Путешествие за ключами здоровья, или фиточай – выручай!
Автор: Куликова Светлана Ивановна, учитель-логопед; Множина Юлия Алексеевна, воспитатель МДОУ «Детский сад №4», г. Михайлов, Рязанская область.Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Материал методической разработки квест-игра «Путешествие за ключами здоровья, или фиточай – выручай!» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Занятие включает познавательную, двигательную, речевую и игровую деятельность. Работа педагога направлена на пропаганду здорового образа жизни, привития детям культуры чаепития, использования даров природы для укрепления здоровья.
Для реализации задач выбрана квест-технология, она обеспечивает высокую мотивацию воспитанников на протяжении всего занятия, способствует проявлению инициативности, самостоятельности.
Квест-технологии пришли в педагогику относительно недавно, в конце XX столетия. Термин «квест» для обозначения этапа игры с включением определённой задачи для участников был предложен в 1995 году профессором Б. Доджем из США, преподавателем образовательных наук университета Сан-Диего. Т.Марч обозначил квест в образовательном процессе как новую технологию взаимодействия преподавателя с учащимися, опирающуюся на активизацию самостоятельной деятельности учащихся в ходе решения поисковых задач.
Таким образом, квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету, выдуманной легенде. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, где закрепляются навыки основных видов движений (прыжках, лазании, беге, гибкости и ловкости и т.д.), воспитывается командный дух, честность, упорство, дружеское отношение друг к другу, так как только команда, которая выполнила правильно задание, может продолжить путь дальше.
В игре «Путешествие за ключами здоровья, или фиточай – выручай!» воспитанникам предоставляется возможность «добыть» ключи для сундучка с травами, чтобы помочь доктору вылечить Белочку с помощью травяного чая от кашля. Выполняя задания в процессе занятия, дети получают информацию о пользе лекарственных трав, правилах заваривания чая, составляют алгоритм для мытья рук. Логопедическая часть квеста включает работу с предлогами, беседу о том, какую посуду мы можем назвать чайной, упражнение для развития мелкой моторики рук «Шишки-малышки».
Цель: организовать деятельность детей, направленную на формирование активной жизненной позиции, пропаганду здорового образа жизни, посредством воспитания культуры чаепития и русской традиции употребления травяных чаёв для оздоровления.
Задачи:
1) Обучающие:
· знакомство с мировыми чайными традициями;
· активизация словаря по темам «Посуда», «Чаепитие»;
· активизация и расширение словаря с включением в речь названий разновидностей чая и целебных трав: ромашка, крапива, мята, подорожник и т.п.;
· обучение правильному построению высказываний с использованием предлогов, закрепление пространственных представлений;
2) Развивающие:
· развитие любознательности, наблюдательности (сравнение и различение лекарственных трав по внешнему виду), логики (определение правильной последовательности мытья рук, алгоритма заварки чая);
· развитие координации движений (движение по гимнастическому бревну, дорожке из следов, внутри тоннеля), повышение тонуса мышц, развитие чувства ритма, темпа;
· развитие мелкой моторики рук (выполнение упражнений в технике Су-Джок);
3) Воспитательные:
· закладка привычек к осознанной заботы о здоровье, физической активности;
· формирование чувства сопереживания близкому, милосердия;
· воспитание интереса к русским семейным традициям чаепития, традициям чаепития других народов;
· закрепление гигиенических навыков.
Оборудование и материалы:
видеопроектор, ноутбук, доска, стереосистема, презентация «Как получают чай», бутафорский телефон, дорожка из следов медведя, тоннель (физкультурный), гимнастическое бревно, картинки с лекарственными травами, мешочки с чаем из лекарственных трав, декорации «Русская изба», самовар, посуда, костюмы медведя, лисы, рыбки, белочки, Матери Природы, Самовара, хозяйки дома Марфы Ивановны, Доктора, сундучок с тремя замочками, бутафорские ключи, пенёк, картинки «Алгоритм мытья рук», карусель из атласных лент, шишки, кот (кукла), аудиозаписи песен «Подорожник-трава», «Городские цветы», «На дальней станции сойду», «Пироги», «Русский чай».
Подготовительная работа:
рассматривание иллюстраций и слушание описаний из книги Т.А. Ильина (Ильин Т.А. Лекарственные растения России. Иллюстрированная энциклопедия. – М: Эксмо,2006. – 190 с.), разучивание загадок, стихов, песен, поговорок, пословиц на данную тематику.
Работа с родителями: создание информационного модуля для работы с родителями «Лекарственные травы – ключ к здоровью», организация выставки «Какой чай мы любим» (дети приносят из дома коробки любимых чаёв, фотографии семейных чаепитий, атрибуты, характеризующие семейные чайные традиции),
Действующие лица: Хозяюшка Марфа Ивановна, Матушка Природа, Доктор, Кот, Белочка, Медведь, Лисица, Рыбка, Самовар, дети-путешественники (8 чел.), девочки - лекарственные травы – 7 чел).
Полный вариант статьи с презентацией к занятию и приложением во вложении (zip, 5Mb)
Скачать вложение