Дидактические игры с природными материалами в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
Автор: Жукова Алена Владимировна, учитель; Плаксина Вера Евгеньевна, воспитатель ОГБОУ «Школа-интернат «Вера», г. Рязань
«Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
В развитие школьников 13-16 лет с тяжелыми и умеренными интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) особо актуальной становится проблема развития мелкой моторики, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей данной категории. У детей затруднены тонкие, дифференцированные движения рук и пальцев, их точность и темп нарушены, что значительно сковывает действия учащихся в процессе обучения. Для любого ребенка важно развивать мелкую моторику рук, тем более это актуально для ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, для которого развитие общей и мелкой моторики может стать основным направлением компенсирующего обучения.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних времён. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно четки и координированы. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями, а также при выполнении бытовых манипуляторных действий.
Дидактические игры являются эффективным средством обучения через игру детей с ограниченными возможностями.
Дидактическая, или обучающая, игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.
В педагогической практике дидактические игры для детей используют в качестве:
- одного из методов обучения;
- самостоятельной деятельности обучающихся.
В первом случае они активно применяются на занятиях по знакомству с живой природой, развитию речи и формированию базовых математических представлений. С помощью дидактических игр педагоги учат детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.
Для развития мелкой моторики школьников с интеллектуальными нарушениями через игру нами было разработано методическое пособие «Дидактические игры с природными материалами в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями», которое могут использоваться во время внеурочной деятельности и коррекционных занятий.
Детям с ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка.
Цель использования дидактических игр – формирование и развитие моторных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями средствами дидактических игр и игровых упражнений с природными материалами.
Задачи.
- Формировать представления обучающихся об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, пространстве;
- Развивать сенсорные навыки и тактильные ощущения, обогащать чувственный опыт;
- Развивать любознательность, воображение и творческую активность, внимание, память, наблюдательность.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности.
Список литературы:
1. Басангова Б.М., Танцюра С.Ж. Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью. Изд-во: Сфера, 2020. -25с.
2. Бровкина Е. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – Издательство: Центр «Академия» 2000. - 224с
3. Султанова, М.Д., Простые опыты с природными материалами. - Изд-во: Хатбер - пресс, 2014, 16 с.
4. Харько Т.Г., Борчанинова К.В. Развивающие игры как средство интеграции. – Изд-во: Детство – пресс, 2018. – 100с
Полный вариант конспекта во вложении (pdf, 627Kb)
Скачать вложение