Модель системы мониторинга метапредметных результатов при реализации основной образовательной программы начального общего образования
Автор: Детко Татьяна Геннадьевна, директор МАОУ «Школа №69 «Центр развития образования» г. Рязань, заслуженный учитель РФ; Полякова Ирина Алексеевна, заместитель директора по учебной работе МАОУ «Школа №69 «Центр развития образования» г. Рязань
Одна из важнейших задач в современном российском образовании - совершенствование контроля за результатами обучения и управление его качеством. Качество образования рассматривается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам. Комплексный подход должен быть заложен и в системе оценивания, который предполагает оценку трёх групп достижений обучающихся – личностных, метапредметных и предметных.
Основным объектом, содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты обучения. ФГОС НОО предписывает, что «предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования…». Разработаны содержательная и критериальная основы оценки, предложены формы и способы оценки. Возникшие сложности в реальной практике и методике оценивания метапредметных результатов при реализации федеральных государственных образовательных стандартов, связанных с формированием и развитием универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных определили направление инновационной деятельности педагогического коллектива школы. В 2015 году нашей школе был присвоен статус региональной инновационной площадки «Система мониторинга метапредметных результатов при реализации основной образовательной программы начального общего образования» (Приказ министерства образования от 22.10.2015г. №1018 «О признании статуса региональной инновационной площадки»). Научное руководство работой инновационной площадки осуществлял доцент кафедры ТОВиДО РИРО Агапов Ю.В.
Существовавшая до этого практика контроля и оценивания метапредметных результатов обучающихся вызывала затруднения у педагогов школы, так как было недостаточно апробированных инструментов для диагностики и методических разработок для определения и оценивания динамики и уровней сформированности достижений учащихся по мере освоения ими программы формирования универсальных учебных действий, а существующие задания для проверки метапредметных результатов были объёмны и требовали много времени для обработки и накопления результатов, также необходимо было построить такую модель системы оценивания универсальных учебных действий в школе, которая отвечала бы требованиям единства и целостности в рамках общей школьной системы оценки качества образования. В связи с этим руководство и педагогический коллектив начальных классов школы поставили перед собой цель: сформировать и апробировать модель системы мониторинга качества метапредметного образования в МАОУ «Школа №69 «Центр развития образования» в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В соответствии с поставленной целью спланировали следующие задачи:
1. Оценить действующие системы мониторинга достижений метапредметных результатов освоения общеобразовательной программы начального общего образования в МАОУ «Школа №69 «Центр развития образования».
2. Выстроить модель системы работы по мониторингу промежуточных и итоговых метапредметных результатов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы в условиях ФГОС.
3. Апробировать модель полученной новой системы контроля и оценки метапредметных результатов.
4. Разработать методические рекомендации для учителей по оцениванию метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Вначале была проанализирована действующая система оценки образовательных достижений школы в целом и в части, относящейся к метапредметным результатам, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько обеспечивает точную обратную связь, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Работа методического объединения учителей начальных классов над единой методической темой «Система оценки достижений результатов учащихся при реализации ОПП НОО» позволила повысить теоретический уровень учителей, а также был обобщён и представлен практический опыт педагогов по проблеме оценки результатов. Обсуждения прошли на педагогических советах, на заседаниях методических объединений. Каждый учитель задумался о сиспользовать отметки для оценки уровней достижений?
- Как фиксировать результаты диагностики, чтобы их было удобно использовать для оценки уровня сформированности УУД, для прослеживания их динамики и коррекции в развитии ученика?
- Как при оценивании исключить дискомфорт для учеников, отрицательно влияющий на их мотивацию и не допускать перегрузок?
- Как не утопить себя в бумажной отчётности?
- Как включить самого ученика и его родителей в активную работу в рамках системы оценивания планируемых метапредметных результатов?
Для нас стало очевидным, что необходима разработка и формирование такого диагностического инструментария, который можно было бы использовать не в ущерб учебным программам по предметам, чтобы результаты текущего и срезового контроля сформированности универсальных учебных действий распределённого по времени обучения, анализ промежуточных результатов способствовали успеху в коррекционно-развивающей деятельности с учащимися.
Была создана модель системы мониторинга метапредметных результатов.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 435KB)
Скачать вложение