Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет
Психическое и физическое здоровье детей при работе за компьютером обеспечивается использованием здоровье-сберегающих технологий:
• защитно-профилактических (приемы, методы, направленные на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий, определены СанПиНами);
• компенсаторно-нейтрализующих (восполнение недостатка того, что требуется для полноценной жизнедеятельности или частичная нейтрализация неблагоприятных воздействий);
• стимулирующих (приемы и методы активизации функций организма, например проведение физкультминуток и т.п.);
• информационно-обучающих (формирование необходимого уровня грамотности для эффективной заботы о своем здоровье).
Гигиенические нормы и правила при работе с компьютерами охватывают:
• требования к помещениям (температура, влажность, состав воздуха, шум, вибрации, освещение, определены СанПиНами);
• требования к оборудованию (системные блоки, видеомониторы, дополнительное оборудование, столы, стулья и т.д.);
• требования к режиму занятий и отдыха при работе с ПК (ограничение времени работы за ПК, чередование компьютерных занятий и физической активности, использование специальных упражнений и др.).
Одним из негативных проявлений длительной работы за компьютером может быть формирование «Компьютерного зрительного синдрома», который характеризуется следующими синдромами: быстрая утомляемость глаз, сухость, покраснение, резь в глазах, головная боль, болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч, слезоотделение, подрагивание век.
К факторам развития «Компьютерного зрительного синдрома» относят: свечение и мерцание монитора, постоянный перевод глаз с клавиатуры на монитор, использование устаревшей техники.
В качестве профилактики нарушений зрения можно рекомендовать следующие простые упражнения:
1. Плотно закройте глаза руками. Спина и шея - прямые и расслабленные. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть чёрный цвет.
2. Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце, поворачивайте глаза вправо-влево, делая круговые движения.
После крепко сожмите веки на несколько секунд.
Очень важно при работе детей за компьютером учитывать социальный, эмоциональный и личностный аспекты таких занятий.
Так при использовании видеоигр можно дать следующие советы:
• просмотрите и критически оцените содержание игры;
• обсудите содержание игры с ребёнком;
• домашнее задание и домашние обязанности должны стоять на первом месте;
• ограничьте время, проводимое за видеоиграми;
• следите за возникновением симптомов «отстранённого» поведения;
• ищите игры, поощряющие чтение и нахождение оригинальных решений.
Практические рекомендации по улучшению внимания:
• обратите особое внимание на программное или мультимедийное обеспечение в отношении маленьких детей;
• ребёнок должен получать достаточно физических упражнений;
• соблюдать режим сна;
• беспокойство или депрессия также приводят к снижению внимания;
• наблюдайте за ребёнком. Если он теряет самостоятельность , выбросьте такую компьютерную программу;
• покажите ребёнку, как рассказывать о своих планах и обсуждать стратегии перед запуском программы.
Чтобы избежать через чур сильного влияния компьютера на внимание и мотивацию:
• позвольте ребёнку быть активным участником, а не просто нажимать кнопки;
• избегайте программ, которые предлагают «награду» за выполнение задания;
• учтите, что исправляющие ответы развивают умственные навыки и уверенность;
• выработайте у ребёнка понятие, что обучение является интересным занятием;
• имейте в виду, что хорошо разработанные гипермедийные программы при умелом использовании могут повышать мотивацию;
• проверьте, требует ли программа стандартных ответов;
• учтите, что лишенный индивидуальности компьютер может помочь нерешительным детям;
• заставляйте ребёнка брать на себя реальную ответственность.
Признаки, характерные для игромании: постоянная вовлечённость, увеличение времени, проводимого в ситуации игры, изменение круга интересов, постоянные мысли об игре, персонификация компьютера, появление «теории игры», состояние психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства через короткие промежутки времени после игры с желанием возобновить игровую деятельность, увеличение частоты участия в игре, снижение способности сопротивляться соблазну; нежелание учиться и вообще посещать образовательное учреждение.
Важным условием правильной работы за компьютером, и особенно в сети Интернет, является соблюдение информационной этики и знание правовых аспектов защиты информации.
Информационная безопасность обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность хранящихся в компьютере данных.
Основные составляющие и аспекты информационной безопасности:
• защита информации;
• компьютерная безопасность или безопасность данных;
• защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных и преднамеренных воздействий;
• информационно-психологическая удовлетворённость потребностей и защищённость от негативных информационно-психологических и информационно-технических воздействий.
