Мой малыш
Автор: Посевкина Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования районного Дома детского творчества, г. Кораблино Рязанской областиМастер – класс для родителей и детей 1 класса.
Необходимые материалы и инструменты:
1. Познакомить родителей и детей с технологией изготовления тряпичной куклы «Пеленашки» .
2. Развивать у детей навыки работы с тканью.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, любовь и уважение к народной культуре.
Задачи:
1. Организовать совместную творческую работу родителей и детей на основе уважительного отношения друг к другу.
2. Способствовать сплочению классного коллектива в атмосфере доброго и искреннего общения друг с другом (родители рассказывают о своих детях).
3. Организовать рефлексивную оценку- обсуждение.
Вступление:
- Уважаемые родители, дорогие дети! Сегодня мы будем изготавливать традиционную тряпичную куклу «Пеленашку». В русской традиции есть такая куколка, изображающая маленького ребенка, завернутого в пеленочку (демонстрация большой куклы «Пеленашки»). Она изображает ребеночка, завернутого в пеленки, с ним можно играть – пеленать, кормить, укладывать спать, петь ему песни, разговаривать. Такие куклы в старину были любимыми игрушками в каждой семье.
У нас приготовлены столы с необходимыми материалами. Пожалуйста, рассаживайтесь и определите, как вы будете обращаться друг к другу – по имени, или по имени-отчеству, сегодня вы - единая команда. В процессе работы помогайте друг другу, что-то подержать, зашить, оценить. Активно вовлекайте в процесс работы ваших детей. Помните о том, что в вашей команде не должно быть отстающих.
Постановка проблемы:
Дорогие родители! Делать куколку нам предстоит непростую. Она станет образом вашего любимого сыночка или дочки, сидящих рядом с вами.
Постановка задач:
- Делая сегодня куколку, Вы будете рассказывать, какими были ваши детки в младенчестве, делиться своими воспоминаниями.
- Вы постараетесь определить черты характера, темперамент и склонности своего ребенка и выразить это в кукле.
- Вы будете делать куколку вместе со своими детьми. Пусть они во всем вам помогают, ведь они будут узнавать себя в раннем детстве.
- Готовая куколка должна быть похожа на вашего ребенка.
Сегодня мы все узнаем, что способны творить, и у нас прекрасно получается. Это будет здорово!
- цветная хлопчатобумажная ткань разного размера, квадраты ситца телесного, бледно – розового и белого цвета со стороной 10 см,
- двунитка для основ кукол ширина 10 см, длина – 35- 40см.,
- нитки для шитья, мулине,
- толстая пряжа для завязывания основ кукол, кружево и атласные ленты, синтепон, ножницы, иголки, газеты,
- палочки длиной 10 см. для основ куколок.
1. Познакомить родителей и детей с технологией изготовления тряпичной куклы «Пеленашки» .
2. Развивать у детей навыки работы с тканью.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, любовь и уважение к народной культуре.
Задачи:
1. Организовать совместную творческую работу родителей и детей на основе уважительного отношения друг к другу.
2. Способствовать сплочению классного коллектива в атмосфере доброго и искреннего общения друг с другом (родители рассказывают о своих детях).
3. Организовать рефлексивную оценку- обсуждение.
Вступление:
- Уважаемые родители, дорогие дети! Сегодня мы будем изготавливать традиционную тряпичную куклу «Пеленашку». В русской традиции есть такая куколка, изображающая маленького ребенка, завернутого в пеленочку (демонстрация большой куклы «Пеленашки»). Она изображает ребеночка, завернутого в пеленки, с ним можно играть – пеленать, кормить, укладывать спать, петь ему песни, разговаривать. Такие куклы в старину были любимыми игрушками в каждой семье.
У нас приготовлены столы с необходимыми материалами. Пожалуйста, рассаживайтесь и определите, как вы будете обращаться друг к другу – по имени, или по имени-отчеству, сегодня вы - единая команда. В процессе работы помогайте друг другу, что-то подержать, зашить, оценить. Активно вовлекайте в процесс работы ваших детей. Помните о том, что в вашей команде не должно быть отстающих.
Постановка проблемы:
Дорогие родители! Делать куколку нам предстоит непростую. Она станет образом вашего любимого сыночка или дочки, сидящих рядом с вами.
