Некоторые аспекты обучения иностранному языку в системе дополнительного образования
Автор: Власова Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО "ЦДТ "Приокский"
Обучение иностранным языкам как требование времени
Современный мир с неизбежно происходящими в нем процессами глобализации постоянно предъявляет новые требования к человеку, который становится активным участником процессов экономической, политической, социальной сфер жизни. В педагогическом сообществе появилось осознание настоятельной потребности определить новые цели и задачи в системе воспитания и образования. И высшая и средняя школа озабочены проблемой продуктивной адаптации в меняющемся мире каждого человека, раскрытия и эффективного использования его потенциала
Реформирующееся образование в России становится сегодня органичной частью мирового образовательного сообщества. Анализируя зарубежный опыт, Россия вводит собственный образовательный Стандарт, цель которого, наряду с сохранением фундаментальных основ образования, обеспечить более прагматичный подход в определении целей образования. Формирование установленных Стандартом навыков и компетенций учащихся часто требует реализации новых педагогических подходов и технологий обучения.
В области преподавания иностранных языков идеология Стандарта предполагает развитие таких компетенций, которые позволят человеку со средним образованием активно общаться с широком кругом людей, как в стране, так и за рубежом, используя иностранный язык в качестве «инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире», участвовать в дискуссиях, в том числе публичных, выражать и убедительно отстаивать свою точку зрения. Это означает довольно высокий уровень требований к знаниями, получаемым учащимися во всех типах школ, при любой специфике обучения.
Учителя общеобразовательных школ подчеркивают, что еще до введения Стандарта была очевидна потребность перехода от классического, так называемого «переводного» метода обучения языкам, к практике обучения языку как средству коммуникации. С 2010 г. внесены существенные изменения в порядок организации изучения иностранного языка во всех типах общеобразовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для овладения школьниками устной речью и подготовки их к использованию иностранного языка как средства общения.
Социальный заказ общества всегда определял работу общеобразовательной школы и обучение отдельным предметам. Особенность такого учебного предмета как иностранный язык состоит в том, что учащимся предстоит овладеть не столько основами науки о языке, сколько новым по сравнению с родным языком средством коммуникации, т.е. приобрести умения и навыки общения с помощью изучаемого языка. Поэтому все усилия должны быть направлены на формирование новой системы коммуникации.
Таким образом, задача современной школы - организовать учебный процесс так, чтобы появилась возможность реализовать определенные Стандартом цели в плане практического овладения языком. Дополнительное образование является частью государственной общеобразовательной системы и имеет те же цели – способствовать реализации ФГОС в рамках своей специфики и возможностей.
Что касается используемых методических приемов и системы организации учебного процесса, то дополнительное образование не может и не должно повторять школу. Учебная нагрузка в школе, по мнению многих специалистов (медиков, психологов, педагогов), достаточно высокая. Внешкольное время детей целесообразно организовывать в виде полезного досуга, т.е. иного рода деятельности, отличного от школьных уроков. Эмоционально негативное отношение к дополнительной нагрузке, когда дети воспринимают занятия в кружках как еще два школьных урока в неделю, всегда будет мешать делу. Необходимо использовать преимущества внешкольного обучение и направить их на развитие компетенций, которые не всегда может дать школа. К таким преимуществам относятся:
- опора в существенной степени на нетрадиционные методы обучения, как рекомендованные учеными-методистами и специалистами-практиками, так и на собственные практические наработки каждого преподавателя;
- широкие возможности для применения элементов творчества, свободной инициативы учащихся, эмоционального наполнения урока.
Эти преимущества в полной мере могут быть реализованы при обучении детей школьного возраста иностранному языку в рамках учреждений дополнительного образования.
В ЦДТ «Приокский» (г. Рязань) в течение 5 лет действует «Школа разговорного английского языка». С самого начала целью «Школы» было формирование у обучающихся активных навыков устной речи. Как показывает практика, школьные программы иностранного языка насыщены занятиями с текстами и письменными упражнениями. Устной речи отводится слишком мало времени. В результате даже хорошие ученики, имеющие неплохой запас слов, не всегда способны применить свои знания на практике. Это называется «язык в пассиве». Задача «Школы» – перевести пассивные, а иногда и недостаточные по объему знания, в активные навыки и научить детей говорить бегло и осмысленно. Соответственно при формировании программы учебного курса на каждом уровне (младший, средний, старший) в основе процесса обучения - устная речь и как цель и как средство обучения. Остальные аспекты языковой грамотности являются вспомогательными и служат конечной цели – умению практически пользоваться иностранным языком.
На начальном этапе работы «Школы» часто приходилось сталкиваться с проблемами, не свойственными обычной средней школе, но неизбежными для системы дополнительного образования. К настоящему времени есть понимание, как решать эти проблемы, хотя полностью их устранить не удается.