Угроза - это потенциальная возможность определённым образом нарушить информационную безопасность.
Различают три разновидности угроз:
1. Угроза нарушения конфиденциальности.
2. Угроза нарушения целостности.
3. Угроза отказа служб.
Уровни информационной безопасности:
• законодательный;
• административный;
• процедурный;
• программно-технический.
Основные законы в области компьютерного права:
• Закон «О государственной тайне» (от 21.07.1993г. №5485-1 с посл. измен. и дополн.);
• Федеральный закон «О связи» (от 07. 07. 2003г. №126-ФЗ с посл. измен. и дополн.);
• Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006г. №149-ФЗ).
При работе в Интернете риск получения ребёнком доступа к неподходящей информации включает в себя:
• доступ к информации не подходящей ребёнку вообще;
• сайты по продаже контрабандных товаров;
• сайты, подвергающие риску конфиденциальность посетителей;
• сайты, размещающие изображения порнографического характера;
• сайты с рекламой табака и алкоголя;
• сайты, посвящённые изготовлению взрывчатых веществ;
• сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;
• сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;
• сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о самих детях и их семье.
Различают следующие типы рисков:
• доступ детей к неподходящей их возрасту информации (порнография, дезинформация, обман и т.д.);
• доступ детей к информации, покупка товаров, потенциально опасных для них;
• дети могут быть подвержены притеснениям со стороны других пользователей сети, загрузить себе на компьютер вирусы, подвергнуться нападению хакеров;
• дети могут выдать важную и личную информацию;
• дети могут стать жертвами обмана при покупке товаров через Интернет;
• дети могут стать жертвой киберманьяков, ищущих личной встречи с ребёнком.
Рекомендации к безопасной работе в Интернете:
1. Работу с электронной почтой лучше осуществлять с помощью почтовых сервисов Web-сайтов, выполняющих проверку сообщений.
2. Можно использовать «временный» адрес электронной почты.
3. Если вы почтовый клиент, не конфигурируйте его на автоматическое открытие почтовых вложений.
4. Предпочтительней выступать на форумах с модераторами.
5. Перед отправкой производите контрольное прочтение.
6. Следите за поведение компьютера, когда посещаете Web-сайты.
Инструкция по безопасному общению в чатах:
1. Не доверяйте никому вашу личную информацию.
2. Сообщайте администратору чата о проявлениях оскорбительного поведения участников.
3. Если вам неприятно находиться в чате, покиньте его.
4. Если вам что-то не понравилось, обязательно расскажите об этом родителям.
5. Будьте тактичны по отношению к другим людям в чате.
Правила поведения в сети:
1. Узнайте правила прежде, чем что-нибудь сказать или сделать.
2. Думайте прежде, чем что-либо напечатать.
3. Не относитесь критически к другим, особенно к новичкам, даже если они нарушают правила.
4. Не тратьте время других пользователей впустую.
5. Защищайте личную жизнь и личную информацию других пользователей.
6. Не присваивайте вещи, не платя за них (в основном это касается условно-бесплатного программного обеспечения).
Рекомендации при работе с сайтами и приёмом почты:
1. Не ходите на незнакомые сайты.
2. Если ходите, то выключайте поддержку языка Java и использование cookies.
3. Если к вам по почте пришёл файл Word или Excel обязательно проверьте его на макровирусы.
4. Если пришло незнакомое вложение, не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
5. Никогда не посылайте никому свой пароль.
6. Используйте для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере:
1. Не сохраняйте свои учётные данные для входа в систему.
2. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
3. Заметайте свои следы.
4. Опасайтесь подглядывания через плечо.
5. Не вводите важные сведения на общедоступном компьютере.
В настоящее время психологи фиксируют у детей и взрослых появление зависимости от сети Интернет. К поведенческим характеристикам Интернет-зависимости относятся:
• неспособность и нежелание отвлечься от работы в Интернете;
• готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;
• стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от состояний тревоги или депрессии; нежелание принимать критику подобного образа жизни.
• резкое сокращение длительности сна, пренебрежение личной гигиеной, избегание физической активности, постоянное забывание о еде.
За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются различные психические отклонения.
При подготовке информации использована литература: "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования" : учебно-методич. пособие / под ред. А.Д. Кувшинковой; Мин. Образования Ряз. Обл., ГОУ ДПО РИРО. – Рязань,2011 – 234 с.