Независимая оценка качества образовательных услуг (НОКО)
В сфере образования процесс формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги (далее НСОК), включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ведение публичных рейтингов их деятельности, определен Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
НСОК – это новая управленческая практика, позволяющая обеспечить открытость системы образования и привлечь широкие слои гражданского общества к анализу эффективности деятельности образовательных организаций и совместному принятию дальнейших решений относительно развития, как конкретных образовательных организаций, так и образовательных сообществ, образовательных систем муниципального и регионального уровней.
Основными принципами проведения НСОК можно назвать «открытость», «независимость» и «безопасность», так как для расчета показателей оценки используется, прежде всего, открытая (общедоступная) информация о деятельности организаций, размещаемая на официальных источниках, результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Источники и виды информации, используемые при проведении НСОК:
− официальные сайты образовательных организаций;
− государственная и ведомственная статистическая отчетность;
− нормативные правовые акты (например, порядки предоставления и стандарты образовательных услуг);
− данные проведенных социологических исследований, позволяющих оценивать значения показателей удовлетворенности качеством образовательных услуг, выявлять проблемы работы образовательной организации и ожидания потребителей образовательных услуг: опросы потребителей услуг, экспертные интервью, фокус группы;
− данные опросов, отзывы об организациях, полученные на официальном сайте организации в сети «Интернет».
Объекты независимой оценки качества образования - это:
- образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
- условия реализации образовательного процесса;
- результаты освоения обучающимися образовательных программ основного и дополнительного образования и т.д.
Инструменты независимой оценки качества образования:
- рейтинги в образовании
- публичные доклады и другие открытые данные
- открытые статистические данные и т.д.
Главной же и принципиальной позицией проведения НСОК является направленность на повышение качества образования и уровня удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг.
Методические рекомендации по результатам мониторинга «Независимая оценка качества образования» (docx, 22KB)
Независимая оценка качества образования (Презентация ppt, 4MB)
Концепция (смотреть на сайте министерства образования Рязанской области)