Модели использования цифровых образовательных ресурсов образовательном процессе
Целесообразность использования педагогических технологий на основе ИКТ в учебно-воспитательном процессе определяются их дидактическими особенностями, к числу которых относятся:
- высокий уровень научности представляемой информации, определяемый профессиональной компетентностью разработчиков учебного программного обеспечения и малым периодом обновления информации в электронных изданиях;
- доступность и наглядность представления учебного материала, которые обеспечиваются уникальными возможностями современной компьютерной техники и средствами телекоммуникации;
- сознательность и активность обучаемых, которые в полной мере достигаются при использовании интерактивных мультимедийных учебных программ;
- обеспечение смены образовательной парадигмы: переход от «субъект-объектных» к «субъект-субъектным» отношениям в образовании;
- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, который достигается за счет использования гипертекстовых информационных и демонстрационных программ и банков знаний с широкими возможностями для поиска интересующей ученика информации; ;
- сочетание методов, форм и средств обучения, обеспечивающие высокую мотивацию учащихся на освоение не только новых знаний, но и новых технологий самостоятельного поиска и овладения этими знаниями ;
- прочность овладения знаниями, умениями и навыками, которые легко обеспечиваются за счет применения разнообразных программ-тренажеров и программ-репетиторов;
- социализация обучаемых, так как использование сети Интернет, электронной почты и других средств телекоммуникации позволяет учащемуся ощутить себя частью гораздо более широкого сообщества, нежели класс или школьный коллектив;
- изменение роли педагога в учебном процессе: переход от позиции транслятора знаний к позиции организатора образовательной деятельности учащегося.
- Классификацию цифровых образовательных ресурсов можно проводить по ряду параметров.
По характеру представляемой информации:
- учебный план, учебная программа;
- методические указания, методические руководства;
- программы практик, задания для практических занятий;
- учебник;
- учебное пособие;
- конспект лекций, курс лекций;
- практикум;
- хрестоматия, книга для чтения.
По структуре:
- однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
- многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
- электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
По организации текста:
- моноиздания;
- сборники.
Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников.
По форме изложения материала:
- конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
- программированные учебные издания (большинство электронных изданий);
- проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения (развитие логического мышления и т.д.);
- комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.
По целевому назначению:
- для дошкольников;
- для школьников;
- для бакалавров;
- для дипломированных специалистов;
- для магистров;
- для взрослых.
По наличию печатного эквивалента:
- электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
- самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
По природе основной информации:
- текстовое (символьное) электронное издание (содержит преимущественно текстовую информацию);
- изобразительное электронное издание (содержит преимущественно электронные образцы объектов);
- звуковое электронное издание (содержит цифровое представление звуковой информации);
- программный продукт (самостоятельное произведение, представляющее собой публикацию текста программы);
- мультимедийное электронное издание (информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано).
По технологии распространения:
- локальное (предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде тиража идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях;
- сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
- электронное издание комбинированного распространения (может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого).
По характеру взаимодействия с пользователем:
- детерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем);
- недетерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия прямо или косвенно устанавливаются пользователем на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем).
Важными принципами создания электронных учебных средств являются:
- распределенность учебного материала (локальные компоненты, сетевые ресурсы);
- интерактивность;
- мультимедийное представление учебной информации;
- адаптивность к личностным особенностям обучаемого.
В образовательном процессе используются следующие виды обучающих программ:
• Информационные:
- простые;
- гипертекстовые;
- банки знаний.
• Демонстрационные:
- простые;
- мультимедийные;
- гипермедийные.
• Моделирующие.
• Тренажеры.
Для проверки уровня усвоения учебного материала используются контролирующие задания следующих видов:
• Дихотомические.
• Выбор варианта ответа:
- с одним правильным вариантом;
- со взвешенными вариантами;
- с неопределенным количеством правильных вариантов.
• Установление соответствия.
• Конструирование ответа.
• Открытые задания.
По алгоритму работы выделяют следующие типы обучающих программ:
• линейные;
• циклические;
• разветвляющиеся (адаптивные);
• автоматизированные обучающие системы.
Важным направлением использования ИКТ является диагностика, в частности диагностика уровня развития детей. Ее можно проводить с помощью различных программ, например школьного теста умственного развития (ШТУР), который включает 6 субтестов:
- Осведомленность
- Осведомленность 2
- Аналогии
- Классификации
- Обобщения
- Числовые ряды
Одним из направлений использования ИКТ в диагностике является выявление качеств личности, психологических особенностей учащихся, черт характера, работа по профессиональной ориентации.
ИКТ с успехом используется для проведения текущего, рубежного, итогового контроля и диагностики соответствия стандартам.
Особенностями использования сети Интернет в образовательном процессе являются:
- доступ к информационным ресурсам;
- возможность информационного обмена и виртуального общения;
- выполнение совместных телекоммуникационных проектов.
Практика показала высокую результативность ПТ-ИКТ, которые обеспечивают:
- повышение мотивации обучающихся;
- увеличение доли усваиваемой информации;
- интенсификация обучения;
- сокращение временных затрат на изучение;
- реализация здоровьесбережения за счет разгрузки обучающихся;
- разгрузка педагога и изменение его функций.
Среди различных типов обучающих программ наиболее результативными являются информационные и демонстрационные программы (гипертекстовые и мультимедийные, а также банки знаний), моделирующие интерактивные программы, экспертные системы для диагностики уровня обученности.
Сферы наиболее эффективного использования ИКТ:
- предпрофильная подготовка и профильное обучение;
- реализация проблемного обучения;
- реализация проектного обучения;
- организация исследовательской деятельности учащихся;
- подготовка к ЕГЭ и Г(И)А.
При подготовке информации использована литература: "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования" : учебно-методич. пособие / под ред. А.Д. Кувшинковой; Мин. Образования Ряз. Обл., ГОУ ДПО РИРО. – Рязань,2011 – 234 с.