Постановка задач:
- Делая сегодня куколку, Вы будете рассказывать, какими были ваши детки в младенчестве, делиться своими воспоминаниями.
- Вы постараетесь определить черты характера, темперамент и склонности своего ребенка и выразить это в кукле.
- Вы будете делать куколку вместе со своими детьми. Пусть они во всем вам помогают, ведь они будут узнавать себя в раннем детстве.
- Готовая куколка должна быть похожа на вашего ребенка.
Сегодня мы все узнаем, что способны творить, и у нас прекрасно получается. Это будет здорово!
Практическая работа
Шаг первый: изготовление основы куклы (три варианта).
Задание: мы начинаем делать куколку с её основы. Она изготавливается по – разному, в зависимости от характера вашего ребенка.
1. Можно изготовить основу из ткани (демонстрация изготовления скатки: лоскут ткани шириной 10 см располагается на столе и скручивается по длинной стороне в плотную скатку, которая перевязывается нитками в двух местах – на уровне шеи и талии). Если ваш ребенок «нежный, мягкий, деликатный», вам можно сделать основу куклы из ткани.
2. Можно изготовить основу куклы с помощью газеты (показ - газета заворачивается в ткань и закрепляется ниткой). Если ваш ребенок инициативный, общительный, гибкий, легко отзывающийся на ваши требования, можно сделать основу с помощью газеты.
3. Можно изготовить основу с твердым основанием внутри (показ палочка заворачивается в основу – ткань и закрепляется ниткой). Такая основа подходит для тех детей, которые с рождения проявляют твердую волю и стойкий характер.
Определитесь, какой вариант подходит для вас. Во всех случаях вам понадобится полоска двунитки шириной 10 см. и толстые нитки для завязывания, которые лежат у вас на столах. Высота куколки 10 см, толщина зависит от того, каким был ваш ребенок в детстве – худеньким или полненьким.
Шаг второй: изготовление головы
Задание: нам нужно сформировать головку нашего малыша.
Для этого нам понадобится синтепон и квадратики ткани, лежащие на ваших столах. Это квадраты телесного, розового и белого цвета. Используйте тот цвет, который подходит для вашего малыша.
Верхнюю часть основы куклы (голову) мы оборачиваем синтепоном, накрываем тканью и закрепляем толстой ниткой на шейке. Все узелки завязываются на два узла. При этом мы должны сделать красивое и ровное личико, без складок и неровностей, личико должно быть гладким, привлекательным. Количество синтепона зависит от того, на сколько круглолицым был ваш малыш.
Шаг третий: вышивание лица
Задание: изобразить личико вашего ребенка
Варианты рисуются на доске:
- спящий ребенок,
- бодрствующий ребенок,
В зависимости от ваших воспоминаний вам нужно изобразить личико малыша. Если вам кажется, что ваш ребенок вообще никогда не спал, сделайте его бодрствующим, если он был соней – спящим. Если ваш малыш был веселым – пусть он улыбается, если грустным – нет. Щечки малыша можно слегка подкрасить сухими румянами с помощью ватной палочки.
Шаг четвертый: одевание ребенка
Задание: одеть куколку в соответствии со временем года. Если ребенок родился летом – то можно завернуть его в легкие пеленочки, а если в холодное время – то и одеть нужно потеплее - в две пеленки, одеяло, теплый конверт.
Вначале нужно определиться с цветом, который вы выбирали для малыша. Подберите соответствующие лоскуты тканей, расскажите своим детям, как вы их одевали.
- На голову ребенка можно повязать платочек. Он будет напоминать те чепчики, которые носил ваш малыш. Можно повязать так, как вам удобно и закрепить ниткой. (Показ) пусть ваши дети попробуют повязать платочек на куколку. Для украшения можно использовать кружева и ленты.
- Теперь мы будем ребенка пеленать в пеленки или одеяло. Вспомните и расскажите своим детям, как вы их пеленали? Был ли ваш ребенок спокойным или постоянно разворачивался? Каким способом вы заворачивали его? Покажите. Пусть ваши дети попробуют запеленать куколку. Если у вас не было принято пеленать младенца, можете завернуть ребенка так, чтобы получился конверт.
- Теперь можно перевязать куколку лентой и завязать красивым бантом.
Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер - класса
- Уважаемые родители! Покажите свои куколки! Скажите, пожалуйста, напоминают ли они ваших детей? (Обсуждение)
- А вам, дорогие дети, понравились куколки? (Обсуждение)
Наш мастер – класс завершён. У всех получились куколки – малыши. В течение нескольких дней куклы порадуют нас на выставке в нашем классе, затем вы можете забрать куколку домой.
Задание: мы начинаем делать куколку с её основы. Она изготавливается по – разному, в зависимости от характера вашего ребенка.
1. Можно изготовить основу из ткани (демонстрация изготовления скатки: лоскут ткани шириной 10 см располагается на столе и скручивается по длинной стороне в плотную скатку, которая перевязывается нитками в двух местах – на уровне шеи и талии). Если ваш ребенок «нежный, мягкий, деликатный», вам можно сделать основу куклы из ткани.
2. Можно изготовить основу куклы с помощью газеты (показ - газета заворачивается в ткань и закрепляется ниткой). Если ваш ребенок инициативный, общительный, гибкий, легко отзывающийся на ваши требования, можно сделать основу с помощью газеты.
3. Можно изготовить основу с твердым основанием внутри (показ палочка заворачивается в основу – ткань и закрепляется ниткой). Такая основа подходит для тех детей, которые с рождения проявляют твердую волю и стойкий характер.
Определитесь, какой вариант подходит для вас. Во всех случаях вам понадобится полоска двунитки шириной 10 см. и толстые нитки для завязывания, которые лежат у вас на столах. Высота куколки 10 см, толщина зависит от того, каким был ваш ребенок в детстве – худеньким или полненьким.
Шаг второй: изготовление головы
Задание: нам нужно сформировать головку нашего малыша.
Для этого нам понадобится синтепон и квадратики ткани, лежащие на ваших столах. Это квадраты телесного, розового и белого цвета. Используйте тот цвет, который подходит для вашего малыша.
Верхнюю часть основы куклы (голову) мы оборачиваем синтепоном, накрываем тканью и закрепляем толстой ниткой на шейке. Все узелки завязываются на два узла. При этом мы должны сделать красивое и ровное личико, без складок и неровностей, личико должно быть гладким, привлекательным. Количество синтепона зависит от того, на сколько круглолицым был ваш малыш.
Шаг третий: вышивание лица
Задание: изобразить личико вашего ребенка
Варианты рисуются на доске:
- спящий ребенок,
- бодрствующий ребенок,
В зависимости от ваших воспоминаний вам нужно изобразить личико малыша. Если вам кажется, что ваш ребенок вообще никогда не спал, сделайте его бодрствующим, если он был соней – спящим. Если ваш малыш был веселым – пусть он улыбается, если грустным – нет. Щечки малыша можно слегка подкрасить сухими румянами с помощью ватной палочки.
Шаг четвертый: одевание ребенка
Задание: одеть куколку в соответствии со временем года. Если ребенок родился летом – то можно завернуть его в легкие пеленочки, а если в холодное время – то и одеть нужно потеплее - в две пеленки, одеяло, теплый конверт.
Вначале нужно определиться с цветом, который вы выбирали для малыша. Подберите соответствующие лоскуты тканей, расскажите своим детям, как вы их одевали.
- На голову ребенка можно повязать платочек. Он будет напоминать те чепчики, которые носил ваш малыш. Можно повязать так, как вам удобно и закрепить ниткой. (Показ) пусть ваши дети попробуют повязать платочек на куколку. Для украшения можно использовать кружева и ленты.
- Теперь мы будем ребенка пеленать в пеленки или одеяло. Вспомните и расскажите своим детям, как вы их пеленали? Был ли ваш ребенок спокойным или постоянно разворачивался? Каким способом вы заворачивали его? Покажите. Пусть ваши дети попробуют запеленать куколку. Если у вас не было принято пеленать младенца, можете завернуть ребенка так, чтобы получился конверт.
- Теперь можно перевязать куколку лентой и завязать красивым бантом.
Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер - класса
- Уважаемые родители! Покажите свои куколки! Скажите, пожалуйста, напоминают ли они ваших детей? (Обсуждение)
- А вам, дорогие дети, понравились куколки? (Обсуждение)
Наш мастер – класс завершён. У всех получились куколки – малыши. В течение нескольких дней куклы порадуют нас на выставке в нашем классе, затем вы можете забрать куколку домой.
Благодарность всем участникам!
Скачать вложение