РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • Учебно методическое объединение
  • Обновленные ФГОС
  • Издательская деятельность
  • Интернет-ресурсы
  • ИКТ
  • Руководство ОО
  • Дошкольное образование
  • Начальное образование
  • Русский язык и литература
  • Математика
  • СПО
  • Дополнительное образование
  • Государственное муниципальное управление
  • Методические службы
  • Одарённые дети
  • Профориентация
  • Воспитание
  • Пособия и рекомендации
  • Обобщение опыта
  • Использование результатов ГИА
  • Сообщества
  • РСДО

Мероприятия

Приглашаем к участию в фестивале по кинопедагогике!
Лучший управляющий совет образовательной организации
Главная
Методический кабинет
ИКТ
Здоровье и безопасность

 Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет

Психическое и физическое здоровье детей при работе за компьютером обеспечивается использованием здоровье-сберегающих технологий:
•        защитно-профилактических (приемы, методы, направленные на защиту ребенка от неблагоприятных для здоровья воздействий, определены СанПиНами);
•        компенсаторно-нейтрализующих (восполнение недостатка того, что требуется для полноценной жизнедеятельности или частичная нейтрализация неблагоприятных воздействий);
•        стимулирующих (приемы и методы активизации функций организма, например проведение физкультминуток и т.п.);
•        информационно-обучающих (формирование необходимого уровня грамотности для эффективной заботы о своем здоровье).

Гигиенические нормы и правила при работе с компьютерами охватывают:
•        требования к помещениям (температура, влажность, состав воздуха, шум, вибрации, освещение, определены СанПиНами);
•        требования к оборудованию (системные блоки, видеомониторы, дополнительное оборудование, столы, стулья и т.д.);
•        требования к режиму занятий и отдыха при работе с ПК (ограничение времени работы за ПК, чередование компьютерных занятий и физической активности, использование специальных упражнений и др.).
 
Одним из негативных проявлений длительной работы за компьютером может быть формирование «Компьютерного зрительного синдрома», который характеризуется следующими синдромами: быстрая утомляемость глаз, сухость, покраснение, резь в глазах, головная боль, болезненные ощущения в области спины, шеи, плеч, слезоотделение, подрагивание век.
 
К факторам развития «Компьютерного зрительного синдрома» относят: свечение и мерцание монитора, постоянный перевод глаз с клавиатуры на монитор, использование устаревшей техники.
 
В качестве профилактики нарушений зрения можно рекомендовать следующие простые упражнения:
1.       Плотно закройте глаза руками. Спина и шея - прямые и расслабленные. Закрыв глаза, попытайтесь увидеть чёрный цвет.
2.       Закрыв глаза, глядя сквозь веки на солнце, поворачивайте глаза вправо-влево, делая круговые движения.

После крепко сожмите веки на несколько секунд.    
 
Очень важно при работе детей за компьютером учитывать социальный, эмоциональный и личностный аспекты таких занятий.
 
Так при использовании видеоигр можно дать следующие советы:
•        просмотрите и критически оцените содержание игры;
•        обсудите содержание игры с ребёнком;
•        домашнее задание и домашние обязанности должны стоять на первом месте;
•        ограничьте время, проводимое за видеоиграми;
•        следите за возникновением симптомов «отстранённого» поведения;
•        ищите игры, поощряющие чтение и нахождение оригинальных решений.

Практические рекомендации по улучшению внимания:
•           обратите особое внимание на программное или мультимедийное обеспечение в отношении маленьких детей;
•           ребёнок должен получать достаточно физических упражнений;
•           соблюдать режим сна;
•           беспокойство или депрессия также приводят к снижению внимания;
•           наблюдайте за ребёнком. Если он теряет самостоятельность , выбросьте такую компьютерную программу;
•           покажите ребёнку, как рассказывать о своих планах и обсуждать стратегии перед запуском программы. 
Чтобы избежать через чур сильного влияния компьютера на внимание и мотивацию:
•           позвольте ребёнку быть активным участником, а не просто нажимать кнопки;
•           избегайте программ, которые предлагают «награду» за выполнение задания;
•           учтите, что исправляющие ответы развивают умственные навыки и уверенность;
•           выработайте у ребёнка понятие, что обучение является интересным занятием;
•           имейте в виду, что хорошо разработанные гипермедийные программы при умелом использовании могут повышать мотивацию;
•           проверьте, требует ли программа стандартных ответов;
•           учтите, что лишенный индивидуальности компьютер может помочь нерешительным детям;
•           заставляйте ребёнка брать на себя реальную ответственность.
 
Признаки, характерные для игромании: постоянная вовлечённость, увеличение времени, проводимого в ситуации игры, изменение круга интересов, постоянные мысли об игре, персонификация компьютера, появление «теории игры», состояние психологического дискомфорта, раздражительности, беспокойства через короткие промежутки времени после игры с желанием возобновить игровую деятельность, увеличение частоты участия в игре, снижение способности сопротивляться соблазну; нежелание учиться и вообще посещать образовательное учреждение.
Важным условием правильной работы за компьютером, и особенно в сети Интернет, является соблюдение информационной этики и знание правовых аспектов защиты информации.
Информационная безопасность обеспечивает конфиденциальность, целостность и доступность хранящихся в компьютере данных.

