С 2017 года в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, началась апробация, а затем и внедрение демонстрационного экзамена.
Демонстрационный экзамен является одной из форм государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, которая направлена на определение уровня освоения выпускником материала, предусмотренного образовательной программой, и степени сформированности профессиональных компетенций путем проведения независимой экспертной оценки выполненных выпускником практических заданий.
В ходе демонстрационного экзамена студент выполняет практическое задание в условиях реальных или смоделированных производственных процессов.
С 2023 года демонстрационный экзамен проводится по двум уровням: базовому и профильному. Базовый уровень основан на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, а профильный – дополнительно учитывает квалификационные требования, заявленные работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации.
Демонстрационный экзамен проводится в центре проведения демонстрационного экзамена – на площадке, оборудованной и оснащенной ресурсами (оборудование, инструменты, расходные материалы и др.), необходимыми для проведения экзамена. Центр проведения демонстрационного экзамена может располагаться как на территории образовательной организации, проводящей демонстрационный экзамен, так и на территории иной организации (при сетевой форме реализации образовательных программ).
Демонстрационный экзамен базового и профильного уровней проводится с использованием единых оценочных материалов, которые разрабатываются оператором демонстрационного экзамена (Институтом развития профессионального образования) с участием организаций-партнеров, отраслевых и профессиональных сообществ.
Единые оценочные материалы включают в себя комплект оценочной документации, варианты заданий и критерии оценивания. Задания демонстрационного экзамена включают в себя комплексные практические задачи, моделирующие профессиональную деятельность и выполняемые в режиме реального времени.
Комплекты оценочной документации для проведения демонстрационного экзамена в 2024 году и 2025 году размещены по ссылке:
Оценивание результатов выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляется членами экспертной группы по 100-балльной системе в соответствии с требованиями оценочных материалов, используемых при проведении экзамена. Шкала перевода баллов, выставленных экспертами в ходе оценивания результатов выполнения задания демонстрационного экзамена, устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
Образовательной организацией может быть принято решение о проведении промежуточной аттестации (в рамках реализации образовательной программы среднего профессионального образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы) в форме демонстрационного экзамена.
Поскольку демонстрационный экзамен является формой государственной итоговой аттестации, то успешная сдача данного экзамена дает право студенту на получение диплома об образовании. Также после сдачи экзамена (как в рамках государственной итоговой, так и промежуточной аттестации) участник получает цифровой паспорт компетенций – электронный документ, отражающий результаты выполнения задания. Паспорт дает возможность потенциальным работодателям оценить профессиональные качества выпускника и принять решение о приглашении его на работу.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 года № 800, и Методикой организации и проведения демонстрационного экзамена, утвержденной приказом Института развития профессионального образования от 22 июня 2023 года № П-291, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды являются участниками демонстрационного экзамена и сдают его на общих основаниях, но с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Демонстрационный экзамен, как основная форма оценки качества среднего профессионального образования, основная форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривает различные направления участия в нём организаций-работодателей:
Первое направление – разработка оценочных материалов демонстрационного экзамена. Представители организаций-работодателей могут выступать в качестве:
экспертов-разработчиков оценочных материалов,
членов инициативных рабочих групп по разработке оценочных материалов,
участников опроса, проводимого с целью учета квалификационных требований организаций-работодателей при разработке оценочных материалов,
рецензентов подготовленных проектов оценочных материалов,
участников общественных обсуждений по проектам оценочных материалов.
Второе направление – возможность участия организаций-работодателей непосредственно в экспертной оценке результатов демонстрационного экзамена посредством направления своих представителей для работы в составе экспертных групп в качестве экспертов демонстрационного экзамена.
Третье направление – предоставление организациями-работодателями помещений (в том числе для организации Центров проведения демонстрационного экзамена), оборудования, инструментов, расходных материалов для организации и проведения демонстрационного экзамена.
С нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами Института развития профессионального образования и иными документами, регулирующими организацию и проведение демонстрационного экзамена, можно в разделе «Документы»: