Автоматизация звука [Р] для ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего тяжелые нарушения речи
Автор: Крамсакова Юлия Владимировна, учитель-логопед; Земская Ольга Евгеньевна, воспитатель; Исаева Юлия Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 48" г. РязаниПлан-конспект индивидуального логопедического занятия
Аннотация
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в целенаправленной коррекционной работе над их звукопроизношением.
В процессе работы с детьми необходимо:
1. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
2. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
3. Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
4. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Цель: Cформировать правильное произношение звука [Р] в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
развивать артикуляционные навыки;
-
закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Р];
-
автоматизировать звук [P] в словах;
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать графо-моторные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- развивать усидчивость и внимательность при выполнении заданий.
Оборудование: мягкая игрушка ворона, карточки с загадками, картинки с отгадками, распечатка контурной буквы Р, цветные карандаши, картинки перелетных и зимующих птиц, кормушки для птиц с цифрами 1,2,3.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй!
Ребенок: Здравствуйте!
- Посмотри, сегодня к нам прилетела в гости ворона. Послушай стишок, который она расскажет тебе.
Воспитатель (ворона):
Говорит ворона: - Кар-р-р!
У меня огромный дар.
Всем ребятам я пример,
Совсем не труден мне звук Р.
Логопед: Послушай, как каркает ворона. А как ты рычишь?
Ребенок: Р-р-р
Логопед: Хорошо, мне очень нравится, как ты произносишь звук [Р].
- А где находится твой язык, когда ты рычишь?
Ребенок: Мой язык находится за верхними зубами.
Логопед: Верно, и помним, что губы растянуты в улыбке, зубы неплотно сжаты, края языка прижаты к боковым зубам. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать.
II. Сегодня мы будем правильно и красиво говорить звук [P] в словах. Но сначала произнеси за мной цепочку слогов:
РА-РА-РА
РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ
РЫ-РЫ-РЫ
РА-РО-РУ-РЫ
РО-РЫ-РУ-РА
РУ-РА-РЫ-РО
РЫ-РО-РУ-РА
Ребенок повторяет слоги.
Логопед: Молодец, ты все повторил верно. А теперь посмотри, что принесла нам ворона.
- Ворона принесла нам карточки с загадками и картинки. Сейчас я прочитаю тебе загадки, а ты выбери из картинок правильный ответ (соответствующую картинку).
III. Игра «Отгадай-ка»
Логопед:
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку через лес.
Повисел он и …исчез!
Ребенок: Это радуга, вот картинка с ответом.
Логопед: Верно. Слушай еще одну загадку:
Входишь в одну дверь,
а выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
а на самом деле зашел.
Ребенок: Это рубашка, вот картинка с ответом на загадку.
Логопед: Правильно. Следующая загадка:
Он даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
Ведь он совсем не человек.
Ребенок: Это робот.
- В воде озорница
Играет, резвится,
Блестит чешуей:
Поплыли со мной!
Ребенок: Это рыба, вот карточка с ее изображением.
Логопед: Верно, слушай еще одну загадку:
Под водою он живёт, ходит задом наперёд.
Ребенок: Это рак, вот картинка с ответом.
Логопед: Правильно, вот последняя загадка:
Весёлые братцы
Решили разобраться:
Кто из них нужнее?
Кто из них важнее?
Пять весёлых братцев
Решили подраться,
Но в комок свалились -
В одну семью сплотились.
Ребенок: Это рука, вот карточка с отгадкой.
Логопед: А теперь поиграем в игру, которая называется «Что пропало?»
IV. Игра “Что пропало?”
Логопед: Внимательно посмотри на картинки. Назови их еще раз.
Ребенок: Радуга, рубашка, робот, рыба, рука, рак.
Логопед: Теперь ты закрываешь глаза, ворона убирает одну картинку, ты называешь, кого или чего не стало. Ребёнок называет, что пропало, чётко произнося звук «Р». Игра проводится 5 раз.
V. Физминутка
Логопед: А теперь давай немного отдохнем и подвигаемся.
Воспитатель (ворона) с ребенком произносят текст чистоговорки и одновременно выполняют движения.
Воспитатель:
ра - ра - ра – в садик мы идем с утра; (ребенок марширует)
ра - ра - ра – ноги нам размять пора.
у - ру - ру – гудят трубы на ветру.
ры - ры - ры – в парке комары (ребенок машет руками, отгоняя комаров)
Логопед: Молодец, вы с вороной хорошо подвигались, и она размяла свои крылышки.
VI. Звуковой и слоговой анализ слов.
Логопед: А теперь посмотри на карточки с изображениями птиц, и размести их в 3 кормушки. В кормушку с цифрой 1 посади птиц, в названии которых 1 слог. В кормушку с цифрой 2 - посади птиц, в названии которых 2 слога. В кормушку с цифрой 3 - птиц, в названии которых 3 слога. Ребенок выполняет задание. В слове ворона – 3 слога. В слове синица – 2 слога. В слове утка – 2 слога. В слове кукушка – 3 слога. В слове грач – 1 слог. Значит, в кормушку с номером 1 я сажаю грача, в кормушку с цифрой 2- синицу и утку, в кормушку с цифрой 3 – ворону и кукушку.
Воспитатель (ворона):
Молодец, мне очень понравилось, как ты выполнил задание.
VII. Развитие графо - моторных навыков.
Логопед: А теперь раскрась букву [Р] синим карандашом, и запомни, как она пишется. Ребенок выполняет задание логопеда
VIII. Итог занятия.
Логопед: Итак, какой звук сегодня мы учились правильно и красиво говорить?
Ребенок: звук [P]
Логопед: Молодец, вороне очень понравилось, как ты занимаешься и у нее есть для тебя подарок. Это наклейки. Воспитатель отдает ребенку наклейки. Ребенок благодарит ворону.
Логопед: Где ты сегодня еще красиво скажешь звук [P]?
Ребенок: Дома и в группе детского сада
Литература
1. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. – М: Сфера, 2012. – 64с.
2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.
3. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.
4. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Скрипторий, 2022. – 240 с.
5. Нищева Н. В. Планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР в соответствии с ФАОП ДО. Издание второе, дополненное и исправленное. – Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. –176 с.
6. Логопедия.Теория и практика / Под редакцией д.п.н. профессора Т.Б Филичевой. – М.: Эксмо, 2020. – 608 с.
7. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб.: Библиополис, 1994. – 208с.
Конспект во вложении (pdf 106KB)
Скачать вложение