РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Программа психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи школьников с речевой патологией

Автор: Исайкина Анастасия Максимовна, учитель-логопед ОГБОУ "Школа № 10", г. Рязань

Программа психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи школьников с речевой патологией выстраивается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Она предусматривает обучение нормам литературного языка, работу по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося, развития их связной речи. Такая система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда соблюдаются условия развития психологической базы речи, составляющие фон для речевого развития. Атмосфера постоянного внимания к языку и речи к развитию высших психических функций и является тем фоном, который создает школа и расширяют занятия педагога-психолога и учителя- логопеда.
Цель данной программы – обеспечить содержание психолого-педагогического сопровождения развития внимания, памяти и мышления как психологической базы речи школьников с речевой патологией.
В соответствие с целью определяются задачи реализации авторской программы:
- развитие произвольных характеристик внимания, памяти и мышления как психологической базы речи;
- развитие познавательных способностей младших школьников в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
- расширение кругозора учащихся в рамках адаптированной программы по развитию речи;
- формирование стремления школьников к личностному росту.
Авторская программа представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает развитие познавательных потребностей учащихся и их психических качеств. Она направлена на совершенствование всех видов памяти, внимания, наблюдательности, скорости реакции, речи, коммуникабельности. И таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию. В заключение каждого занятия со школьниками проводится рефлексия: что запомнилось, чему научились, как оценивают свою работу. Учитель акцентирует внимание учеников на успешно выполненных заданиях. Одно из достоинств нашей программы состоит в том, что в ней предполагается взаимодействие учащихся, учителей, родителей и администрации школы.
Программа психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи у школьников с речевой патологией включает в себя три блока:
1. Диагностический блок, который включает в себя методики для выявления особенностей внимания, памяти и мышления у детей с ТНР:
- «Корректурная проба»;
- «Таблица Горбова»;
- «10 слов»;
- «Матрицы Равенна»;
- Диагностика уровня развития словесно-логического мышления по Э.Ф. Замбацявичене.2. Развивающий блок предусматривает занятия со школьниками, направленные на развитие произвольного внимания, слухо-речевой памяти и словесно-логического мышления, как психологической базы речи.3. Заключительный блок предусматривает повторную диагностику, направленную на определение уровня успешности реализации программы психолого-педагогического сопровождения развития психологической базы речи у детей с патологией. Для повторной диагностики также используются методики:
- «Корректурная проба»;
- «Таблица Горбова»;
- «10 слов»;
- «Матрицы Равенна»;
- Диагностика уровня развития словесно-логического мышления по Э.Ф. Замбацявичене.
Сроки реализации программы с 10 сентября по 25 мая. Авторская программа ориентирована на учащихся 1 класса от 8 до 10 лет, рассчитана на 24 занятия по 30 минут.
Для успешного освоения авторской программы педагогам необходимо обладать следующими базовыми компетенциями:
- уметь организовывать процесс обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения;
- выбирать собственную траекторию образования и решать самообразовательные проблемы;
- связывать воедино и использовать отдельные части знания;
- принимать на себя ответственность за получаемое детьми образование и воспитание;
- обращаться к различным источникам данных;
-  оценивать социальные устои, связанные со здоровьем и окружающей средой;
- понимать произведения искусства и литературы;
-  выслушивать и принимать во внимание взгляды других;
- справляться с разнообразием мнений и конфликтов.
Тематические занятия, предлагаемые авторской программой, способствуют непринужденной коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще-интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию внимания, памяти и мышления, что в конечном итоге приведет к развитию психологической базы речи и достижению хороших результатов в учебе.
В авторской программе приводятся конспекты 24 занятий психолого-педагогического сопровождения развития внимания, памяти, мышления как психологической базы речи школьников с речевой патологией.
Полный вариант статьи с рецензией во вложении (zip, 1Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru