
25 апреля 2013г. состоялся научно-практический семинар «Формирование метапредметных компетенций при реализации ФГОС»
25 апреля 2013г. состоялся очередной апрельский научно-практический семинар на базе ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10» г. Рязани был посвящен теме: «Формирование метапредметных компетенций при реализации ФГОС».
25 апреля 2013г. состоялся очередной апрельский научно-практический семинар на базе ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10» г. Рязани был посвящен теме: «Формирование метапредметных компетенций при реализации ФГОС».
В стандарте заявлено о необходимости перехода от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению содержания образования. Специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.
Сегодня, как никогда, развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к самостоятельному поиску и использованию информации, сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На семинаре понятие «метапредметные компетенции» рассматривалось как процесс приращения регулятивных, познавательных и коммуникативных новообразований обучающихся в рамках организации разнообразной деятельности.
Об общекультурном, личностном и познавательном развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья было изложено в докладе Г.И. Фирсаевой.
О проектной деятельности, как педагогической технологии, способной научить детей с ОВЗ самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, докладывали педагоги ОГБОУ «Мосоловской школы-интерната» О.И. Никитина и Л.В. Михеева.
Практикум с участниками семинара на тему: «Обучение через исследование: возможности использования мобильной естественнонаучной лаборатории в коррекционной школе» провела Л.В. Губич, директор ОГБОУ «Специальная общеобразовательная школа № 10» г. Рязани. В рамках собственной практической деятельности педагоги познакомились с широкими возможностями цифровой лаборатории ЛабДиск ГЛОМИР. С помощью данной лаборатории можно производить различные измерения: расстояние до объекта перед датчиком; уровень освещенности; температуру и т.д.
В последние годы отмечается негативная тенденция, связанная с проблемой неумения учащихся самостоятельно работать с книгой, осмысленно и продуктивно читать. О значении смыслового чтения как фундамента для успешного освоения учащимися основного содержания образования докладывала Т.А. Викулина, ОГБОУ «Специальная школа-интернат № 26» г. Рязани. В контексте реализации стандарта предусматривается обучение учащихся работе с текстом. Начиная от анализа простых текстов в начальной школе и далее к умению структурировать их в основной школе. Докладчик привела примеры, как можно обучать учащихся умениям выделять главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий, работать по логическим опорам текста. Мастер-класс: «Текст как рождение собственных мыслей» провела В.Н. Крашенинникова, ОГБОУ «Специальная общеобразовательная школа № 10» г. Рязани. Под её руководством педагоги работали над текстом «Мечта о полетах: Икар и Дедал», получилось чрезвычайно интересно и поучительно.
Выступающие – Е.Н. Бабич, О.Е. Рогак, Е.М. Вертий, А.А. Дронова, Т.В. Киселева, Г.В. Пехтерева, С.В. Козлова, О.В. Крючкова отметили необходимость освоения новых форм, технологий, методов обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивая тем самым их личностное и познавательное развитие, в соответствии с требованиями ФГОС.
Затронутая проблема оказалась чрезвычайно актуальной. Подводя итоги, педагоги пришли к выводу о возможности развития метапредметных компетенций у детей с ОВЗ. И это должно стать одним из важнейших направлений реализации стандарта в следующем учебном году. Педагоги планируют разработку циклов уроков, занятий, составление комплекса заданий, направленных на развитие регулятивной, познавательной и коммуникативной компетенций детей с ОВЗ, определяемых ФГОС.