Программа психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи школьников с речевой патологией
Автор: Исайкина Анастасия Максимовна, учитель-логопед ОГБОУ "Школа № 10", г. Рязань
Программа психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи школьников с речевой патологией выстраивается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Она предусматривает обучение нормам литературного языка, работу по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося, развития их связной речи. Такая система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда соблюдаются условия развития психологической базы речи, составляющие фон для речевого развития. Атмосфера постоянного внимания к языку и речи к развитию высших психических функций и является тем фоном, который создает школа и расширяют занятия педагога-психолога и учителя- логопеда.
Цель данной программы – обеспечить содержание психолого-педагогического сопровождения развития внимания, памяти и мышления как психологической базы речи школьников с речевой патологией.
В соответствие с целью определяются задачи реализации авторской программы:
- развитие произвольных характеристик внимания, памяти и мышления как психологической базы речи;
- развитие познавательных способностей младших школьников в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- расширение кругозора учащихся в рамках адаптированной программы по развитию речи;
- формирование стремления школьников к личностному росту.
Авторская программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает развитие познавательных потребностей учащихся и их психических качеств. Она направлена на совершенствование всех видов памяти, внимания, наблюдательности, скорости реакции, речи, коммуникабельности. И таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. В заключение каждого занятия со школьниками проводится рефлексия: что запомнилось, чему научились, как оценивают свою работу. Учитель акцентирует внимание учеников на успешно выполненных заданиях. Одно из достоинств нашей программы состоит в том, что в ней предполагается взаимодействие учащихся, учителей, родителей и администрации школы.
Программа психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи у школьников с речевой патологией включает в себя три блока:
1. Диагностический блок, который включает в себя методики для выявления особенностей внимания, памяти и мышления у детей с ТНР:
- «Корректурная проба»;
- «Таблица Горбова»;
- «10 слов»;
- «Матрицы Равенна»;
- Диагностика уровня развития словесно-логического мышления по Э.Ф. Замбацявичене.2. Развивающий блок предусматривает занятия со школьниками, направленные на развитие произвольного внимания, слухо-речевой памяти и словесно-логического мышления, как психологической базы речи.3. Заключительный блок предусматривает повторную диагностику, направленную на определение уровня успешности реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи у детей с патологией. Для повторной диагностики также используются методики:
- «Корректурная проба»;
- «Таблица Горбова»;
- «10 слов»;
- «Матрицы Равенна»;
- Диагностика уровня развития словесно-логического мышления по Э.Ф. Замбацявичене.
Сроки реализации программы с 10 сентября по 25 мая. Авторская программа ориентирована на учащихся 1 класса от 8 до 10 лет, рассчитана на 24 занятия по 30 минут.
Для успешного освоения авторской программы педагогам необходимо обладать следующими базовыми компетенциями:
- уметь организовывать процесс обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения;
- выбирать собственную траекторию образования и решать самообразовательные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знания;
- принимать на себя ответственность за получаемое детьми образование и воспитание;
- обращаться к различным источникам данных;
- оценивать социальные устои, связанные со здоровьем и окружающей средой;
- понимать произведения искусства и литературы;
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других;
- справляться с разнообразием мнений и конфликтов.
Тематические занятия, предлагаемые авторской программой, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще-интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию внимания, памяти и мышления, что в конечном итоге приведет к развитию психологической базы речи и достижению хороших результатов в учебе.
В авторской программе приводятся конспекты 24 занятий психолого-педагогического сопровождения развития внимания, памяти, мышления как психологической базы речи школьников с речевой патологией.
Полный вариант статьи с рецензией во вложении (zip, 1Mb)
Цель данной программы – обеспечить содержание психолого-педагогического сопровождения развития внимания, памяти и мышления как психологической базы речи школьников с речевой патологией.
В соответствие с целью определяются задачи реализации авторской программы:
- развитие произвольных характеристик внимания, памяти и мышления как психологической базы речи;
- развитие познавательных способностей младших школьников в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- расширение кругозора учащихся в рамках адаптированной программы по развитию речи;
- формирование стремления школьников к личностному росту.
Авторская программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает развитие познавательных потребностей учащихся и их психических качеств. Она направлена на совершенствование всех видов памяти, внимания, наблюдательности, скорости реакции, речи, коммуникабельности. И таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. В заключение каждого занятия со школьниками проводится рефлексия: что запомнилось, чему научились, как оценивают свою работу. Учитель акцентирует внимание учеников на успешно выполненных заданиях. Одно из достоинств нашей программы состоит в том, что в ней предполагается взаимодействие учащихся, учителей, родителей и администрации школы.
Программа психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи у школьников с речевой патологией включает в себя три блока:
1. Диагностический блок, который включает в себя методики для выявления особенностей внимания, памяти и мышления у детей с ТНР:
- «Корректурная проба»;
- «Таблица Горбова»;
- «10 слов»;
- «Матрицы Равенна»;
- Диагностика уровня развития словесно-логического мышления по Э.Ф. Замбацявичене.2. Развивающий блок предусматривает занятия со школьниками, направленные на развитие произвольного внимания, слухо-речевой памяти и словесно-логического мышления, как психологической базы речи.3. Заключительный блок предусматривает повторную диагностику, направленную на определение уровня успешности реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи у детей с патологией. Для повторной диагностики также используются методики:
- «Корректурная проба»;
- «Таблица Горбова»;
- «10 слов»;
- «Матрицы Равенна»;
- Диагностика уровня развития словесно-логического мышления по Э.Ф. Замбацявичене.
Сроки реализации программы с 10 сентября по 25 мая. Авторская программа ориентирована на учащихся 1 класса от 8 до 10 лет, рассчитана на 24 занятия по 30 минут.
Для успешного освоения авторской программы педагогам необходимо обладать следующими базовыми компетенциями:
- уметь организовывать процесс обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения;
- выбирать собственную траекторию образования и решать самообразовательные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знания;
- принимать на себя ответственность за получаемое детьми образование и воспитание;
- обращаться к различным источникам данных;
- оценивать социальные устои, связанные со здоровьем и окружающей средой;
- понимать произведения искусства и литературы;
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других;
- справляться с разнообразием мнений и конфликтов.
Тематические занятия, предлагаемые авторской программой, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще-интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию внимания, памяти и мышления, что в конечном итоге приведет к развитию психологической базы речи и достижению хороших результатов в учебе.
В авторской программе приводятся конспекты 24 занятий психолого-педагогического сопровождения развития внимания, памяти, мышления как психологической базы речи школьников с речевой патологией.
Полный вариант статьи с рецензией во вложении (zip, 1Mb)
Скачать вложение