В мире огромном, нет места кошкам бездомным (по произведению А. Дмитриева «Бездомная кошка»)
Автор: Бабич Виктория Владимировна, Соловьева Виктория Николаевна, Игуменцева Оксана Николаевна, воспитатели МБДОУ "Детский сад 121", г. РязаньМетодическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 4 - 5 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге, желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.
И как следствие, дошкольники не любят слушать произведения, а школьники не хотят читать. А ведь только книга дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка-дошкольника будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения-слушания, разработанную О.В. Чиндиловой.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей:
1. до чтения;
2. во время чтения;
3. после чтения.
Рассмотрим применение технологии продуктивного чтения-слушания на примере знакомства с произведением А.Дмитриева «Бездомная кошка». Благодаря этому стихотворению, мы обратили внимание на проблему бездомных животных, смогли пробудить в детях чувство ответственности и добропорядочности.
Цель:
- организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением А. Дмитриева «Бездомная кошка»;
- способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание стихотворения;
- пробудить сострадание, желание заботиться о животных.
Задачи:
Создать условия для:
- пробуждения интереса к слушанию стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка»;
- знакомства с текстом стихотворения;
- расширения, уточнения и активизации словарного запаса (имена прилагательные), формирования умения детей анализировать прочитанный текст;
- контроль и рефлексивную оценку деятельности детей.
Материалы и оборудование:
Книга А. Дмитриева «Бездомная кошка», картинка с изображением плачущей кошки ,квадраты из бумаги разного цвета, разрезные цветные картинки с изображением фрагментов из стихотворения, клей в баночках, кисти, салфетки, заготовки для домиков из цветной бумаги, листы белой бумаги, восковый мелки.
Словарная работа:
Введение в словарь новых прилагательных: отзывчивый, милосердный, великодушный.
Предварительная работа:
беседа о своих питомцах «Мой маленький друг», чтение художественной литературы, загадывание и отгадывание загадок о домашних животных, рассматривание иллюстраций; составление рассказа о собаке, которая осталась без хозяина; просмотр фильма «Котёнок Гав», обсуждение.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
У девочки в корзинке
Лежит живой клубочек.
Не лает, не кусает.
Мяукает, играет. (Кошка)
Мотивационный этап:
Воспитатель: К нам в группу сегодня пришёл гость - кошка, только она скромная и очень боится, спряталась где-то. Давайте ее поищем вместе! Посмотрите по сторонам!
Воспитатель: Я сейчас посмотрю, где же она спряталась? Ох, какая красивая! А вы хотите её увидеть? (вынимает из корзинки.) Кошка, а в лапах у неё картинка с плачущей кошкой!
Воспитатель: Какое настроение у кошки? Как вы думаете, почему кошка плачет? Что у неё случилось? (дети строят предположения, педагог выслушивает, но не комментирует).
Ориентировочный этап:
Воспитатель: А как можно узнать, что же на самом деле случилось с кошкой? (ответы детей) Как вы поняли, что кошка бездомная?
Воспитатель: А давайте проверим, правильно ли вы предположили.
Исполнительский этап:
Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое называется «Бездомная кошка» Алексея Дмитриева. Присаживайтесь на стульчики, устраивайтесь поудобнее.
Чтение текста – совместное проговаривание и договаривание.
Воспитатель: Как закончилось стихотворение? (ответы детей).
Что случилось с кошкой? Почему кошка осталась без дома? (Бывает так, что люди заведут котёнка, поиграют, а потом оставляют на улице, так как ухаживать за животными большой труд).
Воспитатель: Как помог мальчик кошечке? Какое настроение стало у кошечки, когда мальчик взял её домой? Почему человек решил забрать кошку? (ответы детей)
Воспитатель: Каким человек оказался? (Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст).
Физкультминутка:
Кошка прятаться любила, кошка спрятаться решила (приседают)
Мы ее везде искали, мы ее повсюду звали (качают головой в разные стороны)
«Кис-кис-кис, кис-кис-кис, выходи к нам, покажись! (наклониться и звать кошку)
В дом тебя мы унесем и напоим молоком (гладят воображаемую кошку)
Воспитатель: Ребята, представьте себя кошечкой, у которой нет дома. Покажите такую несчастную, грустную кошечку.
Покажите настроение, кошечки, когда мальчик взял её домой.
Покажите, как пела кошечка, когда она шла с мальчиком.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети берут картинки обозначенные цветом – синим и красным. Делятся на 2 команды, согласно цвету. Затем подбирают карточки соответствующего цвета.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю перевернуть изображением вверх и собрать картинку. Посмотрите, что на них изображено? (На одной картинке веселая, радостная кошка, а на другой замечательный, теплый дом для кошки.)
Воспитатель: А как же мы сможем помочь бездомным кошкам? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, мы построим им домики.
Каждая подгруппа присаживается за стол соответствующего цвета его команды.
Практическая деятельность.
Аппликация, рисование «Дом для кошки»
Одна команда рисуют домик мелками на листе бумаги, другая – приклеивает домик из 4 частей.
Воспитатель: Молодцы, вы построили домики для кошек, чтобы им было тепло и хорошо.
Воспитатель: Какие красивые домики у нас получились! Бездомные кошки будут очень рады!(у каждой группы спросить, какие домики получились)
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним, какое стихотворение мы сегодня прочитали? Что произошло с кошкой? Кто помог кошке? Как мальчик помог?
Воспитатель: Почему животные становятся бездомными? (Это люди их выбрасывают на улицу, не заботятся о своих прирученных питомцах.)
Воспитатель: Как помочь бездомным кошкам и собакам? (покормить, можно взять к себе домой, но обязательно показать врачу ветеринару)
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы не было бездомных животных? (нужно стать другом для домашнего животного, окружить заботой своего питомца, следить за ним, воспитывать, знать их повадки и любить.)
Рефлексивный этап:
Воспитатель: Ребята, какое важное и доброе дело мы сделали? (сделали домик для кошки)
Воспитатель: Сегодня вы внимательно слушали и многое запомнили.
Воспитатель: Что для вас сегодня было самым трудным? А какое задание было самым весёлым? Интересным? Что бы вам хотелось повторить ещё раз?
Перспективный этап:
Воспитатель: Ребята, вы были очень добры и заботливы. Я вам предлагаю вместе с родителями принять активное участие в акции «Истории спасенных животных» - нарисовать, рассказать, как вы помогли бездомным животным.
Кошке бездомной отдайте сосиску.
И молочка вы налейте ей в миску.
Праздник бездомных животных встречая,
Им помогите, добра лишь желая!
Литература:
1. Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Часть 2 (4 - 5 лет). – М.: Баласс, 2018. – 96 с.
2. Про кота. – СПб.: Речь, 2020. – 56 с.
Скачать вложение