Путешествие в зимний лес
Автор: Солопанова Ангелина Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №35», г. РязаньКонспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми средней группы.
Введение ФГОС в ДОУ требует реализации в образовательном процессе принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Данная методическая разработка направлена на познавательное развитие с элементами формирования элементарных математических представлений для детей средней группы по теме «Путешествие в зимний лес». Детский сад № 35 работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Детям предлагается в ходе занятия не только закрепить знания о диких животных леса, но и закрепить знания о геометрических фигурах и счете от 1 до 5, занятие проходит в форме игры путешествия. Данный конспект может использоваться педагогами ДОУ с детьми средней группы. Основная работа направлена на познавательное развитие с помощью ознакомления с базовыми понятиями о предметах и явлениях окружающего мира (размер, форма, цвет, количество). Так же созданы условия для понимания детьми природы, для этого читаем стихи и рассказы о животных, о природе леса. Закрепление элементарных методических представлений происходит с помощью дидактических игр, конструированием. Мною разработана презентация – игра для занятия, с помощью которой детям легко определить положение предмета, посчитать, сравнить и определить геометрические фигуры.
Цель: формирование творческого воображения, познавательной активности у детей. Закрепление счёта в пределах 5, знание геометрических фигур, пространственного положения, знание о диких животных, обитающих в лесу.
Задачи:
Обучающая: Закрепить умение детей считать до 5; сравнивать множества на основе счёта; знания о геометрических фигурах;
упражнять в определении пространственного положения предметов.
Развивающая: Развивать мышление, внимание, умение выполнять задание по образцу.
Воспитывающая: Формировать навыки сотрудничества, дружелюбия.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация Power Point со слайдами и заданиями, магнитофон, запись с музыкой для физкультминутки, пенёк, конверт с запиской, игрушка Заяц, подносы на каждого ребёнка, раздаточный материал на каждого ребёнка (карточки с изображением 5 зайчат и 5 морковок).
Возрастная группа: средняя группа, дети 4-5 лет.
Форма деятельности: непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о животных, обитающих в лесу, беседы, чтение рассказов, стихов о животных, изучение на занятиях геометрических фигур, чисел и цифр от 1 до 5, проведение дидактических игр на закрепление знаний о геометрических фигурах, счёта в пределах 5, ориентировки в пространстве.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня к нам в группу принесли письмо, давайте прочитаем?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок – лесовичок. В нашем лесу зайчику стало совсем плохо, я за него переживаю. Зайчик очень скучает без друзей!» Что же делать? Нужно помочь? Как вы думаете ребята?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда предлагаю прямо сейчас отправиться в путешествие. Вы любите путешествовать?
Дети: Да.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Мы сегодня отправимся в зимний лес. Но сначала давайте вспомним лесные правила.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение. А сейчас возьмитесь за руки и закройте глаза:
Поднялись, опустились
В зимнем лесу очутились.
Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Воздух чистый, морозный. Вдохните аромат зимнего леса. Но где же зайчик, пойдем его искать.
Ой, посмотрите, что – то на пеньке лежит! ( конверт). Это конверт, а в нем загадки, давайте отгадаем?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.
- Зимой беленький, а летом серенький; никого не обижает, а всех боится.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Ой, кто – то мелькнул среди кустов. (Показывает игрушечного Зайчика). Только что-то он грустный, наверно про него пиал нам Старичок - лесовичек. Что это с ним? (Воспитатель делает вид, что слушает зайца)
Ребята, оказывается, что зайчик ждал всё утро своих друзей – ёжика и медведя, а они не пришли. Зайчик не знает, что же случилось? А вы не знаете, почему не пришли ёжик и медведь в гости к зайцу?
Дети: Потому что медведь и ёж зимой спят.
Воспитатель: Зайчонок, посмотри, что мы тебе принесли! (Показывает морковку в корзине). Нам пришло письмо, что тебе грустно и мы пришли с тобой поиграть.
Воспитатель: Ребята, а кто не спит зимой в лесу?
Дети: Зайцы, белки.
Воспитатель: Воспитатель (от лица зайца) – Спасибо ребята, я очень рад вас видеть, а может, поможете найти мне в лесу моих братьев, и отдадите им морковку?
