Разговор с родителями, или как найти время на ребенка и где его искать?
Автор: Ягмур Ольга Леонидовна, методист МБУ ДО "Межшкольный учебный центр города Рязани"
"Все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит."
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"
Что значит у взрослого «найти время» для человека? То есть выкроить несчастные час-полтора среди недели, месяца или года, и потратить на то, чтобы задавать вопросы без смысла, слушать и бросать фразы, не вкладывая ни души, ни беспокойства, ни искренности. А что значит у ребенка «найти время» для человека? Ничего. У детей нет этого понятия. Точнее, не было, пока взрослые его не научили этому.
«Дети сейчас не те». А какие дети должны быть, если вместо того, чтобы выдумать для него веселую историю в детской под свет ночника и с книгой в руке, мы сунули им в руки какой-то пикающий экран с подсветкой? Это не дети плохие, это мы – бесполезные взрослые. Что толку, что мы выросли? Для чего? Чтобы дети в десять лет разговаривали и имели взгляды как мы в тридцать, сорок? Зачем? В этом ли хваленая современность – в том, что мы уничтожили Детство? Какие мы молодцы. Сначала мы вычеркиваем детство как таковое, а потом разводим руками, какие среди нас, взрослых, плохие выросшие дети. Так ведь, на самом деле, и происходит.
Читать книги детям скучно. Смотреть сказки вместе – неинтересно. Играть – нет времени. Разговаривать с ними – нет сил. И все это свелось к идеальному взрослому выражению «нет необходимости». То есть нормальное детство засосала наша якобы нехватка времени помноженная на мерцающие экраны. Зато обменяться колкостями и обидными репликами в адрес друг друга – удивительно, но на это всегда есть и силы, и время, и желание…Мы когда-то начали говорить детям, что «найдем для них время». Теперь дети, отмахиваясь, говорят то же нам и друг другу. Логично и ожидаемо, но дико.
Спросила как-то очень хорошо знакомую девочку (тогда ей было шесть лет) после того, как выяснилось в разговоре, что она смотрела мультфильм «Король Лев»: «Ты плакала, когда Муфаса погиб?». Ужас, но она со смехом замотала головой, с величайшим недоумением посмотрела на меня и сказала: «Нет, конечно». В шесть лет на такой вопрос, рассмеявшись, ответить «Нет, конечно»?! По-моему, это камень в наш огород, взрослые. Также, как и запрограммированность детей на то, что мечта – это победа в конкурсе, достижение в спорте, поступление в вуз…Это – не мечта! Это – цель. Хорошая, правильная, но цель. Мечта – это не результат. Мечта – состояние души – радостное, может быть, даже, немножко волшебное. Мечтой может быть то, что сродни чуду – особенное событие, долгожданная встреча, что-то, пусть хоть немного, но необыкновенно хорошее, никак не связанное с карьерным ростом, зарабатыванием денег, популярностью. А мы, взрослые, подменили детям мечты целями. Разве это нормально?
Тогда возникает вопрос: что делать? После него, конечно, всегда разгораются споры, дебаты и прочее. Я не хочу ни с кем спорить. Я хочу, чтобы были настоящие неизмученные взрослые и настоящие мечтающие дети.
Как это сделать? Не важно, есть ли у вас дети или нет, работаете ли вы с ними или нет. Может, вы сами по возрасту еще ребенок, но к сожалению, навязанное взросление уже так навязано, что детство не ощущается. Все это сейчас не важно. Начните с самого очевидного – с себя. И прочтите для начала «Маленького принца». На это у вас уйдет часа три-четыре в общей сложности, не больше, а если все это разбить на несколько глав в день и грамотно спланировать время (а это у нас, взрослых, любимое занятие), то вы уложитесь меньше, чем за неделю. Смысл не в том, чтобы просто поставить «галочку» - «мол, прочитал, отмучился». Смысл в том, чтобы почувствовать своего внутреннего ребёнка – что он вам скажет? Наверное, что еще не все потеряно, и детство – это не всегда временной отрезок.
Вторым обязательным пунктом идет понимание чувства времени. А зачем вам, к примеру, выделять для ребенка время? Будьте постоянно в общении! Улыбка, слово, обмен смешными цитатами, объятия – это секунды. Вот и не придется «выделять время».
И, конечно, третье - игра. И забудьте вы про технические новомодные штучки! И помните, что игра – это не только «прятки», «вышибалы» и прочее. Игра – состояние души для любого возраста. Будьте вы повеселее – даже самую трудную тему можно осилить, придумав особую игру. Думаете, подростки поднимут на смех? Да им самим уже надоело то, что они слышат каждый день «Ты уже взрослый», «Хватит быть ребенком!», «Вы все уже взрослые люди» - так-то оно так, но каким обычно тоном все это произносится, задумывались? Любой ребенок решит, что взрослым быть – ужас кромешный. Смысл любой игры или игрового настроения вовсе не в том, чтобы быть безответственным или инфантильным, а в том, чтобы разнообразить досуг, посмотреть на вещи иначе – так ведь и разговор пойдет душевнее, и, может быть, начнет пропадать дистанция между родителем и ребенком.
«А когда тут игры придумывать, если дел много?» - резонный, справедливый вопрос. Скажу, когда. Например, в очереди на кассу супермаркета. Во время мытья посуды. Сортируя белье для стирки. По пути на работу, в маршрутке. Вот и используйте это время, не уткнувшись в бесчисленные фото соцсетей (мир не перевернется, если вы не увидите чью-то кошку или новый ракурс симпатичной физиономии на фоне дождливого города), а пребывая в творческом и интеллектуальном состоянии души и головы.
Тот, кто может быть взрослым и ребенком одновременно определенно - счастлив. Сохраняя в себе непосредственность, открытость и детскую восторженность можно оставаться рассудительным и прочно стоящим на ногах человеком. Одно не исключает другое. И попробуйте не быть счастливыми, а осознать, что уже счастливы. Только тогда вы сможете сделать счастливыми детей.
«Легко сказать», «Если бы этим все решалось», «Ведь много же помимо всего этого нюансов и сложностей…»…вот сейчас остановитесь! Потому что вы подумали о том, что ничего не получиться. А вот вам в таком случае слова из книги «Питер Пэн»: «В тот момент, когда ты сомневаешься, что можешь летать, ты навсегда лишаешься способности делать это». Надеюсь, продолжать не нужно.
И, кстати, не надо ждать завтрашнего дня, выходного или понедельника. Начинать надо сразу. Прямо сейчас наберите в Интернете «Антуан-де Сент-Экзюпери «Маленький принц» читать онлайн». И начинайте уже чувствовать себя счастливым человеком.
Список литературы:
1. Барри Джеймс Мэттью. Питер Пэн. – Махаон, 2015. – 176 с.
2. Сент-Экзюпери Антуан де. Маленький принц. – Эксмо, 2021. – 160с.
Скачать вложение