РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Автоматизация звука [Р] для ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего тяжелые нарушения речи

Автор: Крамсакова Юлия Владимировна, учитель-логопед; Земская Ольга Евгеньевна, воспитатель; Исаева Юлия Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 48" г. Рязани

План-конспект индивидуального логопедического  занятия 

Аннотация

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в целенаправленной коррекционной работе над их звукопроизношением.

В процессе работы с детьми необходимо:

1. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

2. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

3. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

4. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Цель: Cформировать правильное произношение звука [Р] в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • развивать артикуляционные навыки;

  • закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Р];

  • автоматизировать звук [P] в словах;

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать графо-моторные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать усидчивость и внимательность при выполнении заданий.

Оборудование: мягкая игрушка ворона, карточки с загадками, картинки с отгадками, распечатка контурной буквы Р, цветные карандаши, картинки перелетных и зимующих птиц, кормушки для птиц с цифрами 1,2,3.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй!

Ребенок: Здравствуйте!

- Посмотри, сегодня к нам прилетела в гости ворона. Послушай стишок, который она расскажет тебе.

Воспитатель (ворона):

Говорит ворона: - Кар-р-р!
У меня огромный дар.
Всем ребятам я пример,
Совсем не труден мне звук Р.

Логопед: Послушай, как каркает ворона. А как ты рычишь?

Ребенок: Р-р-р

Логопед: Хорошо, мне очень нравится, как ты произносишь звук [Р].

- А где находится твой язык, когда ты рычишь?

Ребенок: Мой язык находится за верхними зубами.

Логопед: Верно, и помним, что губы растянуты в улыбке, зубы неплотно сжаты, края языка прижаты к боковым зубам. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.

II. Сегодня мы будем правильно и красиво говорить звук [P] в словах. Но сначала произнеси за мной цепочку слогов:

РА-РА-РА

РО-РО-РО

РУ-РУ-РУ

РЫ-РЫ-РЫ

РА-РО-РУ-РЫ

РО-РЫ-РУ-РА

РУ-РА-РЫ-РО

РЫ-РО-РУ-РА

Ребенок повторяет слоги.

Логопед: Молодец, ты все повторил верно. А теперь посмотри, что принесла нам ворона.

- Ворона принесла нам карточки с загадками и картинки. Сейчас я прочитаю тебе загадки, а ты выбери из картинок правильный ответ (соответствующую картинку).

III. Игра «Отгадай-ка»

Логопед:

Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку через лес.
Повисел он и …исчез!

Ребенок: Это радуга, вот картинка с ответом.

Логопед: Верно. Слушай еще одну загадку:

Входишь в одну дверь,
а выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
а на самом деле зашел.

Ребенок: Это рубашка, вот картинка с ответом на загадку.

Логопед: Правильно. Следующая загадка:

Он даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
Ведь он совсем не человек.

Ребенок: Это робот.    

- В воде озорница
Играет, резвится,   
Блестит чешуей:
Поплыли со мной!

Ребенок: Это рыба, вот карточка с ее изображением.

Логопед: Верно, слушай еще одну загадку: 
Под водою он живёт, ходит задом наперёд.

Ребенок: Это рак, вот картинка с ответом.

Логопед: Правильно, вот последняя загадка:

Весёлые братцы
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять весёлых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились -
В одну семью сплотились.

Ребенок: Это рука, вот карточка с отгадкой.

Логопед: А теперь поиграем в игру, которая называется «Что пропало?»

IV. Игра “Что пропало?”

Логопед: Внимательно посмотри на картинки. Назови их еще раз.

Ребенок: Радуга, рубашка, робот, рыба, рука, рак.

Логопед: Теперь ты закрываешь глаза, ворона убирает одну картинку, ты называешь, кого или чего не стало. Ребёнок называет, что пропало, чётко произнося звук «Р». Игра проводится 5 раз.

V. Физминутка

Логопед: А теперь давай немного отдохнем и подвигаемся.

Воспитатель (ворона) с ребенком произносят текст чистоговорки и одновременно выполняют движения.

Воспитатель:
ра - ра - ра – в садик мы идем с утра; (ребенок марширует)
ра - ра - ра – ноги нам размять пора.
у - ру - ру – гудят трубы на ветру.
ры - ры - ры – в парке комары (ребенок машет руками, отгоняя комаров)

Логопед: Молодец, вы с вороной хорошо подвигались, и она размяла свои крылышки.

VI. Звуковой и слоговой анализ слов.

Логопед: А теперь посмотри на карточки с изображениями птиц, и размести их в 3 кормушки. В кормушку с цифрой 1 посади птиц, в названии которых 1 слог. В кормушку с цифрой 2 - посади птиц, в названии которых 2 слога. В кормушку с цифрой 3 - птиц, в названии которых 3 слога. Ребенок выполняет задание. В слове ворона – 3 слога. В слове синица – 2 слога. В слове утка – 2 слога. В слове кукушка – 3 слога. В слове грач – 1 слог. Значит, в кормушку с номером 1 я сажаю грача, в кормушку с цифрой 2- синицу и утку, в кормушку с цифрой 3 – ворону и кукушку.

Воспитатель (ворона):

Молодец, мне очень понравилось, как ты выполнил задание.

VII. Развитие графо - моторных навыков.

Логопед: А теперь раскрась букву [Р] синим карандашом, и запомни, как она пишется. Ребенок выполняет задание логопеда

VIII. Итог занятия.

Логопед: Итак, какой звук сегодня мы учились правильно и красиво говорить?

Ребенок: звук [P]

Логопед: Молодец, вороне очень понравилось, как ты занимаешься и у нее есть для тебя подарок. Это наклейки. Воспитатель отдает ребенку наклейки. Ребенок благодарит ворону.

Логопед: Где ты сегодня еще красиво скажешь звук [P]?

Ребенок: Дома и в группе детского сада

Литература

1.    Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М: Сфера, 2012. – 64с.

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

3. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.

4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Скрипторий, 2022. – 240 с.

5. Нищева Н. В. Планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР в соответствии с ФАОП ДО. Издание второе, дополненное и исправленное. – Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. –176 с.

6. Логопедия.Теория и практика / Под редакцией д.п.н. профессора Т.Б Филичевой. – М.: Эксмо, 2020. – 608 с.

7. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994. – 208с.

Конспект во вложении (pdf 106KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru