Изучение художественной росписи по дереву, как одного из видов декоративно-прикладного творчества
Автор: Пузакова Татьяна Викторовна, педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр "Надежда" г.РязаниИз опыта работы
На сегодняшний день одной из актуальных задач дополнительного образования является эстетическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Сейчас ни для кого уже, ни секрет, что нынешнее поколение детей растёт с отсутствием духовно-нравственных принципов. Современных детей интересует массовая культура, включающая в себя интернет и телевидение, что влечет за собой духовное отчуждение от мира природы и человеческой культуры. Таким образом, у детей меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим чрезвычайно актуальной в педагогической практике становится тема приобщения обучающихся к национальной культуре. Ведь именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Большими возможностями для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей располагают множество учреждений дополнительного образования, включающие в себя художественно-эстетическую направленность. Их роль значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к народному искусству, сохранившему до наших дней значение живого художественного наследия.
Русское народное искусство является исторической предысторией русского искусства, выражает духовную культуру нашего народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, природой, Родиной.
Важно в раннем возрасте приобщать детей к народному творчеству, так как именно народное искусство является своеобразным катализатором детского изобразительного творчества. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами изобразительного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал личности.
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества. Оно включает в себя разнообразную область художественных направлений, среди которых далеко не последнее место занимает художественная роспись по дереву. Этот вид творчества относится к наиболее ярким проявлениям народного искусства и является доступным декоративно-прикладным видом творчества для детей.
Приобщение к искусству может быть достигнуто непосредственным участием детей в создании декоративно-прикладных изделий на занятиях творческих объединений в учреждениях дополнительного образования.
На протяжении многих лет я являюсь руководителем творческого объединения «Художественная роспись по дереву». Накопленный мною опыт позволяет не только познакомить обучающихся с основными видами художественной росписи, но и научить их приемам письма.
В нашем творческом объединении нет отбора детей по способностям. Принимаются все дети без исключения, перед которыми я ставлю творческие задачи. Но, как правило, уже на первых занятиях большинство детей, овладевая необходимыми навыками, ориентируются только на образец и неохотно высказывают свои идеи. У них нет способов выработки собственных оригинальных вариантов. И моя задача, как педагога, применить такие формы и методы обучения художественной росписи, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи.
В 2001 году мною была разработана программа, в которую были включены специальные занятия по изучению художественной росписи, способствующие развитию творческого мышления обучающихся. Главной целью программы является приобщение детей к изучению художественной росписи по дереву, как одного из видов в области декоративно-прикладного искусства. Реализуя на практике данную программу, я ставлю перед собой следующие цели:
обучающие:
- ознакомление детей с обработкой дерева;
- изучение орнаментов урало-сибирской, вятской, пермогорской и мезенской росписей, а также орнаментов Хохломы и Городца;
- формирование начальных профессиональных навыков работы с кистью и красками (гуашь, темпера),
- формирование практических умений в трансформации народных мотивов при создании современных изделий;
развивающие:
- развитие эстетического восприятия предметов;
- совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического и образного мышления, творческого воображения;
- развитие моторики рук, глазомера, внимания, усидчивости;
воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к человеку-творцу;
- воспитание трудолюбия, добросовестности, упорства в достижении желаемых результатов;
- формирование основ культуры труда;
- воспитание уважительных отношений между членами коллектива.
Данная программа имеет отличительные особенности от уже существующих программ. В содержании особое место отводится подробному изучению истории возникновения того или иного вида росписи, знакомит с отличительными особенностями приемов письма, цветового решения, сюжетных композиций, учит работать с применением различных материалов: бумагой, папье-маше, деревянными заготовками. По окончании курса дети умеют не только копировать изделия народных мастеров умельцев, но и разрабатывать свои собственные художественные композиции.
Программа является смешанной по полу и совмещает в себе две формы реализации: индивидуальную и групповую. Система обучения от общего к частному, от простого к сложному, как в теоретическом плане, так и в практическом, способствует приобретению комплекса знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства.
Программа реализовывается на протяжении четырнадцати лет. За это время мною неоднократно вносились изменения и дополнения, что заметно улучшало качество программы. Но главным для меня, как педагога, всегда оставался конечный результат. Воспитанники творческого объединения «Художественная роспись по дереву» являются неоднократными победителями и призерами престижных городских, областных, всероссийских художественных конкурсов, активно принимают участие и являются лауреатами всевозможных выставок-ярмарок декоративно-прикладного творчества. Многие обучающиеся, по окончании курса изучения художественной росписи, поступили в специальные учреждения профессионального образования и уже там продолжили свой творческий путь.
По итогам уходящего 2015 года можно смело утверждать, что совместный плодотворный труд педагога и его воспитанников не остался незамеченным. Мероприятий различного плана было много, но хочется отметить наиболее значимые. В феврале 2015 года Федеральным центром технического творчества учащихся в Москве проходил Всероссийский конкурс «В гостях у сказки», по итогам которого обучающиеся творческого объединения «Художественная роспись» Горюнов Олег и Епифанцева Ирина стали обладателями дипломов I степени в разных возрастных категориях в номинации «Художественная роспись по дереву». В мае 2015 года этим же Федеральным центром проводился Всероссийский конкурс-фестиваль «Наследники Победы», посвященный 70-летию Великой Победы. Пузакова Александра стала победителем в этом престижном конкурсе, за что ей была присвоена губернаторская премия.
Литература
1. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. - М. Форум, 2010.-204 с.
2. Наина Величко. Мезенская роспись.-М. АСТ-Пресс Книга, 2014. – 128с.
Скачать вложение