Основные составляющие и аспекты информационной безопасности:
•        защита информации;
•        компьютерная безопасность или безопасность данных;
•        защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных и преднамеренных воздействий;
•        информационно-психологическая удовлетворённость потребностей  и защищённость от негативных информационно-психологических и информационно-технических воздействий.
Угроза - это потенциальная возможность определённым образом нарушить информационную безопасность.
 
Различают три разновидности угроз:
1.       Угроза нарушения конфиденциальности.
2.       Угроза нарушения целостности.
3.       Угроза отказа служб.

Уровни информационной безопасности:
•        законодательный;
•        административный;
•        процедурный;
•        программно-технический.
 
Основные законы в области компьютерного права:
•        Закон «О государственной тайне» (от 21.07.1993г. №5485-1 с посл. измен. и дополн.);
•        Федеральный закон «О связи» (от 07. 07. 2003г. №126-ФЗ с посл. измен. и дополн.);
•        Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27.07.2006г. №149-ФЗ).

При работе в Интернете риск получения ребёнком доступа к неподходящей информации включает в себя:
•        доступ к информации не подходящей ребёнку вообще;
•        сайты по продаже контрабандных товаров;
•        сайты, подвергающие риску конфиденциальность посетителей;
•        сайты, размещающие изображения порнографического характера;
•        сайты с рекламой табака и алкоголя;
•        сайты, посвящённые изготовлению взрывчатых веществ;
•        сайты, пропагандирующие насилие и нетерпимость;
•        сайты, позволяющие детям принимать участие в азартных играх онлайн;
•        сайты, на которых могут собирать и продавать частную информацию о самих детях и их семье.

Различают следующие типы рисков:
•           доступ детей к неподходящей их возрасту информации (порнография, дезинформация, обман и т.д.);
•           доступ детей к информации, покупка товаров, потенциально опасных для них;
•           дети могут быть подвержены притеснениям со стороны других пользователей сети, загрузить себе на компьютер вирусы, подвергнуться нападению хакеров;
•           дети могут выдать важную и личную информацию;
•           дети могут стать жертвами обмана при покупке товаров через Интернет;
•           дети могут стать жертвой киберманьяков, ищущих личной встречи с ребёнком.
 
Рекомендации к безопасной работе в Интернете:
1.       Работу с электронной почтой лучше осуществлять с помощью почтовых сервисов Web-сайтов, выполняющих проверку сообщений.
2.       Можно использовать «временный» адрес электронной почты.
3.       Если вы почтовый клиент, не конфигурируйте его на автоматическое открытие почтовых вложений.
4.       Предпочтительней выступать на форумах с модераторами.
5.       Перед отправкой производите контрольное прочтение.
6.       Следите за поведение компьютера, когда посещаете Web-сайты.
 
Инструкция по безопасному общению в чатах:
1.       Не доверяйте никому вашу личную информацию.
2.       Сообщайте администратору чата о проявлениях оскорбительного поведения участников.
3.       Если вам неприятно находиться в чате, покиньте его.
4.       Если вам что-то не понравилось, обязательно расскажите об этом родителям.
5.       Будьте тактичны по отношению к другим людям в чате.
 
Правила поведения в сети:
1.       Узнайте правила прежде, чем что-нибудь сказать или сделать.
2.       Думайте прежде, чем что-либо напечатать.
3.       Не относитесь критически к другим, особенно к новичкам, даже если они нарушают правила.
4.       Не тратьте время других пользователей впустую.
5.       Защищайте личную жизнь и личную информацию других пользователей.
6.       Не присваивайте вещи, не платя за них (в основном это касается условно-бесплатного программного обеспечения).

Рекомендации при работе с сайтами и приёмом почты:
1.       Не ходите на незнакомые сайты.
2.       Если ходите, то выключайте поддержку языка Java и использование cookies.
3.       Если к вам по почте пришёл файл Word или Excel обязательно проверьте его на макровирусы.
4.       Если пришло незнакомое вложение, не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
5.       Никогда не посылайте никому свой пароль.
6.       Используйте для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
 
Советы по безопасности при работе на общедоступном компьютере:
1.       Не сохраняйте свои учётные данные для входа в систему.
2.       Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
3.       Заметайте свои следы.
4.       Опасайтесь подглядывания через плечо.
5.       Не вводите важные сведения на общедоступном компьютере.
 
В настоящее время психологи фиксируют у детей и взрослых появление зависимости от сети Интернет. К поведенческим характеристикам Интернет-зависимости относятся:
•        неспособность и нежелание отвлечься от работы в Интернете;
•        готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете;
•        стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от состояний тревоги или депрессии; нежелание принимать критику подобного образа жизни.
•        резкое сокращение длительности сна, пренебрежение личной гигиеной, избегание физической активности, постоянное забывание о еде.
За проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются различные психические отклонения.

 При подготовке информации использована литература: "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования" : учебно-методич. пособие / под ред. А.Д. Кувшинковой; Мин. Образования Ряз. Обл., ГОУ ДПО РИРО. – Рязань,2011 – 234 с.

  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru