Общаться с ребёнком. Как?
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №38», г. РязаньСценарий родительского собрания.
В последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания» (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1), «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562), Законе «Об образовании» (2013) - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.
Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.
Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.
Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. В настоящее время проблема процесса взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном процессе, может быть успешно решена на основе единых подходов к планированию совместной деятельности, выбору показателей результативности работы и необходимостью проведения психолого-педагогической помощи родителям. Разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ, позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе.
Я, работая педагогом - психологом в детском саду, стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В своём дошкольном образовательном учреждении, я использую новые, нетрадиционные, интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Интерактивные формы работы, позволяют вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Одной из нетрадиционных, интерактивных форм моей работы с родителями являются родительские тренинги. На них обсуждаются самые интересные, самые наболевшие вопросы и принимаются решения всеми участниками образовательного процесса. Представленное мною родительское собрание на тему: «Общаться с ребёнком. Как?» составлено в интерактивной форме родительского тренинга и, включает в себя вводную часть, основную часть, которая делилась на теоретическую и практическую, и заключительную часть. Время работы - составляет 1,5 часа. В родительском тренинге я использовала различные методы и приёмы активного обучения: игры и игровые упражнения: ролевые, разминочные, подвижные, релаксационные; групповые дискуссионные вопросы; разбор и решение ситуационных задач.
Результатом работы родительского тренинга «Общаться с ребёнком. Как?» стало: освоении конструктивных умений и навыков коммуникаций с детьми; формирование навыков работы в команде; формирование коммуникативных навыков принятия решений и решения проблем; повышение интереса и инициативности родителей в вопросах коммуникаций с детьми
На мой взгляд, применение интерактивных форм и методов работы как родительский тренинг позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей, а родителям в свою очередь - получить опыт непосредственного проживания и от реагирования, что в свою очередь будет способствовать, интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (doc, 170Kb)
Скачать вложение