Роль речевой культуры в воспитании и становлении личности
Автор: Ащеулова Наталья Викторовна, заведующая библиотекой, ОГБОУ «Школа № 10» г. Рязани
Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство русского языка.
Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не могут понять друг друга, четко донести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации.
Многочисленные использования иноязычных слов и выражений, увлечение некоторых авторов и ведущих неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи – все это беспокоит общественность.
Умение грамотно писать и говорить на родном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Обучение русскому языку формально заканчивается в средней школе, но вся дальнейшая жизнь является продолжением учебы, в том числе и в области языка как средства общения. Ни один человек, чем бы он ни занимался в профессиональном плане, не может обойтись без развития речи, устной или письменной, так как от этого зависит его взаимопонимание с другими людьми, а значит и успех собственной деятельности. В течение всей жизни человек практически не заглядывает в учебники, а речевые умения и навыки, общая грамотность постоянно растут, но у всех по-разному.
Искусству общения необходимо учить детей с самых первых лет жизни, но особенно, когда ребенок (подросток) становится членом коллектива (группы) сверстников, становится элементом определенной социальной среды. Очень важно, чтобы именно в школьном возрасте ребенок овладел правилами, способами, помогающими ему в общении; чтобы он осознал, что от его взаимодействия с окружающими людьми, складывается мнение о нем как о личности.
Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствую полноценному когнитивному развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного контакта.
Недостаточная сформированность мотивационного компонента общения, определяет и низкий уровень развития речи. Многим детям с ТНР языковая грамотность дается с трудом, и они вынуждены всю жизнь испытывать чувство неудовлетворенности собой и неловкости перед другими из-за неумения грамотно писать и искусно изъясняться устно.
Учащиеся с ТНР старательно заучивают и запоминают правила грамматики, но применить на практике не каждый ученик может. Результат - плохое владение письменной речью: ошибки в правописании, неумелое построение текста, нарушение стилистики и неумение формулировать и выражать на бумаге в свободном изложении собственные мысли.
Естественно, не мешает учиться грамотной речи и взрослым, особенно тем, в чьей профессиональной деятельности общение с людьми занимает заметное место, каждому хочется совершенствоваться в своей профессии, а в имидже любого профессионала языковая грамотность, играет далеко не последнюю роль.
Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека.
Мы должны знать простую истину: если я разрушаю себя в языке, я разрушаю себя в жизни. Вот почему сегодня важно беречь наш язык, способствовать его чистоте и дальнейшему развитию – это наш нравственный долг.
Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрываются только оттого, что люди не могут понять друг друга, четко донести свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).
В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации.
Многочисленные использования иноязычных слов и выражений, увлечение некоторых авторов и ведущих неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи – все это беспокоит общественность.
Умение грамотно писать и говорить на родном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Обучение русскому языку формально заканчивается в средней школе, но вся дальнейшая жизнь является продолжением учебы, в том числе и в области языка как средства общения. Ни один человек, чем бы он ни занимался в профессиональном плане, не может обойтись без развития речи, устной или письменной, так как от этого зависит его взаимопонимание с другими людьми, а значит и успех собственной деятельности. В течение всей жизни человек практически не заглядывает в учебники, а речевые умения и навыки, общая грамотность постоянно растут, но у всех по-разному.
Искусству общения необходимо учить детей с самых первых лет жизни, но особенно, когда ребенок (подросток) становится членом коллектива (группы) сверстников, становится элементом определенной социальной среды. Очень важно, чтобы именно в школьном возрасте ребенок овладел правилами, способами, помогающими ему в общении; чтобы он осознал, что от его взаимодействия с окружающими людьми, складывается мнение о нем как о личности.
Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность препятствую полноценному когнитивному развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), поскольку не обеспечивают в должной мере процесс свободного контакта.
Недостаточная сформированность мотивационного компонента общения, определяет и низкий уровень развития речи. Многим детям с ТНР языковая грамотность дается с трудом, и они вынуждены всю жизнь испытывать чувство неудовлетворенности собой и неловкости перед другими из-за неумения грамотно писать и искусно изъясняться устно.
Учащиеся с ТНР старательно заучивают и запоминают правила грамматики, но применить на практике не каждый ученик может. Результат - плохое владение письменной речью: ошибки в правописании, неумелое построение текста, нарушение стилистики и неумение формулировать и выражать на бумаге в свободном изложении собственные мысли.
Естественно, не мешает учиться грамотной речи и взрослым, особенно тем, в чьей профессиональной деятельности общение с людьми занимает заметное место, каждому хочется совершенствоваться в своей профессии, а в имидже любого профессионала языковая грамотность, играет далеко не последнюю роль.
Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека.
Мы должны знать простую истину: если я разрушаю себя в языке, я разрушаю себя в жизни. Вот почему сегодня важно беречь наш язык, способствовать его чистоте и дальнейшему развитию – это наш нравственный долг.
Литература:
1. Живое общение. Мудрость тысячелетий/сост. А.Е.Мачехин. М.:КнигаЛтд., 1995.
2. Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие / Под ред. О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА –М, 2002.
Вложений нет
Скачать вложение