Эмоциональное благополучие, как показатель психологического здоровья педагогов ДОУ
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №38», г. РязаньУчебно-методическая разработка.
Человек любой профессии испытывает колоссальное напряжение, в условиях современной жизни, для которой характерна экономическая, политическая, социальная и психологическая нестабильность. Педагоги, специалисты, воспитатели, оказываются в ещё более сложной ситуации, ведь их труд всегда отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью.
В рамках стандартизации российского образования сегодня существенно обновились требования к профессии «педагог». Это связано с модернизацией в структуре Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и овладением трудовыми действиями и умениями в соответствии с Профессиональным стандартом педагога (далее – Стандарт) в условиях динамичности общества. Среди специалистов, работающих в системе «человек–человек», особую специфику имеет как статус педагога дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), так и его профессиональная деятельность.
Воплощение в жизнь немалого количества сложных трудовых функций требуют от педагога огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат. Большей нагрузке у педагогов подвержена эмоциональная, чувственная сфера. Это "работа сердца и нервов", как говорил Сухомлинский. Современная статистика указывает на то, что педагоги ДОУ, как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями психологического здоровья и эмоционального благополучия.
Проблема эмоционального благополучия, как показателя психологического здоровья педагогов остаётся одной из наиболее актуальных и востребованных в моей работе, - педагога -психолога ДОУ.
Серьезные нововведения в системе дошкольного образования, показывают психологическую неготовность многих педагогов к мобильному принятию новых изменений, в связи с возросшей эмоциональной напряженностью и ответственностью профессиональной деятельности педагога
На сегодняшний день педагогам ДОУ требуется психологическая поддержка, укрепляющая личностные ресурсы, способствующая здоровому функционированию педагогов. Психопрофилактика, является ведущим направлением в моей работе с педагогами, которое нацелена на создание условий по предупреждению эмоционального неблагополучия педагогов.
Одним их эффективных способов профилактика эмоционального неблагополучия является обучение педагогов техникам саморегуляции (умение управлять собой и своим эмоциональным состоянием).
В результате техник саморегуляции у педагогов восстанавливается внутренний комфорт и работоспособность, развивается эмоциональная гибкость и устойчивость, снижается психоэмоциональное напряжение, развивается эмоциональное благополучие, сохраняется психологическое здоровье.
Применение, на мой взгляд традиционной формы работы как педагогический тренинг, позволило значительно повысить у педагогов общий уровень их компетентности.
Предложенное тренинговое занятие проводилось со всеми педагогами ДОУ однократно. При необходимости методическое мероприятие могло быть проведено и повторно. Тренинговое занятие включало в себя вводную часть, основную часть, которая делилась на теоретическую и практическую, и заключительную часть. Время работы на тренинговом занятии до 1 часа. В ходе данного методического мероприятия воспитатели ДОУ знакомились не только, с основными понятиями психологического здоровья и эмоционального благополучия детей, но и в практической части тренинга упражнялись в релаксационной технике.
В ходе данного методического мероприятия каждый педагог имел возможность в активной форме применить полученные знания на себе «здесь и сейчас».
Цель: Создать условия для распространения педагогического опыта, знаний среди педагогов ДОУ по проблеме эмоциональное благополучие, как показателе психологического здоровья педагогов ДОУ.
Задачи тренинга:
1. Познакомить педагогов с основными понятиями «психологического здоровье» и «эмоциональное благополучие педагогов».
2. Активизировать желание педагогов к осознанному использованию своих внутренних ресурсов с целью сохранения своего здоровья и личностного роста.
3. Обучить педагогов техникам саморегуляции (аутотренинг, медитация и релаксация) эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.
4. Повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов ДОУ.
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Состав тренинга: воспитатели групп, педагог-психолог.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 183Kb)
Скачать вложение