Грибы
Автор: Стаханова Светлана Николаевна, учитель биологии филиала «Незнановская основная школа» муниципального общеобразовательного учреждения «Пехлецкая средняя школа имени В.В.Соловова»Конспект урока биологии в 5 классе.
Данная разработка урока по теме «Грибы» составлена для УМК Пономаревой И.Н. (ФГОС). Урок проводится в кабинете информатики. На столах открытки с изображениями грибов, растений, животных. На столе учителя муляжи грибов. На доске размещена таблица «Строение тела шляпочного гриба». Для организации работы в группах используется «Компас успеха», на четырёх стрелках которого указаны направления деятельности обучающихся- «Теоретик», «Практик», «Исследователь», «Аналитик».
Цель урока: создать условия для получения новых знаний о грибах.
Задачи:
– образовательные: познакомить с общими признаками грибов, расширить знания о симбиозе на примере некоторых грибов и растений;
– воспитательные: продолжить работу по воспитанию мировоззренческих идей, любознательности, любви к предмету, чувства коллективизма при работе в парах;
– развивающие: продолжить работу по развитию мышления (словесно-логического и образного), речи, умения работать с различными источниками информации.
Формируемые на уроке универсальные учебные действия:
а) личностные:
– формирование целостного мировоззрения,
– эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
б) регулятивные:
– продолжить формирование умения определять цель урока, планировать свою учебную деятельность;
в) познавательные:
– продолжить работу по формированию умения работать с различными источниками информации;
– формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать полученную информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой;
г) коммуникативные:
– продолжить формирование умения взаимодействовать с одноклассниками и учителем в процессе учебной деятельности.
Планируемые результаты обучения:
а) предметные:
- усвоение системы научных знаний о строении, питании, особенностях размножения грибов;
- научиться устанавливать отличительные особенности и сходство грибов по сравнению с растениями и животными;
-понимание значений понятий «мицелий», «симбиоз», «сапрофит», «паразит», «грибокорень»;
б) метапредметные:
- умение самостоятельно пользоваться аппаратом ориентировки учебника;
-развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
-развивать умения систематизировать информацию, делать выводы и заключения;
-развитие интереса к работе с дополнительными источниками информации;
- формирование и развитие компетентности в области использования интернет ресурсов;
б) личностные:
-формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
-умение обобщать приобретённые знания и применять их в новой ситуации;
-формирование ответственного отношения к учению.
Основные термины: грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень.
Методы обучения: проблемного изложения; частично-поисковый.
Оборудование урока: компьютер, учебник, открытки с изображениями представителей разных царств, карточка ответов «Общая характеристика грибов», презентация «Что изображено», табличка «Компас успеха».
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Тип урока: открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Здравствуйте ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке.Мы хорошо поработали над предыдущими темами. Сегодня нас ждёт тоже много нового и интересного.
II. Изучение нового материала.
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Посмотрите на изображения живых организмов. Какие организмы изображены на открытках? Разделите организмы по их принадлежности к царству растений, животных. Объясните ваше решение. Давайте посмотрим, куда вы поместили грибы? Как вы считаете, куда же отнести грибы, к царству растения или к царству животных? (Ответы детей)
Вы уже догадались, что грибы нельзя отнести ни к одному из изученных царств. Учёные отнесли грибы к отдельному царству. Кто из вас догадался, какая тема нашего урока? Правильно, запишем в тетрадях тему: «Грибы».
2.Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Ребята, что вы знаете о грибах из начальной школы? (Ответы детей)
Давайте подумаем, какие особенности грибов сходны с отличительными особенностями растений? (Ответы детей)
Какие признаки грибов сходны с признаками животных? (Ответы детей)
3.Фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
Итак, у грибов есть признаки, сближающие их и с грибами, и с растениями.
В тоже время они имеют отличительные признаки, характерные только для грибов. Какие это признаки? (Ответы детей)
Чего же мы ещё не знаем о грибах? Определим основные задачи урока и составим план изучения грибов.
(Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Давайте вспомним, что мы характеризовали у ранее изученных царств? Предложите пункты плана.
(Учащиеся вместе с учителем составляют план. Записывают его в тетрадях)
План.
1) Многообразие грибов.
2) Внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения.
3) Тип питания.
4) Сходство грибов с растениями и животными.
5.Реализация построенного проекта.
Двигаться по намеченному плану нам поможет «Компас успеха». Для работы мы разделимся на группы по четыре человека. Поворачиваем компас и распределяем задания, согласно стрелкам компаса. В ходе работы заполняем карточку ответов «Общая характеристика грибов».
Общая характеристика грибов
Многообразие грибов |
|
Питание грибов |
|
Строение |
|
Размножение |
|
Сходство грибов с животными |
Сходство грибов с растениями |
Стрелка компаса «Теоретик»
Прочитайте в п.13 пункт «Общая характеристика грибов», изучите содержание модуля Грибы. Общая характеристика (детализированное представление) и найдите ответы на вопросы.
1.Сколько известно видов грибов?
2.На какие группы делятся грибы по строению?
3.Как размножаются грибы?
Запишите в таблицу ответы на вопросы.
Стрелка компаса «Практик»
Прочитайте в п.13 «Общая характеристика грибов», рассмотрите муляжи грибов и найдите ответы вопросы.
1.Из каких частей состоит шляпочный гриб?
2.Какая главная часть гриба?
3.Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?
4.Можно ли выращивать грибы в домашних условиях? Что для этого нужно?
Выполните из бумаги аппликацию «Строение шляпочного гриба».
Запишите в таблицу ответы на вопросы 1-3.
Стрелка компаса «Исследователь»
Прочитайте в п.13 пункт «Питание грибов» и запишите в таблицу ответы на вопросы 1и 2:
1) Какими веществами питаются грибы?
2) На какие группы делятся грибы по характеру питания?
Составьте схему «Симбиоз гриба и дерева», используя текст п.13.
Стрелка компаса «Аналитик»
Прочитайте в п.13 пункт «Общая характеристика грибов» и найдите ответы вопросы.
1. Какие особенности питания грибов сближают их с животными?
2. Какие особенности грибов сходны с растениями?
Запишите в таблицу ответы.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Представитель каждой группы представляют карточку ответов.
По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.
Примерные ответы учеников
Около 100000 видов. Среди грибов есть одноклеточные (дрожжи)и многоклеточные (плесневые, шляпочные) входят в группу эукариот.
Размножение бесполое и половое. Размножаются грибницей и с помощью спор. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело.
Признаки растений:
- наличие хорошо выраженной клеточной стенки,
- неограниченный рост,
- неподвижны.
Признаки животных:
- питаются готовыми органическими веществами,
- отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,
Грибы-гетеротрофы всасывают органические вещества поверхностью гифов. Грибы-сапротрофы питаются органическими соединениями мертвых организмов. Грибы-паразиты используют для питания живые ткани организма хозяина. Грибы-хищники - отличительной чертой этой своеобразной группы является особый способ питания - хищнический. Грибы ловят и умерщвляют микроскопических животных с помощью специальных ловчих аппаратов. Грибы-симбионты живут во взаимополезном сожительстве с зелеными растениями. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями — срастание гифов грибов с древесными корнями и образование грибокорня.
Физкультминутка.
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперёд)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны )
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла!(круговое движение рук)
Раз –грибок, два – грибок, три –грибок.( наклоны вперёд
Вот и полон кузовок!(вытягивание рук вперёд)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполните задания контрольного модуля
Анализ затруднений при выполнении заданий модуля.
8.Включение в систему знаний и повторения. (Презентация «Что изображено?»)
Посмотрите на слайды презентации и скажите, что здесь изображено:
- Шелковистая паутинистая плесень на хлебе –гриб. (Слайд 1,2)
- Лишай на коже человека –гриб.(Слайд 3)
- Собралась хозяйка печь блины. Надо чтобы тесто хорошо подошло и блины получились мягкими, пухлыми. Если сказать, что для этого нужны грибы, вы удивитесь и возразите: «При чём тут грибы? Нужны дрожжи» правильно. Но ведь дрожжи –это те же грибы, только не похожие ни на подосиновики, ни на трутовики. (Слайд 4)
- Вот вы взяли в руки яблоко. Хорошее, лишь небольшие круглые пятнышки на нём. «Наверное, от погоды, а может от града», - подумаете вы. Но нет. Это чёрные пятнышки, а иногда и глубокие трещины на кожуре яблока- работа гриба. Яблоко поражено паршой – болезнью, которую вызывают грибы.(Слайд 5)
Как вы думаете, что же объединяет такие не похожие по внешнему виду организмы в одну группу грибов? (Ответы обучающихся) (Слайд 6)
Правильно, они сходны строением, питанием, размножением.
II Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Итак, урок подходит к концу. Посмотрите план урока. Ребята, мы решили поставленные перед нами задачи? Продолжите утверждения:
1. Сегодня на уроке я узнал(а)….
2. Было интересно……
3. Я понял(а), что….
4. Я научился(ась)….
(Ответы детей)
Какую оценку каждый себе поставил? Поднимите карточки самооценки.
Красное яблоко. Я удовлетворён уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке.
Зелёное яблоко. Урок был в определённой степени полезен для меня. Я выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Коричневое яблоко. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чём идёт речь. Мне это не нужно.
IV. Подведение итогов.
Выставление оценок обучающимся, активно работавшим на уроке.
V. Домашнее задание.
1. Параграф 13,стр.57.
2. Задания в рабочей тетради на стр.37.
3. Творческое задание: подготовить сообщение об истории открытия пенициллина и его значении для человека, привести интересные факты о грибах, грибах рекордсменах.
Список используемой литературы.
1. Биология :5-11классы: программы ( И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова) .– М.: Вентана Граф, 2016. - 400с.
2. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд.: СПб, ООО «Виктория плюс»,2013.-128стр.
3. Грошев М.И. Дары леса.- Саранск:Мордов.кн.изд.,1988.-160стр.
4. Пономарёва И.Н.: 5класс: методическое пособие.– М.: Вентана Граф, 2016. - 80с.
5. Контроль. Грибы. Общая характеристика (детализированное представление)URL: http://topic.ege.edu.ru/ViewThemes/ViewSingle?regionCode=62(10.11.2016г.)
Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 4MB)
Скачать вложение