РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • Учебно методическое объединение
  • Обновленные ФГОС
  • Издательская деятельность
  • Интернет-ресурсы
  • ИКТ
  • Руководство ОО
  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Русский язык и литература
  • Математика
  • СПО
  • Дополнительное образование
  • Государственное муниципальное управление
  • Методические службы
  • Одарённые дети
  • Профориентация
  • Воспитание
  • Пособия и рекомендации
  • Обобщение опыта
  • Использование результатов ГИА
  • Сообщества
  • РСДО

Мероприятия

Приглашаем к участию в фестивале по кинопедагогике!
Лучший управляющий совет образовательной организации
Главная
Методический кабинет
ИКТ
Модели использования

Модели использования цифровых образовательных ресурсов образовательном процессе

Целесообразность использования педагогических технологий на основе ИКТ в учебно-воспитательном процессе определяются их дидактическими особенностями, к числу которых относятся:

  • высокий уровень научности представляемой информации, определяемый профессиональной компетентностью разработчиков учебного программного обеспечения и малым периодом обновления информации в электронных изданиях;
  • доступность и наглядность представления учебного материала, которые обеспечиваются уникальными возможностями современной компьютерной техники и средствами телекоммуникации;
  • сознательность и активность обучаемых, которые в полной мере достигаются при использовании интерактивных мультимедийных учебных программ;
  • обеспечение смены образовательной парадигмы: переход от «субъект-объектных» к «субъект-субъектным» отношениям в образовании;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, который достигается за счет использования гипертекстовых информационных и демонстрационных программ и банков знаний с широкими возможностями для поиска интересующей ученика информации; ;
  • сочетание методов, форм и средств обучения, обеспечивающие высокую мотивацию учащихся на освоение не только новых знаний, но и новых технологий самостоятельного поиска и овладения этими знаниями ;
  • прочность овладения знаниями, умениями и навыками, которые легко обеспечиваются за счет применения разнообразных программ-тренажеров и программ-репетиторов;
  • социализация обучаемых, так как использование сети Интернет, электронной почты и других средств телекоммуникации позволяет учащемуся ощутить себя частью гораздо более широкого сообщества, нежели класс или школьный коллектив;
  • изменение роли педагога в учебном процессе: переход от позиции транслятора знаний к позиции организатора образовательной деятельности учащегося.
  • Классификацию цифровых образовательных ресурсов можно проводить по ряду параметров.

По характеру представляемой информации:

  • учебный план, учебная программа;
  • методические указания, методические руководства;
  • программы практик, задания для практических занятий;
  • учебник;
  • учебное пособие;
  • конспект лекций, курс лекций;
  • практикум;
  • хрестоматия, книга для чтения.

По структуре:

  • однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;
  •  многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на самостоятельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;
  • электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.

По организации текста:

  • моноиздания;
  • сборники.

Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы. Учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников.

По форме изложения материала:

  • конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
  • программированные учебные издания (большинство электронных изданий);
  • проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения (развитие логического мышления и т.д.);
  • комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.

По целевому назначению:

  • для дошкольников;
  • для школьников;
  • для бакалавров;
  • для дипломированных специалистов;
  • для магистров;
  • для взрослых.

По наличию печатного эквивалента:

  • электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);
  •  самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.

По природе основной информации:

  • текстовое (символьное) электронное издание (содержит преимущественно текстовую информацию);
  • изобразительное электронное издание (содержит преимущественно электронные образцы объектов);
  • звуковое электронное издание (содержит цифровое представление звуковой информации);
  • программный продукт (самостоятельное произведение, представляющее собой публикацию текста программы);
  • мультимедийное электронное издание (информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано).

По технологии распространения:

  • локальное (предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде тиража идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевое электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • электронное издание комбинированного распространения (может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого).

По характеру взаимодействия с пользователем:

  • детерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем);
  • недетерминированное электронное издание (параметры, содержание и способ взаимодействия прямо или косвенно устанавливаются пользователем на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем).

Важными принципами создания электронных учебных средств являются:

  • распределенность учебного материала (локальные компоненты, сетевые ресурсы);
  • интерактивность;
  • мультимедийное представление учебной информации;
  • адаптивность к личностным особенностям обучаемого.

В образовательном процессе используются следующие виды обучающих программ:
• Информационные:

  1. простые;
  2. гипертекстовые;
  3. банки знаний.

• Демонстрационные:

  1. простые;
  2. мультимедийные;
  3. гипермедийные.

• Моделирующие.
• Тренажеры.

Для проверки уровня усвоения учебного материала используются контролирующие задания следующих видов:
• Дихотомические.
• Выбор варианта ответа:

  1. с одним правильным вариантом;
  2. со взвешенными вариантами;
  3. с неопределенным количеством правильных вариантов.

• Установление соответствия.
• Конструирование ответа.
• Открытые задания.

По алгоритму работы выделяют следующие типы обучающих программ:
• линейные;
• циклические;
• разветвляющиеся (адаптивные);
• автоматизированные обучающие системы.

Важным направлением использования ИКТ является диагностика, в частности диагностика уровня развития детей. Ее можно проводить с помощью различных программ, например школьного теста умственного развития (ШТУР), который включает 6 субтестов:

  • Осведомленность
  • Осведомленность 2
  • Аналогии
  • Классификации
  • Обобщения
  • Числовые ряды

Одним из направлений использования ИКТ в диагностике является выявление качеств личности, психологических особенностей учащихся, черт характера, работа по профессиональной ориентации.
ИКТ с успехом используется для проведения текущего, рубежного, итогового контроля и диагностики соответствия стандартам.

Особенностями использования сети Интернет в образовательном процессе являются:

  • доступ к информационным ресурсам;
  • возможность информационного обмена и виртуального общения;
  • выполнение совместных телекоммуникационных проектов.

Практика показала высокую результативность ПТ-ИКТ, которые обеспечивают:

  • повышение мотивации обучающихся;
  • увеличение доли усваиваемой информации;
  • интенсификация обучения;
  • сокращение временных затрат на изучение;
  • реализация здоровьесбережения за счет разгрузки обучающихся;
  • разгрузка педагога и изменение его функций.

Среди различных типов обучающих программ наиболее результативными являются информационные и демонстрационные программы (гипертекстовые и мультимедийные, а также банки знаний), моделирующие интерактивные программы, экспертные системы для диагностики уровня обученности.

Сферы наиболее эффективного использования ИКТ:

  • предпрофильная подготовка и профильное обучение;
  • реализация проблемного обучения;
  • реализация проектного обучения;
  • организация исследовательской деятельности учащихся;
  • подготовка к ЕГЭ и Г(И)А. 

 При подготовке информации использована литература: "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования" : учебно-методич. пособие / под ред. А.Д. Кувшинковой; Мин. Образования Ряз. Обл., ГОУ ДПО РИРО. – Рязань,2011 – 234 с.

  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru