Бактерии: общая характеристика, строение
Автор: Романова Наталья Александровна, учитель биологии ОГБОУ "Школа-интернат №18" (для глухих и слабослышащих детей)Конспект урока по биологии в 7 классе
Учитель |
Романова Н.А. |
ОУ |
ОГБОУ «Школа-интернат №18» (для глухих и слабослышащих детей) |
Предмет |
Биология |
Класс: |
7 (6 ООШ) |
Тема урока |
«Бактерии. Общая характеристика, строение». |
Используемая образовательная технология |
Информационно-коммуникационная |
Тип урока |
Урок изучения и закрепления новых знаний. |
Цели педагогической деятельности (цели учителя) |
1. Обучающая деятельность - познакомить учащихся с самой древней группой живых существ – бактериями; - раскрыть общие особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;
2. Воспитательная деятельность - развивать интерес к рассматриваемой на уроке проблеме; - воспитывать навык коллективной работы; - прививать правила экологической культуры поведения.
3. Развивающая деятельность - развивать понятия о многообразии живых организмов; - сформировать представления о соблюдении элементарных гигиенических норм.
4. Коррекционная деятельность - формировать культуру биологической речи, умение анализировать. - развивать фонематический слух. - учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. - расширять активный словарь. - вырабатывать привычку слухового контроля.
|
Цели учебной деятельности (цели ученика) |
познакомиться с царством Бактерии, сформировать представления о бактериях как живых организмах, которые населяют все среды жизни. |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности |
Вопросы учителя по изучаемой теме, закрепление в виде теста |
Задачи урока |
1. формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле. 2. развитие у учащихся умение анализировать и делать выводы. 3. формирование способности использования творческого подхода при решении проблемы. 4. формирование умения применять знания, полученные на уроке, в жизни. 5. формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
|
Оборудование |
компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактические материалы: раздаточные карточки; опорный конспект урока. |
Основные термины и понятия |
бактерия, ворсинка, жгутик, ядерное вещество, капсула, цитоплазма, клеточная стенка, аэробы, анаэробы, ДНК, прокариоты. |
Литература |
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – М.: Вентана-Графф, 2012. 2. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013.
|
№ п/п |
Этапы урока |
Содержание этапа | |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | ||
1. |
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Работа за экраном: - Какое сегодня число? - Какой сейчас урок? - Кто сегодня дежурный? - Кого сегодня нет на уроке?
Проверьте наличие необходимых учебных принадлежностей к уроку.
|
- Здравствуйте!
- Сегодня … - Сейчас урок биологии - Сегодня дежурный …. - На уроке … .
Полная готовность к уроку (учебник, дневник, пенал, тетрадь) |
2. |
Создание проблемной ситуации
|
- Исследование, проведенное учеными Университета Манчестера, показало, что на поверхности мобильного телефона их находится существенно больше, чем обнаруживается на сиденье унитаза или же на подошве обуви. - Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч их разного типа. Безопасными из их числа являются 95%. (Слайд 1)
- Еще одна подсказка – это ребус: (Слайд 2)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Итак, тема нашего урока: «Бактерии. Общая характеристика, строение». (Слайд 3) - В ходе урока мы должны выяснить особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий. Запишите тему урока в свои тетради. - Прежде, чем приступить к изучению темы, мы с вами познакомимся с новыми словами. Давайте их прочитаем вместе: бактерия, ворсинка, жгутик, ядерное вещество, капсула, цитоплазма, клеточная стенка, аэробы, анаэробы, ДНК, прокариоты. (Слайд 4)
|
Примерные ответы: Микробы, бактерии
Открывают тетради, записывают тему урока.
Читают новые слова со слайда. |
3. |
Изучение нового материала
|
Откройте учебник и найдите параграф 50. Слушайте внимательно мои вопросы и с помощью учебника попробуйте найти ответы на поставленные вопросы. (Слайды 5-10)
1. Кто такие бактерии и когда они впервые появились на нашей планете?
2. Рассмотрите рисунок и назовите, из каких частей состоит тело бактерии. Зарисуйте и подпишите строение бактерии. 3. Почему бактерий относят к прокариотам?
4. Как бактерии относятся к кислороду? Для всех ли бактерий нужен кислород?
5. Как размножаются бактерии?
6. Что общего в строении клетки растений и бактерий.
|
Открыли учебник и нашли нужный параграф.
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы 1. Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Впервые появились более 3,5 млрд. лет назад. 2. Ворсинка, жгутик, капсула, клеточная стенка, цитоплазма, ядерное вещество (учащиеся рисуют и подписывают строение бактерии) 3. Клетки бактерий называют безъядерными. По этому признаку бактерии относят к прокариотам. 4. Одним бактериям для жизни необходим кислород, они называются аэробами. Другим – совсем не нужен – анаэробы. 5. Бактерии размножаются делением надвое. 6. У бактерий и растений имеется жесткая клеточная стенка. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу. |
4. |
Здоровьесберегающая пауза |
Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте. Хлопнем пару раз в ладошки. И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. (Слайд 11) |
Ученики за учителем повторяют движения |
5. |
Закрепление изученного материала
|
Отлично, мы немного отдохнули, а теперь давайте проверим то, как мы с вами усвоили новую тему урока. Для этого я предлагаю вам решить небольшой тест. (Слайд 12) Критерии оценок: Оценка «5» за 5 правильных ответов Оценка «4» за 3-4 правильных ответа Оценка «3» за 2 правильных ответа Правильный ответы 1 – b 2 – b 3 – c 4 – b 5 a – организмов b – клеточной стенкой (Слайд 13) |
Решают тест, взаимопроверка – сверяют с ответами на слайде.
|
6. |
Рефлексия |
Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы (Слайд 14) |
Я узнал… Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... Мне захотелось... |
7. |
Домашнее задание
|
Параграф 50, найти загадки о бактериях. (Слайд 15)
|
Записывают домашнее задание в дневники. |
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 2MB)
Скачать вложение