Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) — это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Цифровые образовательные ресурсы ( ЦОР ) — частный случай ЭОР — образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий. Разница в терминах представляется принципиальной, поскольку цифровые технологии — всего лишь способ обработки и записи информации. До цифровой системы записи существовала аналоговая, в настоящее время активно разрабатываются другие системы ( квантовые, лазерные и др.). Поэтому электронные образовательные ресурсы — название более общее, характеризующее целую область технологии, а не ее часть.
Оценка уровня качества ЭОР
Для оценки уровня качества ЭОР следует предложить систему показателей качества, которая не входит в противоречие с природой образной системы, определяющей форму представления информации, т.е. мультимедийным экранным образом. Оптимальным предполагается сочетание научнопедагогических, эргономических и конструктивно-технических показателей качества ЭОР.
Научно-педагогические показатели — показатели соответствия ЭОР современному уровню развития образования, примерной образовательной программе, такие как :
- соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся, контекстным знаниям ;
- пригодность данного ЭОР к использованию в современных формах обучения, методических комплексах;
- наличие и универсальность заложенной в ЭОР методики работы с учебным материалом;
- воспитательный аспект использования данного ресурса или группы ресурсов.
В группу эргономических показателей качества ЭОР следует включить показатели соответствия:
- итогового продукта возможностям органов зрения человека ;
- итогового продукта возможностям органов слуха человека ;
- способа кодирования информативных элементов ( языка экранной образности и его составляющих — изображение предметов, соотношение статических и динамических элементов образа, цифры, надписи, рамки, их цвет, колорит, форма, последовательность и т.д.) возможностям восприятия учащегося, понимания и переработки им информации ;
- оптимальности количества заложенной в ЭОР информации.
Выбор инновационных средств обучения, используемых на уроке, зависит от следующих факторов:
- цели ( ожидаемые / формируемые компетенции );
- содержание обучения ( важна целесообразность использования тех или иных средств обучения : они должны интегрироваться в учебно-воспитательный процесс в оптимальных формах );
- возрастные и интеллектуальные особенности учебной группы;
- используемые методы ( исследовательский, демонстрационный, работа с живым объектом и др.);
- уровень развития учебно-материальной базы образовательного учреждения.
Проанализировать правильность выбора можно по эффективности учебного процесса, что проявляется в следующих показателях :
- интерес учащихся к теме ( активность на уроке, дополнительные вопросы и др.);
- достижение поставленных целей и задач урока ( степень усвоения материала каждым учащимся;
- формирование ожидаемых компетенций, умений и навыков ).
При подготовке информации использована литература: "Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Математика 5–6 классы": мультимедийное пособие для учителей математики / под редакцией Хисматуллина Р. Р., Квашнина Е.Г.;«БизнесМеридиан». - Москва - 126с.