Как Муравьишка домой спешил
Автор: Ермачкова Надежда Геннадьевна - воспитатель, Рывкина Нина Павловна - учитель-логопед, Кубанова Елена Игоревна - воспитатель, МБДОУ "Детский сад №121", г. РязаньКонспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе (По произведениям сказок В.Бианки)
Цели:
-
Организовать образовательную деятельность детей, направленную на усвоение знаний о насекомых.
-
Создать условия для развития у детей умения отвечать на вопросы полным ответом.
-
Способствовать развитию навыка составления описательного рассказа.
Задачи:
Организовать:
1. Знакомство детей с насекомыми посредством чтения сказок В.Бианки..
2. Формирование навыков составления загадки-описания..
3. Практические действия детей по закреплению навыков проведения звукового анализа слова.
4. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей по работе с предлогами.
5. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Оборудование: Карточки по теме «Насекомые», разрезная азбука. Картинки: дерево, трава, цветок, ручей, листок.
Предварительная работа: чтение сказки В.Бианки. «Как Муравьишка домой спешил».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Посмотрите на молодцов
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг
Тут народ хороший
Без работы, хоть убей
Жить не может, (муравей).
Воспитатель: Кто сегодня у нас в гостях? (картинка муравья на доске).
- Расскажите о муравьях. (описательные рассказы детей).
- Откуда, мы узнаем о жизни насекомых? (ответы детей).
- Какую сказку о насекомых, вы знаете?
(ответ детей В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил»).
Расскажите, кто помогал Муравьишке добраться домой?
Дети: Первого он встретил гусеницу-землемера.
Воспитатель: Расскажите, какая она? (описательные рассказы детей)
Воспитатель: Гусеница-землемер помогала муравью. Перенесла его на луг. Кого там увидел муравей?
Дети: Муравей огляделся и увидел паука Сенокосца.
Воспитатель: Назовите части тела этого насекомого?(ответы детей)
Воспитатель: Вышли они на гладкую дорожку. Остановился паук. Кто бежал рядом с ним?
Дети: Жужелица.
Воспитатель: Как она помогла муравью? (ответы детей)
Воспитатель: Как автор сказки описал Жужелица?
Дети: Ноги у неё ровные, как у коня. Бежит не трясёт, будто по воздуху летит.
Воспитатель: Услышал муравей, что кто-то пищит.
- Кто это был?Дети: Жучок-блошачок
Воспитатель: Жучок хочет с нами поиграть и отдохнуть.
Физкультминутка.
Я нашла себе жука
а большой ромашке (дети вытягивают руки вперед, ка бы показывая жука)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке (изображают, как кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью. (наклоны вниз)
Улетел мой жук,
Зажужжали крылья. (машут руками)
2. Составление загадки описания
Воспитатель и дети предварительно определяют критерии описательной загадки про насекомых: величина, части тела, чем покрыто тело, форма, окраска крыльев. Далее дети составляют описательную загадку.
Воспитатель: Кого просил о помощи муравей после Жучка-блошочка.
Дети: Кузнечика.
Воспитатель: Кузнечик просит вас помочь сочинить ему загадку (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы ребята. Кузнечик хорошо и высоко прыгает, но вот через речку перепрыгнуть ему не под силу. Кого он позвал на помощь муравью?
Дети: Клопа-водомера.
3. Звукобуквенный анализ слова.
Воспитатель: Клоп приготовил для нас задание. Давайте выполним его все вместе (Звуковой анализ слова ВОДОМЕР.)
Воспитатель: Молодцы, выполнили задание. А вот кто-то ещё к нам прилетел. И так громко жужжит. Кот это?
Дети: Это жук- майский хрущ.
Воспитатель: Какой первый звук в слове ЖУК? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите правильно: один жук, два жука и т.д. до 10 (ответы детей).
Воспитатель: А теперь мы все превратимся в жуков и споем все вместе жа-жа, жу-жу, жи-жи.
Воспитатель: Как майский хрущ помог муравью?
Дети: Он посадил его на спину и отнёс его на берёзу. Там муравей встретил гусеницу-листовёртку.
Воспитатель: Листовёртка хочет с нами поиграть.
4. Работа с предлогами.
Детям предлагаем закончить предложение, используя предлоги. Свои слова воспитатель сопровождает демонстрацией действий. В качестве наглядности используем картинки насекомых: дерево, луг, листок, ручей, цветок. Например: Гусеница заползла куда? (на дерево) и т.д.
5. Заключительная часть.
Воспитатель: Как закончилось приключение муравья?
Дети: Гусеница не хотела помогать Муравьишке. Он её укусил, и они вместе упали с берёзы. Но повисли на ниточке, которая сплела листовёртка. Муравьишка увидел свой дом. Побежал. И успел вернуться в муравейник до захода солнца.
Воспитатель: Молодцы. Муравьишка успел домой, всё закончилось хорошо. И наше путешествие закончилось. О ком мы сегодня говорили? Чем занимались? Что вам понравилось?
Литература
1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
3. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
4. Грибова, О.Е. Становление текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи / О.Е. Грибова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c.
5. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
6. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
7. Коноваленко, С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.
Вложение содержит документ (docx, 21KB)
Скачать вложение