Ответы детей.
3. Исполнительский этап
Воспитатель: Отправляемся вместе, дальше. (2 сугроба – один большой, а второй чуть дальше – маленький). Подходят к большому сугробу.
По-моему, это не просто сугроб, а чей то домик. Отгадайте загадку: Кто в берлогу спать ложиться волк, медведь или лисица?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, медведь зимой крепко спит в своей берлоге и его будить нельзя. Давайте мы тихонько пойдём дальше. (Идут на цыпочках ко второму сугробу.) А вот ещё один сугроб. Мне опять кажется, что это чьё то жилище.Как вы считаете, кто там может жить?
Шубка – иголки,
Свернулся он – колкий
Рукой не возьмёшь
Кто это…»
Дети: Ёж.
Воспитатель: Первый сугроб был большой или маленький? А почему?
Дети: Первый сугроб большой, потому что медведь сам большой. Второй сугроб маленький, потому что ёж маленький.
Воспитатель: Давайте мы оставим ежа спать до весны и не будем его тревожить. Путь у нас не близкий, уже долго ходим в поисках братьев зайчика, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: Смотрите, ребята, к нам белочка пришла. Она хочет с нами поиграть.
Дидактическая игра «Прятки».
На слайде белка меняет местоположение, дети отвечают на вопрос «Где белка?»
Дети: На дереве, под деревом, справа, слева
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем в подарок белочке бусы. Посмотрите на какие геометрические фигуры похожи бусины. (Воспитатель поочерёдно показывает: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник)
Дети: Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник.
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте соберем такие же бусы у себя на столе, как показано на экране.
Дети собирают по образцу.
Физкультминутка:
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес
Справа берёзка в шубке стоит (руки на пояс, поворот вправо)
Слева ёлка на нас глядит
(руки на пояс, поворот влево)
Снежинки в небе кружатся
(кружатся)
На землю тихо ложатся
(присаживаются)
Пойдемте мягко, как лисята
(идут на носочках)
И как Мишка косолапый
(идут на внешней стопе)
И как Заинька трусишка
(прыгают)
И как серый волк – волчишка
(идут широкими шагами)
Вот свернулся еж в клубок
(садятся на корточки прячут голову в колени)
Потому что он продрог
Лучик ёжика коснулся
Ёжик сладко потянулся
(выпрямляются).
Воспитатель: мы размялись, а вот и братья нашего зайчика, давайте поиграем с ними «Накорми зайчика морковкой». А вон и зайцы на полянке! Сколько их?
Дети: Пять зайцев.
Воспитатель: Ребята, всем ли зайцам хватит морковок? Давайте проверим!
Дети раскладывают зайцев и морковки попарно.
Воспитатель: Сколько морковок?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Сколько зайцев и сколько морковок?
Дети: 5 зайцев, 4 морковки.
Воспитатель: Скольким зайцам не хватило морковок?
Дети: Одному.
Воспитатель: Как сделать, чтобы всем хватило?
Дети: Нужна еще одна морковка.
Воспитатель: А я случайно захватила ещё одну морковку. 4 морковки и 1 морковка получиться…?
Дети: 5 морковок.
Воспитатель: Все правильно?
Дети: 5 зайцев и 5 морковок, все правильно.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ну вот, теперь все зайцы сыты! Ребята, вот какое интересное путешествие у нас получилось! Кого мы сегодня встретили в зимнем лесу?
Дети: Зайца, белку, 4 братьев зайца.
Воспитатель: Сколько всего зайцев мы встретили?
Дети:5
Воспитатель: Что еще видели в лесу?
Дети: Дом медведя дом ежа, они спят зимой.
Воспитатель: правильно, теперь нам пора возвращаться в детский сад!
Поднялись, опустились
В детский садик возвратись.
Воспитатель: Где же мы сегодня побывали?
Дети: В зимнем лесу.
Воспитатель: Что вам запомнилось, что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Список литературы:
1. Карпухина Н.А. Педагогика нового времени. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2008г – 272с.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюстре РФ 14 ноября 2013г.
3. ПРОГРАММА "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 – 63-90с. 259с.
Презентация к занятию во вложении (pptx, 3Mb)
Скачать вложение