Путешествие в сказку
Автор: Аксёнова Марина Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 140», г. РязаньКонспект занятия по развитию речи для детей средней группе
Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В образовательной области "Речевое развитие" ФАОП ДО одной из основных задач является: «формирование интереса к художественной литературе; обогащение опыта восприятия жанров фольклора (загадки, считалки, заклички, сказки о животных, волшебные сказки)».
Начинать приобщение детей к ценностям народной культуры нужно с малолетства. Самым эффективным приемом будет использование русского народного творчества, а, именно, сказки. Сказка, будучи простой для освоения, предоставляет ребенку массу возможностей – от получения эстетического наслаждения до постижения глубокой нравственной духовности. Сказка своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам нравственно-патриотического воспитания детей. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. К.Д.Ушинский – основоположник русской педагогики - отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях первые и блестящие попытки раскрытия национальной самобытности.
Д.С. Лихачев утверждал, что "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Я составила подборки сказок, которые целенаправленно знакомят детей с народным бытом, предметами одежды, традициями, природой родного края. Дети с удовольствием наряжают куклу в народный костюм, строят из кубиков русскую избу, мастерят куклы-обереги, рисуют заливные луга и дремучие леса. В результате работы дети приобретают знания о богатой русской культуре, испытывают гордость за Родину, любовь к ее просторам. Дети становятся чуткими добрыми, отзывчивыми.
Цель: приобщение детей к устному народному творчеству через знакомство со сказкой.
Задачи:
1.Познакомить с русской народной сказкой «Жихарка».
2. Закрепить у детей умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы по содержанию.
3. Продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смысла пословиц, поговорок и образных выражений.
4.Воспитывать интерес к народному фольклору.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками, рассматривание иллюстраций, д\игра «Собери картинку», активизация и обогащение словаря
Материал и оборудование: импровизированная лесная поляна, сундук с игрушками, игрушки – животные,
Образовательная область: речевое развитие
Обогащение словаря: удаленький, домовничал, печь, избушка, золочённая
Активизация словаря: смелый, ловкий, умный, маленький
Этапы занятия |
Содержание этапа |
Действия педагога |
Действия детей |
Оборудование для данного этапа |
Время этапа |
Планируемый результат |
Мотивационно-организацио-нный этап
|
Мотивация детей на работу: вызвала интерес сюрпризным моментом – нашли волшебный сказочный клубок |
«Дети, сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, вы хотите побывать в сказке?» «Вот мы очутились на сказочной поляне! Что это?» |
«Да, мы хотим отправиться в путешествие»
«Это – сундук» |
Импровизирова-нная лесная поляна (ели, избушка, сундук, скамейки) |
2 мин. |
Дети заинтересованы, мотивированы на работу. |
Практический этап
|
Отгадывание загадок
|
«Правильно! Но – это не простой сундук, а волшебный! Как вы думаете, что в нем?»
«Я предлагаю вам отгадать загадки:
Всех важней она в загадке, «Кто это?» «Из какой он сказки?»
Ждали маму с молоком, «Кто это?» «Из какой он сказки?»
Свой дом зимою, в холода «Кто это?» «Из какой он сказки?»
|
«Не знаем, но хотим узнать»
«Мышка, из сказки «Репка»»
«Семеро козлят из сказки «Волк и семеро козлят»»
«Лиса из сказки «Зайкина избушка»» |
Игрушки, изображающие животных: мышонок, козленок, лиса
|
3 мин. |
Дети закрепляют умение отгадывать загадки.
Учатся анализировать, вспоминают известные им сказки |
Беседа о Жихарке
|
Вносит игрушку –мальчика. «А как зовут этого мальчика?» «Из какой он сказки?» «Какой он?» Что значит – «удаленький»?
|
Мальчика зовут «Жихарка» Он из сказки «Жихарка» «Маленький, удаленький». «Смелый, ловкий, умный».
|
Кукла Жихарка |
3 мин. |
Знакомятся с новым словом, закрепляют умение подбирать синонимы к заданному слову. |
|
Физминутка |
Давайте поиграем с Жихаркой:
«Жихарка наш молодец,
Жихарка наш удалец!
Подметёт, наварит щей,
Угостит своих друзей!»
|
Дети выполняют движения в соответствии с текстом: Хлопают в ладоши в правую сторону. Хлопают в ладоши в левую сторону. Подметают, мешают большой ложкой, Разводят руки в сторону, приглашая за стол. |
|
1 мин. |
Эмоциональная разрядка, развитие мышечной активности. |
|
Чтение рус. нар. сказки «Жихарка» |
Присаживайтесь, я «предлагаю вам послушать сказку о Жихарке» Достает из сундука книгу, читает |
Слушают вместе с Жихаркой сказку. |
Книга, кукла Жихарка |
4 мин. |
Знакомство с новой сказкой |
|
Беседа по содержанию сказки. |
Задает вопросы детям по сказке: кто такой Жихарка? Какой он?
Где жил? С кем жил? Что делал Жихарка дома?
Кто хотел похитить Жихарку? Куда понесла лиса мальчика? Почему у лисы не получилось сьесть Жихарку? Кто грустил без Жихарки? |
«Это мальчик. Маленький, удаленький. В избушке. С котом и петухом. Домовничал: обед варил, на стол накрывал, ложки раскладывал. Лиса.
В лес, в свою избушку. Жихарка обхитрил лису.
Кот и петух.» |
|
3 мин |
Закрепляют диалогическую речь, новые слова |
|
Знакомство с новой пословицей |
«Скажите, что означает пословица «Без хозяина дом плачет? Как вы ее понимаете?» объясняет ее смысл. |
«Дом грустит без хозяина, потому что убираться в нем некому, заботиться о доме некому» |
|
2 мин |
Учатся понимать пословицу |
|
Итоговый этап
|
Подведение итогов |
Дети, вам понравилась сказка? «Нам пора прощаться с Жихаркой» «Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте бросим волшебный клубочек, он укажет нам дорогу» «Вот мы и дома. Понравилось вам путешествие?» « Где мы с вами побывали?» «Что интересного там увидели?»
«Что нового узнали? Что бы еще хотели узнать, во что поиграть? |
«Да»
«До свидания, Жихарка»
«Да»
«На сказочной поляне» «Героев сказок: «Репки», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка». «Познакомились с Жихаркой» «Узнали новые слова, новые загадки» «Хотим послушать новую сказку» |
- |
3 мин. |
Дети удовлетворены своей работой, планируют свою дальнейшую деятельность. |
Литература
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. ТЦ Сфера, 2023.-61с.
2. От рождения до школы до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования\ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-синтез,2010.-304с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-синтез, 2012. – 278с.
4. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитатние. 2013.- 51-59с.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогового общения: Методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-синтез, 2015.-128 с.
6. Рузская А.Г. Развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками\ Хрестоматия \ Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2014. – 399с.
7. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Скрипторий, 2010. – 136с.
8. Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок»https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/09/14/proekt-priobshchenie-detey-k-istokam-russkoy-narodnoy (Дата обращения 29.09.23)
9. Загадки про сказочных героев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dlya-detey.com/zagadki/419-zagadki-pro-skazochnyh-geroev.html (Дата обращения 29.09.23)
Конспект во вложении (pdf 168KB)
Скачать вложение