Ректор РИРО принял участие в VII Всероссийской конференции региональных учебно-методических объединений по общему образованию
14 декабря 2022 года состоялась VII Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию при участии сотрудников Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Конференция прошла в рамках Всероссийского форума «Стратегии и приоритеты государственной политики в сфере обновления содержания общего образования» (13.12.22–14.12.22). В конференции приняло участие около 1000 человек из всех регионов РФ.
Цель конференции: обсуждение ключевых вопросов качества методического обеспечения реализации основных образовательных программ общего образования в условиях введения обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Координатором конференции выступило Федеральное государственного бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО»).
Целевой аудиторией конференции стали: руководители и члены федерального и региональных учебно-методических объединений по общему образованию, эксперты, представители органов исполнительной государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, сотрудники организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации и обеспечивающих реализацию направлений государственной политики в сфере общего образования, сотрудники региональных институтов развития образования и повышения квалификации, административные и педагогические работники образовательных организаций.
Открыл конференцию председатель ФУМО Басюк В.С. В своём выступлении он представил отчет о деятельности федерального учебно-методического объединения по общему образованию за 2022 год. «В этом году задачи перед ФУМО стояли широкомасштабные и ответственные, – отметил Виктор Стефанович. Было проведено 10 заседаний, принято 313 программ по различным курсам, дисциплинам (модулям) и три концепции по учебным предметам. Получили одобрение 38 примерных рабочих программ базового и углубленного уровня среднего общего образования. Эти программы по всем предметам обязательной части учебного плана, которые имеют единую структуру, и транслируют единые подходы к формированию школьного содержания. ФУМО рекомендованы к использованию учебными учреждениями федеральные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также федеральная образовательная программа дошкольного образования и федеральные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Председатель ФУМО выделил основные направления деятельности методического объединения: «Важными перспективными и ближайшими задачами ФУМО на 2023 год является рассмотрение вопросов включения в принятые федеральные основные общеобразовательные программы федеральные рабочие программы по всем учебным предметам, которые пока ещё не вошли в ФООПы. Это большая ответственная, совместная, оперативная работа Министерства просвещения Российской Федерации, федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Российской академии образования, экспертных организаций, органов исполнительной власти регионов и конечно же региональных учебно-методических объединений».
От Министерства просвещения Российской Федерации выступила Лагунова Л.В. – начальник отдела содержания и методов обучения в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России с докладом «Стратегические направления обновления содержания и повышения качества общего образования».
Участники конференции обсудили особенности содержания обновленных ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, актуальные вопросы их методического обеспечения и внедрения; особенности содержания и реализации образовательных программ учебных предметов предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература»; вопрос об адаптированных программах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт региональных учебно-методических объединений по общему образованию по внедрению обновленных ФГОС.
На конференции представили свои доклады члены федерального учебно-методического объединения по общему образованию и представители регионов.
Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией социально-гуманитарного общего образования ФГБНУ «ИСРО РАО» Лазебникова А.Ю. В своем выступлении Анна Юрьевна рассмотрела вопрос, что меняет переход на Федеральную основную образовательную программу в содержании общего среднего образования.
Вопрос разработки адаптированных образовательных программ при проектировании единого образовательного пространства осветила на конференции директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор педагогических наук, профессор РАО Соловьева Т.А.
Опыт регионов по внедрению обновленных ФГОС представили ректор Областного государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» Кашаев А.А. и директор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области» Пономарёва Н.В.
Следующий блок вопросов связанный с преподаванием родных языков и родных литератур открыла своим выступлением доктор филологических наук, профессор, директор ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации» Маршева Л.И. В своем выступлении Лариса Ивановна представила опыт разработки и анализа примерных рабочих программ по предметным областям «Родной язык и литературное чтение» и «Родной язык и родная литература».
Подходы и учебно-методическое сопровождение в преподавание родных литератур представила в своем выступлении кандидат филологических наук, председатель координационного совета Общероссийской общественной организации “Ассоциация учителей литературы и русского языка”, член ФУМО по общему образования Дудова Л.В.
Продолжила выступление по проблеме преподавания родных языков кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории филологического общего образования ФГБНУ «ИСРО РАО» Васильевых И.П. Ирина Павловна выступила с докладом «Преподавание родного языка (русского) в системе общего образования Российской Федерации».
Далее на конференции был представлен опыт регионов в преподавании родных языков и родных литератур. Его представили Акчулпанов Ю.К. – проректор по научной и инновационной работе ГАУ ДПО «Институт развития образования Республики Башкортостан» в докладе «Организация изучения родного языка и обучения на родном языке в образовательных организациях Республики Башкортостан» (г. Уфа) и Шогенова А.Т. – заведующая лабораторией развития кабардинского языка Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик) в докладе «Опыт преподавания родных языков и родных литератур в системе общего образования в Кабардино-Балкарской Республике».
Источник https://instrao.ru/index.php/deyatelnost-fumo-po-obschemu-obrazovaniyu