Бумажный змей
Автор: Миронова Татьяна Викторовна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №77» г. РязаниКонспект комплексного занятия по развитию речи во второй младшей группе
Аннотация
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС. [1].
Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий у ребенка в различных видах деятельности [2].
Каждый дошкольник – маленький исследователь, которому нравится открывать для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения поисковой активности и развития связной речи. Ребенок стремится учиться, и важно не дать этому желанию угаснуть, наоборот, способствовать его дальнейшему развитию.
Речевая активность, ее объем и характер становятся основными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и общества, в математике, художественной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не будут выражены в его активной речи.
Благодаря игровой деятельности формируется умение различать различные свойства и особенности предметов. Занятие по развитию речи способствует активации словарного запаса детей, пополнить его прилагательными, обозначающими различные свойства и качества бумаги, незнакомыми существительными.
Программное содержание:
Цель: Формирование представлений о бумаге, развитие активного и пассивного словаря по теме.
Задачи:
Обучающие:
- закрепить у детей умение различать и называть части предметов и их качество;
- продолжить закреплять у детей умение отвечать на вопросы педагога;
- Развивающие:
- развивать у детей умение сравнивать предметы по форме, величине и количеству;
- расширять представления детей об отличительных признаках бумаги;
- Воспитательные:
- создать условие для формирования доброжелательного отношения к окружающим, уметь сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь.
Методические приемы:
- игровой: игровая ситуация «Стирка», «Поймай воздушного змея»;
- словесный: рассказ воспитателя, загадки, вопросы, объяснения;
Форма деятельности: совместная игровая деятельность педагога с детьми.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, речевая, игровая.
Материал: сказочный бумажный змей, игрушки из бумаги, дерева, пластмассы, 2 тазика с водой, 2 подноса с готовыми бантиками из бумаги, шаблон бантика, мольберт, коробка с бантиком, музыкальный центр.
Словарная работа: воздушный змей, бумажные, деревянные, разноцветные бантики, одинаковые бантики.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (дети здороваются)
Дует ветер. (Звучит фонограмма.)
Воспитатель: Что вы слышите? (Ветер) Да, верно. Пойду посмотрю - что это может быть?
Педагог вносит бумажного змея.
- Кто к нам прилетел? Что это за необычная птица? (Это воздушный змей.)
Воспитатель: Вы узнали нашего гостя! Из чего сделан воздушный змей? (Он сделан из бумаги.)
- Правильно, ребята, посмотрите, какой необычных хвостик у нашего змея. Потрогайте его.
- Как ты думаешь из чего сделаны бантики? (Они сделаны из бумаги.)
- Какого они цвета? (Все бантики синие.)
- А как еще можно сказать? (Все бантики одинаковые.)
- Сколько бантиков на хвостике? (Бантиков много)
- Сколько бантиков на голове у воздушного змея? (Один)
- Какого он цвета? (Бантик на голове тоже синий.)
- Как мы можем еще назвать нашего змея, если он сделан из бумаги? (Бумажный)
Бумажный змей: Какие молодцы! Да, ребята, я бумажный змей. Я узнал о вашем детском садике и прилетел к вам. У вас так много игрушек. А у меня их нет совсем.
Ориентировочный этап:
Воспитатель: Не расстраивайся! Мы тебе подарим игрушки, правда, ребята?
Какие игрушки тебе нравятся?
Бумажный змей: Мне нравятся бумажные игрушки.
Воспитатель: Давай, бумажный змей, мы тебе покажем нашу группу, а заодно найдем для тебя бумажные игрушки.
Бумажный змей: Цепляйтесь за мой хвостик и полетели.
(Дети встали в ручеек и полетели под музыку.)
3. Исполнительский этап.
Остановились у стола с игрушками.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь игрушек. (Много)
- Возьмите себе по одной игрушке.
(Дети берут игрушки.)
- Из чего сделана твоя игрушка? (Это котик. Он из бумаги)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая шея у котика. Она сложена гармошкой. Значит бумагу можно складывать.
- Из чего сделана эта игрушка? (Это собачка, она бумажная)
Воспитатель: Посмотрите на хвостик у собачки. Он скручен в трубочку. Значит бумагу можно скручивать.
- Из чего сделана эта игрушка. (Это веселый колпачок. Он из бумаги.)
- Посмотрите на этот колпачок, он сделан из плотной бумаги. Как называется эта бумага. (Картон)
Бумажный змей: Сколько у вас бумажных игрушек!
Воспитатель: Мы подарим их тебе, правда, ребята? (Да).
Бумажный змей: А в чем же я их понесу.
Воспитатель: Вот у нас есть подарочная коробка. Она тоже бумажная.
- Давайте, ребята, сложим в коробку только бумажные игрушки. А остальные игрушки положим вот в эту корзинку. С этими игрушками мы будем играть сами.
(Дети складывают игрушки в коробку и корзину.)
Бумажный змей: спасибо вам большое. Я очень рад. И хочу с вами поиграть.
Физминутка:
(Бумажный змей приглашает полетать вместе с ним).
Я - веселый змей бумажный,
добрый и совсем не страшный!
Я лечу! А следом – хвост в бантиках нарядных!
Змей, летящий выше звезд! Ниже?! Ну и ладно!
Я могу лететь свободно, запросто, куда угодно,
наслаждаясь высотой, и возьму тебя с собой.
(Вдруг бумажный змей приземляется на окошко).
Воспитатель: Что случилось бумажный змей? Зачем ты залез на окно?
Бумажный змей: Я летел и увидел красивый пейзаж за окном. Но хвостиком зацепился за ваши красивые цветы. И, по-моему, испачкал все бантики.
Воспитатель: Да, бантики испачкались. Что делать, ребята, как помочь? (нужно постирать, помыть бантики)
Воспитатель: Давайте засучим рукава, опустим бантики в тазик с водой. (Дети выполняют задание)
- Пока наши бантики стираются давайте поиграем.
Проводиться пальчиковая гимнастика «Стирка»
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки (делают движение кулачками, имитируют стирку)
Ух (вытирают руками лоб)
Устали руки! (встряхивают обе руки)
Воспитатель: Теперь давайте проверим наши бантики. Посмотрите, что случилось?! Наши бантики намокли и разорвались. Значит бумага боится воды. Бумагу нельзя мочить.
- Что нам делать? (нужно сделать другие бантики)
- У нас есть бантики. Подарим их бумажному змею? Давайте вспоминать какой величины были бантики? Большие или маленькие? (Большие)
Давайте найдем на тарелочке большие бантики и наденем их на бумажного змея.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какие красивые бантики. Каким цветом бантики. (Желтые, зеленые, красные)
- Правильно, бантики разных цветов. Они разноцветные.
Бумажный змей: Спасибо вам большое. Мне очень понравилось у вас в гостях. Но мне пора возвращаться. На прощание я подарю вам свои фотографии, но там, где я живу нет цветных фотографий.
Воспитатель: ничего страшного, наши ребята сами раскрасят их цветными карандашами.
Бумажный змей: До свидания, ребята.
Дети прощаются с Бумажным змеем.
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? (В гости приходил воздушный змей.) Играя с Бумажным змеем, о каком новом свойстве бумаги узнали? (Бумагу нельзя мочить. Бумагу можно складывать.)
Перспективный этап.
Воспитатель: У вас в руках чудесные портреты Бумажного змея. Давайте их раскрасим.
Литература:
1.Федеральная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования". - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=3&rangeSize. (Дата обращения 29.02.2024)
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=3&rangeSize. (Дата обращения: 19.02.2024)
3.Физкультминутки для детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций / Л.В. Пилипенко. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. – 60 с.
4.Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 120 с.
5.Сайт для учителей «Учителя.com» Картотека пальчиковых упражнений
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://uchitelya.com/pedagogika/184050-kartoteka-palchikovyh-uprazhneniy-po-leksicheskim-temam.html (Дата обращения6 11.12.223)
6. Малков В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2012. – 16 с.
Конспект во вложении (pdf 208KB)
Скачать вложение