Проблемы реализации концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ среднего профессионального образования
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
образовательных программ среднего профессионального образования
В целях реализации контрольной точки п. 1.12 паспорта федерального проекта «Современная школа» внедряются методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
(Справочно для пояснения:
Паспорт нацпроекта «Образование» разработан Минпросвещения России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в рамках нашей темы это задачи из п. 5: внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс; модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ) и включает в себя десять федеральных проектов, в т. ч. проект «Современная школа».
Содержание проекта (касающееся темы):
1. Обновление нормативных и методических документов, определяющих содержание общего образования.
2. Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования.
Федеральный проект «Современная школа» направлен в числе прочего на обеспечение возможности получать качественное общее образование.
Благодаря реализации федерального проекта к 2024 году должны быть обновлены содержание и технологии преподавания общеобразовательных программ, в том числе общеобразовательных дисциплин в профессиональных образовательных организациях.
Для этого Минпросвещения утверждены Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (распоряжение Минпросвещения России от 30 апреля 2021 г. № Р-98) https://firo.ranepa.ru/files/docs/2022/SPO/Rasporjazenie_-98--30-04-2021.pdf и Методики преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, предусматривающих интенсивную общеобразовательную подготовку обучающихся с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности, в т.ч. с учетом применения технологий дистанционного и электронного обучения (распоряжение Минпросвещения России от 25 августа 2021 г. № Р-198) https://firo.ranepa.ru/files/docs/2022/SPO/Rasporjazenie_-198--25-08-2021.pdf )
Согласно паспорта намечены следующие цели по охвату профессиональных образовательных организаций данной задачей:
на 31.12.2021 - 0 %,
на 31.12.2022 - 10 %,
на 31.12.2023 - 20 %,
на 31.12.2024 - 30 %.
На данный момент (июнь 2022 г.) по всей РФ выбрано 391 учреждение ПОО – чуть меньше 10% всех ПОО (около 4500 колледжей).
Эти 10% являются инновационными площадками, на которых будут опробываться методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ. Это будет касаться только обучающихся, зачисленных на 1 курс в 2022-2023 уч. г.
Для прочих ПОО и прочих курсов обновление методик не является обязательным на данный момент, но планируется повсеместно к концу 2024 г. (по словам Грибанова И. Н., проректора ИРПО, на совещании с региональными ПОО 09.06.22 г.).
(Справочно:
Сопровождением реализации приоритетных национальных проектов в системе среднего профессионального образования занимается ИРПО).
В Рязанской области федеральными инновационными площадками по внедрению федерального пакета методических разработок для обновления практики подготовки по общеобразовательным дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования должны стать 4 ПОО:
1. ОГБПОУ «Рязанский колледж имени Героя Советского Союза Н.Н. Комарова».
2. ОГБПОУ «Рязанский педагогический колледж».
3. ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова».
4. ОГБПОУ «Рязанский технологический колледж».
В Рязанской области на данный момент существует 34 ОО, реализующие программы СПО.
Это 23 ПОО, подведомственных министерству образования и молодежной политики Рязанской области, и 11 неподведомственных.
Применение Методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
(Справочно:
Но есть
ПРИКАЗ от 20 мая 2021 г. N 262 МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИК РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ"
И поэтому министерство образования и молодёжной политики Рязанской области ежеквартально проводит опрос (посредством РИРО) ПОО по показателям внедрения методик).
В июне 2022 г. был проведён соответствующий опрос ПОО.
Показатели внедрения методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности среди ПОО Рязанской области на июнь 2022 г. имеют вид:
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности?
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ИНТЕНСИВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРИКЛАДНЫХ МОДУЛЕЙ?
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ?
Обновлены ли методики и технологии преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ?
Все ПОО
25
11
14
14
Подведомственные
18
7
10
10
Неподведомственные
7
4
4
4
Опрос выявил, что у 7 ПОО не возникло никаких проблем с обновлением методик по всем показателям (при этом большинство ответов по показателям – НЕТ), у 4 ПОО – ответы ДА по всем показателям.
16 ПОО готовы задать вопросы и озвучить проблемы на предстоящих мероприятиях по данной теме, 9 ПОО готовы поделиться опытом обновления методик.
Опрос ПОО выявил ряд проблем в реализации концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности. Их можно выделить в несколько групп.
1. Низкий уровень освоения общеобразовательных учебных предметов у обучающихся.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· стремление обучающихся осваивать только дисциплины "профессионального цикла" (дисциплины общеобразовательного цикла представляются обучающимся малозначительными, не требующими особого внимания и временных затрат на изучение);
· неприятие системы механического чередования учебных предметов общеобразовательного цикла с дисциплинами общепрофессионального учебного цикла или практики рассредоточенного освоения (в течение нескольких лет) общеобразовательных дисциплин.
2. Организационно-методические проблемы.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· Необходимость изначального пересмотра примерных программ по общеобразовательным дисциплинам. Рабочие программы по этим дисциплинам составляются на основе примерных программ общеобразовательных дисциплин для ПОО, разработанных ФИРО, и при аккредитации выверяется содержание разделов и тем по дисциплинам.
· Не определена доля участия и ответственности ведущего преподавателя, методиста ПОО, руководства ПОО, институтов развития образования в пересмотре учебных программ по общеобразовательным предметам.
