательное пространство: реализуются долгосрочные проекты с образовательными учреждениями Германии (20 лет), Голландии (18 лет), Австрии (10 лет), с международной организацией AFS «Интеркультура», с немецким культурным центром им. Гете в Москве.
Управленческое мастерство Надежды Ивановны Ширениной в этом случае состоит в умении отобрать из опыта зарубежных партнеров наиболее продуктивные средства компетентностного развития детей, оставляя при этом в качестве ведущего условия наши российские взгляды и подходы к образованию. Надежда Ивановна убеждена, что в лицее № 4 образование должно строиться по российской триаде «развитие + воспитание + обучение».
Приоритетным в этой триаде является развитие. Для успешного развития личности привлекаются. Они в Лицее № 4 являются активными участниками образовательного процесса, и прежде всего, дополнительного образования: кружки, объединения по интересам проводят 30% родителей.
Обладая явными лидерскими качествами: ум, мобильность, умение видеть перспективу, выстраивать добрые отношения с родителями, социальными партнерами, представителями общественности, убедить своих коллег, вселить в них уверенность, воодушевить, Ширенина Надежда Ивановна создала профессиональную управленческую команду.
Управленческая команда - один из главных инновационных ресурсов развития этого образовательного учреждения.
Заместители директора МОУ «Лицей № 4» города Рязани - творческие управленцы: предлагают учителям новые идеи, постоянно изучают их склонности, способности, опыт, мотивируют их к участию в городских, областных, российских и международных проектах, научно-практических конференциях, конкурсах педагогического мастерства, а главное, умеют раскрыть потенциал учителя, его неповторимый педагогический «почерк» и его лучшие личностные качества.
Решающую роль в обеспечении высокого качества образования играют педагоги Лицея. Из 57 учителей 70% имеют высшую квалификационную категорию, 11% - первую.
З.В.Климентовская имеет звание «Народный учитель РФ», она победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 1995 г». Знаками отличия в сфере образования и науки Российской Федерации поощрены 33 педагога; звание «Заслуженный учитель РФ» 4 человека.
6 педагогов являются обладателями Президентского гранта в рамках ПНПО.
С 2009 года Надежда Ивановна Ширенина входит в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по совершенствованию проведения ЕГЭ. Лицейские учителя являются членами жюри конкурсов педагогического мастерства, предметных олимпиад школьников.
Инновационная находка Надежды Ивановны, руководителя – лидера, - в использовании интереснейших научно-методических идей и разработок профессорско-преподавательского состава Рязанского государственного университета, Московского физико-технического института, Санкт-Петербургского государственного Университета, Гете-института в Москве, Рязанской радиотехнической академии. Работа с преподавателями вузов Л.Л.Любимовым, доктором экономических наук, профессором Государственного университета - Высшая школа экономики, О.Е.Вороновой, профессором РГУ, М.И.Денисовой, доцентом, к.п.н. РГУ, Мостяевой Л.В., доцентом, к. ист. РИРО и др. стало мощным фактором повышения профессиональной компетентности лицейских учителей. Результатом совместной деятельности стало:
-внесение изменений в содержание образования (по авторским программам работают – 15 учителей, авторским курсам -22 человека);
-активное использование информационно-коммуникационных технологий, интернет - технологий (87% учителей). Имитационные игры, тренинги, дебаты, как техники интерактивного образования используют более 70% учителей;
-проектный исследовательский, проблемный методы стали ведущими в учебно-воспитательном процессе лицея.
Более 60% педагогов используют социальное проектирование для формирования метапредметных компетенций и личностно - компетентностного развития лицеистов.
Широкое распространение в области имеет научно-методическая деятельность учителей Лицея. Из – под пера педагогов вышли 20 методических пособий. На базе Лицея ежегодно проводятся открытые мероприятия городского, областного, российского и международного уровней:
-встреча с руководителями ОУ г. Липецка «Лицей на Соборной: о времени и о себе»;
-круглый стол для делегации из Австрии в рамках международного проекта «Музыка нас связала»;
-методическая выставка – презентация «Профессиональное партнерство - ресурс развития муниципальной системы образования»;
-прием руководителей института повышения квалификации из Тюрингии (Германия) в рамках сотрудничества с РИРО, РГУ и т.д.
На протяжении многих лет педагоги Лицея проходят стажировку в Германии, Америке, Голландии, в институте развития образования в Тюрингии.
Педагогическое мастерство педагогов сказывается на качестве образования лицеистов. За два последних года выпускники 2010/11 уч. года показали высокие результаты на выпускных экзаменах. 74,5% учащихся сдали ЕГЭ в интервале от 70 до 100 баллов, что выше, чем в 2009 году на 11,8%. При 2-х обязательных экзаменах 17 выпускников сдавали ЕГЭ по 5 предметам. Лицей входит в число лучших школ города и области по результатам сдачи ЕГЭ. В эти годы лицей стал лучшим в ЕГЭ по русскому языку, математике, истории, обществоведению, физике, английскому и немецкому языках, по информатике.
На протяжении нескольких лет Лицей на Соборной возглавляет рейтинговую таблицу победителей и призеров предметных олимпиад г.Рязани и Рязанской области. За два года призерами и победителями стали 179 девчонок и мальчишек (город – 137 человек, область – 37 человек, Россия – 5 человек). Выпускники лицея добиваются высоких результатов в олимпиадах ведущих вузов России МГУ «Ломоносов» – 7 человек; МЭСИ – 1 человек; «Физтех – 2010» - 1, «Физтех – 2011» - 1, человек, Санкт-Петербургский Государственный Университет – 6 человек, Высшая школа экономики - 4 человека; «Шаг в будущее. Профессор Жуковский» МГТУ им. Баумана – 1 человек; Российский Государственный университет нефти и газа им. Губкина - 2 человека). Совместная работа ученых вузов нашей страны, педагогов с одаренными детьми является мощным фактором развития учебного заведения на Соборной. Научные руководители и учителя инициируют и направляют пытливую мысль старшеклассников, прививают интерес к самостоятельным исследованиям. В результате сотрудничества лицеисты становятся призерами межлицейских чтений «Ступени», выступают на студенческих научно-практических конференциях, получают выход на всероссийский уровень конкурсов исследовательских работ старшеклассников.
Стабильно высок показатель выпускников, окончивших Лицей с золотой, серебряной медалями. За последние 3 года 34 выпускника получили медали разного достоинства.
100% выпуска 2009/2010 и 2010-2011 учебного года поступили в престижные институты России (МГУ им. М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа им. Губкина, МГТУ им. Баумана, МГЛУ, МГИМО, Финансовая академия при правительстве РФ, МГУ и т.д.).
Анализ поступления ребят в высшие учебные заведения показывает, что с организацией физико-математического профиля лицея увеличился процент выпускников, выбирающих для продолжения образования технические специальности, что выбор высшего учебного заведения совпадает с профилем обучения, с каждым годом растет количество выпускников, продолжающих свое образование в ведущих вузах г. Москвы.
Сегодня Лицей на Соборной – это многопрофильная школа, обеспечивающая качественную подготовку по гуманитарно – языковому, социально-экономическому и физико-математическому профилям. Лицей приобрел высокий авторитет как центр инновационного образования в городе и области. Это образовательное учреждение стало победителем конкурса школ, активно внедряющих инновационные технологии, обладателем гранта Президента в рамках ПНПО.
За годы существования лицея у Рязанского Кремля было сделано много выпусков. Среди выпускников лицея уважаемые и известные люди: ученые, врачи, учителя, строители, музыканты, офицеры, экономисты, которыми гордятся учителя.
А мы и Педагогическая общественность региона Рязанской области гордимся нашим талантливым директором и просто красивой женщиной Надеждой Ивановной Ширениной и от всей души поздравляем ее с высокой государственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.
Скачать вложение