Стоит в поле теремок…
Автор: Куликова Дарья Валерьевна, Андрианова Мария Сергеевна, Перекрестова Оксана Валерьевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 2- 3 лет.
Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития, а уровень развития речи, в сою очередь, влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.
С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом.
В течение дня воспитатель разговаривает с детьми о том, что они видят и делают, объясняет, что им предстоит сделать. Организуя режимные моменты, воспитатель комментирует свои действия, использует в речи подходящие стихи, песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают новые слова.
Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.
Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:
- разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);
- игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;
- рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
- разгадывание загадок;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Особое место в развитии речи детей 2-3 лет (вторая группа раннего возраста) занимает организованная образовательная деятельность. По программе «От рождения до школы» занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой проводятся 2 раз в неделю. Рассмотрим примерный конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 2-3 лет «Стоит в поле теремок…».
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на закрепление содержания русской народной сказки «Теремок»; развитие диалогической речи детей, памяти; пробудить интерес игровой деятельности по мотивам знакомой сказки.
Предварительная работа: рассказывание сказки «Теремок», рассматривание картинок по сказке, изучение пальчиковой гимнастики и подвижной игры.
Материалы и оборудование: деревянный домик- теремок, игрушки (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), корзина, шишки.
Ход деятельности:
1. Мотивационный этап.
Дети стоят в круге. За домиком спрятаны игрушки.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Хотите узнать, кто? (Да)
Воспитатель по очереди достает игрушки и вместе с детьми называет их.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из какой сказки эти звери? (Да, это теремок).
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, звери забыли, кто из них пришел в теремок первыми, а кто потом. Давайте поможем зверятам вспомнить.
Ответы детей.
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: Ребята, кто же нашел теремок?(Мышка)
Воспитатель показывает мышку.
Воспитатель: Какая мышка: большая или маленькая? Как пищит мышка?
(маленькая, пи-пи-пи)
Воспитатель: Кто вторым прискакал в теремок? (Лягушка)
Воспитатель показывает лягушку.
Воспитатель: Ребята, как разговаривает лягушка? (Ква-Ква)
Воспитатель: Кто еще прискакал к теремку? (Зайка)
Воспитатель показывает зайца.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть с зайчиком? (Да)
Пальчиковая игра «Зайка».
Цель: развитие мелкой моторики.
Вот смотри: два пальчика-
Это ушки зайчика.
От страха заинька дрожит
И ушами шевелит.
Воспитатель: Кто еще пришел к теремку? (Лисичка)
Воспитатель показывает лисичку.
Воспитатель: Вот она лисичка- сестричка в рыжей шубке.
Дети вместе с воспитателем рассматривают лису, трогают ее.
Воспитатель: Ребята, кто еще жил в теремке? (Волк)
Воспитатель показывает волка и читает стихотворение:
«Здравствуй серый волк- волчок!
Здравствуй, серенький бочок!
Что ты делаешь зимой
Почему ты ходишь злой
Трудно по лесу ходить.
Трудно мне зайчат ловить.
Потому бываю злой,
Что голодный я зимой!»
Воспитатель: Ребята, давайте мы поиграем с волком, чтобы он стал веселым и добрым.
Подвижная игра «Ходит, бродит серый волк» (Приложение 1)
Воспитатель: Ребята, кто последний пришел в теремок? (Медведь)
Воспитатель показывает медведя.
Воспитатель: А что сделал медведь с теремком? (Сломал)
Воспитатель: Ребята, медведь, когда шел в теремок, все шишки свои рассыпал по дороге и стал злым. Наверное, по этому он и раздавил теремок, от злости. Давайте поможем медведю собрать шишки.
Игра «Собери шишки».
Воспитатель высыпает шишки из корзины, а дети собирают.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Кто приходил к нам сегодня в гости? (Мышка, волк, лягушка, зайка, лиса, медведь) что мы делали? (играли, собирали шишки) как мышки пищали? (пи-пи) как лягушки квакали? (ква-ква) с зайчиком и волком поиграли? (Да) лисичку рассмотрели? (Да) медведю помогли? (Да)
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Ребята, медведь же сломал теремок? (Да)
А разве можно ломать чужие домики? ( Нет, нельзя)
Давайте поможем зверям построить новый теремок. (Да)
Тили- тили, тили-бом появился новый дом!
Литература:
1. Астахова А. «Моя первая книга». От 6 месяцев до 3 лет. – Воскресный день. 2020. – 144 с.
2. Батяева, С.,Савостьянова Е. «Альбом по развитию речи для самых маленьких». – РОСМЭН, 2022. – 96 с.
3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г. / В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.– 112 c.
4. Жукова, Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. – 320 c.
5. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. –М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 336 c.
6. Смирнова Л. «Развитие речи у детей 2—3 лет». Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.
7. Янушко Е. «Развитие речи у детей 1—3 лет». – Москва: Теревинф, 2007. – 115 с.
Полный вариант статьи с приложением во вложении (docx, 25Kb)
Скачать вложение