В гости к сказкам
Автор: Гавердовская Галина Вячеславовна, Ларина Ирина Алексеевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №48» «Рябинка» г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы.
Русская народная сказка – одно из главных сокровищ народной мудрости. В.И.Даль определяет сказку как «вымышленный рассказ, небывалую и даже несбыточную повесть, сказание». В каждой из них мы встречаем не только занимательный сюжет и удивительных героев, но и богатый мир человеческих чувств и взаимоотношений, доброту и справедливость, единение с народной культурой, опытом и родным языком. Сказки формируют у детей художественный вкус, приобщают к доброму отношению к миру и людям. Высоко ценил сказку К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто –нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Изучению русских народных сказок посвятили свои работы известные педагоги, психологи: братья Б.и Ю.Соколовы, А.И.Никифоров, Н.П.Андреев, А.Н. Афанасьев, В.Я.Пропп, Э.В.Померанцева, В.П.Аникин и многие другие. Сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, как богата родная речь образными выражениями, сравнениями. Это одно из эффективных средств эмоционально – волевого развития и нравственного воспитания дошкольников. К сожалению, в наши дни дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. В виду огромной занятости большинство родителей не находят время почитать ребенку сказку. Используя на занятиях и в повседневной деятельности сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление, так как все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени. Занятие «В гости к сказкам» способствует закреплению знаний детей о русских народных сказках, развитию речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, творческих способностей. Поставленные задачи реализуются через игровые ситуации, отгадывание загадок. Также данный конспект вызывает у детей желание помочь персонажу путем интересных заданий. Занятие включает развивающие моменты с применением наглядного материала (картинки с изображением русских народных сказок).
У дошкольников среднего возраста (4-5 лет) формируется новая ступень читательской деятельности, такая как сфера реакции на содержание произведения. Прочитав сказку, дети вовлекаются в обсуждение поступков героев, отвечают на поставленные вопросы по тексту, составляют рассказы о героях.
Цель: Организовать образовательную деятельность детей, направленную на закрепление знаний у детей о русских народных сказках. Создать условия для развития умения самостоятельно выражать свои мысли, пробуждать интерес к слушанию текста русских народных сказок и рассматриванию иллюстраций к ним.
Задачи:
Образовательные:
- организовать мативацию к слушанию текста русских народных сказках
- учить понимать и оценивать поступки героев
- учить отвечать на вопросы воспитателя
- учить называть персонажи из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия
- продолжать учить отгадывать загадки
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, умение двигаться в соответствии со словами
- развивать творческое воображение и фантазию
- развивать умение узнавать сказки и их героев, определять их настроение
Воспитательные:
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца, приобщать к правилам безопасного поведения в обществе
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок: «Репка», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Теремок». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя».Разучивание пальчиковой гимнастики к сказке теремок. Рассматривание диких и домашних животных: мышка, кошка, лиса, медведь, собака, заяц, волк, лягушка.
Материалы и оборудование:
Мольберт, иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, фигурки персонажей к сказкам.
Демонстрационный: Мольберт, магнитная доска. Иллюстрации к русским народным сказкам: «три медведя», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».
Раздаточный материал: « Разрезные картинки по сказке «Курочка ряба», фигурки персонажей к сказке «Репка».
Активизация словаря: Активизировать словарь словами отвечающими на вопрос «Чья?» (кровать, ложка, похлебка)
Михайло Потапыча, Настасьи Петровны, Мишуткина.
Литература:
1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.;
МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2019. – с.336
2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. –М.: Сфера, 2009. – 224с.
3. Афанасьев А.Н. Сборник. Русские народные сказки. – М.; Речь,2017.-532.с.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 25Kb)
Скачать вложение