
Менеджмент в образовании
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ" в требованиях к квалификации руководителя образовательного учреждения и его заместителя определена необходимость высшего профессионального образования по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ "КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ" в требованиях к квалификации руководителя образовательного учреждения и его заместителя определена необходимость высшего профессионального образования по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
В целях реализации данного приказа ОГБОУ ДПО «РИРО» проводит курсы по дополнительной образовательной программе профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент в образовании». Трудоемкость программы 542 аудиторных часа. Обучение проводится сессиями от одной до двух недель ежемесячно.
Стоимость обучения 17000 рублей. Оплата производится в рассрочку до 1 декабря текущего года за наличный или безналичный расчет.
Слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом государственного образца о дополнительном профессиональном образовании.
На курсы зачисляются работники учреждений образования, культуры, спорта, имеющие высшее или среднее специальное образование.
Комплектование группы будет проводится с 1 февраля по 1 марта текущего года. Просьба в срок до 15 февраля подать заявку о желании обучаться в Центр развития дополнительного образования и воспитания Кувшинковой И.А. Телефоны 444902, 2-68, 89038378500
Планируемое начало занятий 1 марта 2012 года в 10.00 в РИРО.
Эффективность деятельности любого образовательного учреждения в условиях рыночной экономики во многом зависит от использования современных методов и принципов менеджмента. Показательно, что половину клиентов компаний, оказывающих услуги менеджмента, составляют, по данным известного американского ученого П.Друкера, организации образования, культуры, а не бизнеса.
В условиях становления экономики России существенно меняется содержание организационных, управленческих и социально-экономических отношений как в системе государственного управления и рыночных структурах, так и в образовательных учреждениях.
Чтобы личностно приобщиться к культуре, превратиться в субъекта собственной профессиональной деятельности, обучающийся должен иметь свободу в выборе собственной траектории образования, а это, в свою очередь, требует не только нового содержания и технологий, но и управления образовательным процессом.
Сейчас вряд ли кто сомневается в необходимости специальной подготовки менеджеров в сфере образования. Уместно заметить, что еще в 1996 году вопрос о подготовке управленческих кадров системы образования был поставлен Министерством образования РФ.
В начале реформ в стране состояние образования подверглось резкой критике. Общеизвестными фактами было то, но управление образованием носило недемократический, бюрократический характер, преобладал командный стиль руководства, неспособность оперативно решать возникающие проблемы, гипертрофия администрирования и инспекторского контроля. Отсутствовала сама потребность в обратной связи (постановка цели - контроль результата).
Характерными чертами системы образования и системы управления образованием были: неготовность к работе с потребителями образовательных услуг как с клиентами; довольно высокая самооценка при низком уровне притязаний; слабая самокритика; позиция управленца как пользователя, а не как конструктора системы управления; неравномерное распределение полномочий и ответственности; отчуждение системы управления от потребностей людей; отсутствие опыта и механизма партнерских отношений с представителями разных сфер социальной жизни; жесткие, как правило, линейно-функциональные структуры системы управления образованием; отсутствие обратной связи с выпускниками и вследствие этого снижение скорости реакции на динамично изменяющиеся потребности рынка труда; несогласованность работы “в команде” управленцев; смещение системы управления со своим объектом управления, как следствие — отсутствие анализа собственной управленческой деятельности и анализа проблем функционирования управляемых объектов.
Поскольку реформа в области образования ведет к процессу разрушения прежней единообразной системы учебных заведений, происходит дифференциация содержания образования. Другими словами, существенно изменился объект управления, должно измениться и управление им. Оно принимает другое качество, принимает образ менеджмента.
Менеджмент насчитывает в своей истории около ста лет, и он прошел апробацию в странах с самыми различными культурами и уровнями экономического развития, несмотря на это во всех системах доказал свою жизнеспособность и эффективность. За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознанна в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний, в самостоятельную дисциплину, а социальный слой менеджеров - в весьма влиятельную общественную силу. В современном мире менеджмент как профессия, как область знаний стал поистине интернациональным, его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории и практики, а тем более обучения управлению наиболее велико.