· Отсутствие представления о пакете документов, требующемся для обновлённых программ по общеобразовательным предметам. Т.е. непонятно, каким образом объединять саму рабочую программу и методику преподавания какой-либо общеобразовательной дисциплины, как синхронизировать общие компетенции и ЛР, ПР, МР при изучении тем общеобразовательных дисциплин
· Невозможность размытия границ между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла (в смысле формирования учебного плана, названия предметов и т.п. организационными моментами).
· Организация повышения квалификации педагогов, осуществляющих реализацию образовательных программ в системе среднего профессионального образования не ориентирована на формирование компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла.
3. Сущностные проблемы.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· Сложности отбора содержания профессиональной направленности, связанные с отсутствием представления об этой направленности у преподавателей общеобразовательных предметов.
· Содержание учебников по общеобразовательным предметам в рамках освоения программ среднего профессионального образования не отражает ориентированность материала учебника на реализуемый профиль.
· Необходимость синхронизации общих компетенций и ЛР, ПР, МР при изучении тем общеобразовательных дисциплин.
· Отсутствие представления о том, каким образом преподаватель общеобразовательных предметов должен ознакомится с профилем профессии (специальности).
· Непонятны конкретные примеры реализации интеграции: как связать историю с промышленной автоматикой, литературу – с радиотехникой (например). Опрос показал, что при обновлении методик преимущественно по дисциплинам «Физическая культура», «Астрономия», «ОБЖ» возникли проблемы у 50% ПОО.
4. Общие проблемы.
В числе основных причин возникающих трудностей можно выделить:
· Недостаточная материально-техническая база (например, недостаток прикладных программ, наглядных пособий).
· Непонятно, каким образом в сложившейся системе преподавания можно повысить значимость общеобразовательных дисциплин до уровня важности дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла.
· Отсутствие в ПОО регламентированного взаимодействия преподавателей общеобразовательных дисциплин и преподавателей дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла по вопросам отбора содержания профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин.
· Невозможность донести до студента значимость общеобразовательных дисциплин из-за отсутствия цифр, исследований, опросов, мнения работодателей о значении освоения общеобразовательных дисциплин в последующей профессиональной деятельности студентов. Т.е. утверждение о том, что «Уровень освоения содержания предметов общеобразовательного цикла не только выступает в качестве квалификационного требования к современным специалистам во всех областях деятельности, но и становится условием формирования базы профессиональных компетенций», для студентов является исключительно умозрительными, неподтверждённым реальностью.
Решение этих проблем должно стать работой всех участников реализации развития системы среднего профессионального образования, связанного с внедрением методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности.
Часть названных проблем должны решать руководители ПОО.
Со стороны РИРО предлагаются следующие решения некоторых вопросов:
1. Пересмотр ПОО учебного плана с целью максимально скомпоновать во времени изучение общепрофессиональных дисциплин.
2. Прохождение преподавателями курсов повышения квалификации по формированию компетенций, позволяющих интегрировать содержание общеобразовательных учебных предметов и дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла.
3. Пересмотр состава цикловых комиссий: создание комиссий по укрупнённым группам специальностей либо комиссий, в которые входят и преподаватели ОД, и преподаватели дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла. Для этого необходимо выбрать главную ОД в данной группе специальностей и включить преподавателей этой ОД в состав ЦК (11.00.00 ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ- ОД математика (базовая ОД), физика (профильная ОД)).
4. Попытка реализации вышеприведённого предложения может привести к тому, что преподаватель (например, физики) окажется включённым в составы разных ЦК (09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, 10.00.00 ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ, например). А преподаватели базовых ОД попадут во все предметные ЦК. Для избежания этого можно порекомендовать создание рабочих групп переменного состава, куда входили бы преподаватели ОД и преподаватели дисциплин общепрофессионального цикла, модулей профессионального цикла для взаимодействия по отбору содержания профессиональной направленности ОД и синхронизации общих компетенций и ЛР, ПР, МР при изучении тем общеобразовательных дисциплин.
5. При реализации этих мер основная нагрузка ляжет на преподавателей как ОД, так и профессиональных дисциплин. Чтобы хоть немного снизить её, рекомендуется привлекать к данной работе методистов, которые тоже могли бы получить представление о профессиональной направленности при взаимодействии с преподавателями профессиональных дисциплин. После этого они могли бы чётко координировать взаимодействие внутри рабочих групп.
В настоящее время Центр методического сопровождения среднего профессионального образования ИРПО решает организационно-методические вопросы, озвученные выше. Также ИРПО планирует участие в мероприятиях образовательной направленности с целью информирования профессионального сообщества о ходе разработки и внедрения методик преподавания следующих общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования в течение 2022 г. (в г. Рязань):
№
Наименование мероприятия
Предполагаемая дата проведения
1
Конференция «Внедрение профессиональной направленности в общеобразовательные предметы».
Октябрь 2022 г.
2
Конференция «Интеграция общеобразовательных дисциплин с дисциплинами профессионального цикла».
Не на все вопросы есть ответы на данный момент, т.к. следует помнить, что федеральный проект «Современная школа» будет находиться в стадии реализации до декабря 2024 г.