В Рязанском институте развития образования открыт бюст Константину Дмитриевичу Ушинскому
5 октября 2023 года, в День учителя, у главного входа в Рязанский институт развития образования – региональный центр научно-методического сопровождения системы образования, которому в этом году исполняется 85 лет, – открыт бюст основоположнику российской научной педагогики Константину Дмитриевичу Ушинскому.
Министр образования Рязанской области, Заслуженный учитель Российской Федерации Ольга Сергеевна Щетинкина выступила с приветствием и поздравлениями, адресованными коллективу РИРО и всем учителям Рязанской области.
Гостями мероприятия стали:
- депутат Рязанской областной Думы, исполняющий обязанности ректора Рязанского государственного университета имени Сергея Александровича Есенина, доктор педагогических наук, профессор Игорь Александрович Мурог,
- Заслуженный учитель Российской Федерации, руководитель Рязанского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка Карпачёва Галина Владимировна,
- региональный координатор Проекта, известный рязанский краевед, член Топонимической комиссии города Рязани Арсен Валентинович Бабурин.
Ректор Рязанского института развития образования, председатель Рязанского регионального отделения Российского общества «Знание», кандидат педагогических наук, доцент Андрей Анатольевич Кашаев поблагодарил за большой личный вклад в патриотическое воспитание граждан, помощь в установке бюста великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому в городе Рязани и вручил Почётные грамоты Рязанского института развития образования:
- Арсену Валентиновичу Бабурину, краеведу, члену Топонимической комиссии города Рязани;
- Михаилу Леонидовичу Сердюкову, руководителю Всероссийского патриотического проекта «Аллея Российской Славы»;
- Владимиру Дмитриевичу Кошлакову, руководителю Московского отделения проекта "Аллея Российской Славы".
Право открыть бюст великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому было предоставлено Заслуженным учителям России, руководителям региональных отделений Общероссийских педагогических ассоциаций Галине Владимировне Карпачёвой, Ольге Николаевне Маслюк, и краеведу Арсену Валентиновичу Бабурину.
Справочно
Русская педагогика началась с идей Ушинского. Ушинский считал педагогику не наукой, а искусством, стремящимся к идеалу совершенного человека. Педагогика — «искусство самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств».
Константин Дмитриевич Ушинский родился 2 марта 1823 года в городе Туле. В 12-летнем возрасте Константин, получив домашнее образование, был зачислен в 3 класс Новгород-Северской гимназии Черниговской губернии.
В 1840 году поступил на 1 курс юридического факультета Московского университета, где получает магистерскую степень по юриспруденции.
С августа 1846 года в течение 4 лет заведовал кафедрой энциклопедии законоведения, законов казённого управления и науки финансов Демидовского юридического лицея в Ярославле.
Из Демидовского лицея Ушинский ушел самостоятельно в сентябре 1849 года, отказавшись выполнять требование предоставлять новому руководству лицея конспект каждой своей лекции, что, по его мнению, «убивало живое преподавание».
В 1854 году получает работу в Гатчинском сиротском институте для мальчиков-сирот из дворянских семей, где преподает юриспруденцию и словесность. За 5 лет работы в институте Ушинскому, уже в должности инспектора, удалось отменить жестокие методы воспитания и искоренить обычные среди воспитанников воровство и доносительство.
Изучение работ Коменского, Песталоцци, Руссо, Фребеля побудило молодого учёного провести ряд собственных исследований и опубликовать в «Журнале для воспитания» свои статьи, в том числе «О пользе педагогической литературы».
С 1859 года Ушинский работает, по протекции императрицы Марии Александровны, в Смольном институте благородных девиц в качестве инспектора классов. Преподавание в Смольном по новой, предложенной Константином Дмитриевичем системе, началось в апреле 1860 года, чему предшествовал проект учебной реформы, представленный Ушинским 16 мая 1859 года. Его приглашение на должность инспектора классов Смольного института было вызвано объективно назревшей необходимость коренной реорганизации женского учебного заведения.
Основное обучение стало вестись на русском языке, а не на французском, в учебный план были включены литература и естественные науки; был углублен курс географии, которую Ушинский считал сводом результатов всех наук.
Самым радикальным требованием Ушинского явилось предложение переводить учениц из класса в класс по результатам экзамена. Как следствие реформ Ушинского, выпускницы Смольного стали рассматриваться в обществе как развитые и способные рационально рассуждать девушки.
С 1860 года Константин Дмитриевич изучает опыт работы европейский женских учебных заведений. Он приходит к выводу, что центр тяжести воспитания детей 8-10-летнего возраста лежит в семье.
Необходимости совмещения физического и интеллектуального труда посвящена работа Ушинского 1860 года «Труд в его психическом и воспитательном значении». Подобное совмещение должно не только гармонично развивать обучаемого, но и приносить ему удовольствие. Полезный отдых после умственного труда заключается в смене умственного труда на физический.
В 1861 году за границей издаются написанные Ушинским учебник русского языка для начальной школы «Родное слово» и хрестоматия «Детский мир». В последней он дал популярное объяснение логическим законам и привел перечень логических приёмов.
Этими двумя книгами Ушинский фактически заложил основы современной русской педагогики.
Вернувшись в Россию лишь в середине 1860-х годов, Ушинский в 1868 году начинает публиковать по частям свой главный научный труд: учебник «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии», полный размышлений ученого о принципах и закономерностях педагогики.
Ушинский критически относился к учёбе ради учёбы, и ставил перед образованием цель формирования правильного мировоззрения, делающего человека полезным обществу и себе. Одно из его наиболее интересных высказываний следующее: «мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно … и что … нам надо изыскивать средство сделать детей наших лучше нас».