Потребность в менеджменте в наши дни испытывают все организации, в том числе и образовательные — от детских садов до университетов.
Говоря о специфике менеджмента в образовании, нужно отметить, что менеджмент и маркетинг в сфере образования в России делают свои первые шаги. Только наиболее дальновидные организаторы и коллективы российских ОУ уже всерьез занимаются менеджментом и маркетингом. Вместе с тем, переход ОУ и потребителей образовательных услуг к рыночным отношениям стал свершившимся фактом. Чтобы придать им цивилизованный характер, нужно подготовить соответствующие научно-педагогические и управленческие кадры в сфере образования.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается, прежде всего, в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, а орудием труда - слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта менеджмента) - учащихся.
При внешней похожести традиционного понятия “управление” с характеристиками менеджмента существуют принципиальные различия в процессах и результатах этих двух типов деятельности.
С позиций педагогического менеджмента деятельность менеджеров образовательного процесса представляется как непрерывная цепь разрешения постоянных противоречий между формализмом и творчеством в каждом управленческом аспекте, в каждом управленческом воздействии на подчиненных (учащихся).
Педагогический менеджмент как специфическая, творческая деятельность человека базируется на принципах научного управления, но вне связи с жизнью, вне конкретной целевой установки никакое подлинно научное управление невозможно. Воспитание и обучение как объекты менеджмента всегда носят целенаправленный характер, и, соответственно, и управление ими тоже.
Подготовка менеджеров образования осуществляется в рамках принятого образовательного стандарта, а также классификатора направлений специализации высшего профессионального образования
В предлагаемой нами системе обучения акцент ставится не на “знать” и “уметь”, а на “творить” и “хотеть. При обучении менеджера на первый план выходит обучение управлению, основанное на разборе ситуаций; ситуационный подход предполагает отсутствие единственно верного или однозначного ответа для всех случаев по одному и тому же поводу, поиск того или иного решения тесно связан с умением проводить анализ конкретной ситуации и давать оценку альтернативным идеям и действиям, все это находит отражение в выполнении заданий промежуточной аттестации: написании рефератов, эссе, подготовке программ, проектов, положений для своего образовательного учреждения.
Вот, что пишет в своем эссе заместитель директора ОГБОУ ДОД «ОДЮСШ» Пономарева Н.В.:
«По своей природе деятельность менеджера образования многофункциональна. Он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, психолога, хозяйственника, общественного деятеля. Задачей менеджера является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса. Управление образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Следовательно, деятельность менеджера в образовании по своему содержанию является управленческо-педагогической.
Оказывается, все то, что мы мучительно постигали на собственном опыте, давно исследовано в теории и практике менеджмента и маркетинга. Нужно только адаптировать это к условиям и целям образования.
Сколько раз мы мучались от невозможности эффективно справляться с повседневными задачами и успевать осуществлять задуманное. А ведь достаточно было изучить основные правила тайм-менеджмента, и проблема дефицита времени могла бы решиться. Мы избежали бы множества конфликтов, если бы знали, как учат управлять персоналом в системе современного менеджмента и что такое организационная культура организации. Ознакомившись с основами коммуникационного менеджмента, создали бы современный имидж организации на зависть всем конкурентам.
Сможем ли мы, закончив переподготовку, стать руководителями нового типа? Получится ли применить на практике, используя свой личный багаж знаний и опыта, хотя бы часть изученного? Очень хочется в это верить. Ведь в основе любого успеха -яркая личность, восприимчивая к изменениям. А в нашей группе собрались именно такие руководители, будущие менеджеры в образовании!»
Выпускная квалификационная работа ориентируется на качественные преобразования систему управления того учреждения, где работает слушатель.
Всего за последние два года дипломы менеджера образования получили 53 руководителя образовательных учреждений области.