- Так, при очень неоднородном составе детей по возрасту и уровню подготовки и ограниченном количестве классных групп в «Школе» объединить учащихся в рабочие группы строго по признакам возраста и уровня подготовки не всегда удается. В реальности, в каждой отдельной группе нередко оказываются дети с разницей в возрасте до 2-3 лет и существенными различиями в знаниях. Из двух критериев для формирования групп приоритет все же должен отдаваться уровню подготовки учеников. Возрастные различия мешают детям одинаково осмысленно работать с материалом. Но хуже, когда дети, даже близкие по возрасту, имеют существенно разный уровень подготовки. В этом случае часть детей, которая слабо справляется с заданиями, является тормозом для движения вперед остальной части группы.
- Для решения целевой задачи «Школы» - развития навыков устной речи – использование обычного школьного учебника малоэффективно. Учитывая неоднородный состав детей в группах, подобрать учебники, приемлемые для всей группы, практически невозможно. Кроме того, использование школьных учебников нежелательно, поскольку в этом случае занятие неизбежно будет скатываться к форме обычного школьного урока. В настоящее время любой преподаватель может получить в свое распоряжение огромный арсенал учебной литературы, на основе которой можно комплектовать рабочий материал для занятий. В нашей «Школе» наработана практика использования распечаток на листах формата А4 или А5. Весь рабочий материал готовится предварительно в соответствии с темой каждого нового урока и раздается детям в виде ксерокопий текстов из учебных пособий или компьютерных распечаток, или распечаток текстов и упражнений, специально подготовленных преподавателем. В качестве таких пособий могут использоваться и школьные учебники тоже, но в большей степени различного рода сборники материалов для чтения и письма, подборки грамматических упражнений, пособия для детей, буклеты и таблицы, адаптированные художественные тексты, Учебную и художественную литературу на любой выбор можно найти на полках книжных магазинов или в библиотеках. Большие возможности предоставляет Интернет. Технически несложно получить необходимый материал, адаптировать его, изменить формат, добавить нужные комментарии, подготовить копии. Работа без учебников позволяет гибко строить учебный процесс с учетом программы и, самое главное, принимать во внимание уровень подготовленности учеников к работе с тем или иным материалом.
- Педагогическое сообщество в настоящее время, опираясь на опыт некоторых западных стран, активно обсуждает вопрос – нужна детям домашняя работа или нет. У сторонников и той и другой точек зрения есть сильные аргументы. Школьная система использует домашнее задание как важный элемент закрепления пройденного материала. Практика дополнительного образования отличается от школьной и позволяет сделать некоторые свои выводы, связанные со спецификой внешкольного обучения. Представляется нецелесообразным давать домашнее задание по двум главным причинам, Во-первых, дети имеют достаточно большую нагрузку в школе, в том числе по иностранному языку. Если установить им второе домашнее задание по английскому, это может дать эффект отторжения. Во-вторых, многие дети, да и родители, считают занятия в «Школе разговорного английского языка» в прямом смысле дополнительными в отличие от основных школьных занятий. Поэтому к нашим требованиям о выполнении домашнего задания они относятся как к не очень обязательным. В результате перед преподавателем стоит проблема, как соединить две части группы – учеников, которые делают домашнюю работу и активно движутся вперед, и учеников, которые дома не работают и нуждаются в закреплении пройденного материала на каждом новом уроке. Остановились на промежуточном варианте: для всех на дом одно минимальное задание - выучить новые слова. Заучивание лексики не занимает много времени дома и не требует специальной помощи, например, со стороны родителей.
- Отдельной проблемой является работа с так называемыми «запущенными» детьми. Ежегодно в общем потоке учеников появляются дети, у которых знания по языку иногда ниже элементарного уровня. Например, на втором году обучения английскому в школе они не знают алфавита, на 2-3 году обучения не имеют навыков чтения, запас активной лексики практически нулевой. Родители таких учеников надеются, что «Школа» сыграет роль репетитора, и дети избавятся от бесконечных двоек. К сожалению, раньше отстающие дети не всегда задерживались в «Школе». Отсутствие начальной базы не позволяло им полноценно работать по общей программе. Сейчас для таких детей (и для всех желающих) выделены специальные часы, когда они могут заниматься дополнительно в индивидуальном порядке: осваивать нашу программу и получать помощь в выполнении школьных домашних заданий.
Психологи предлагают в мотивации выделять собственно мотивы и стимулы. У младших детей мотивы учебной деятельности часто сформировать трудно, зато стимулы работают. Например, все хотят получить хорошую отметку и порадовать родителей своей пятеркой. Но для преподавателя важнее выявить и использовать стимулы, побуждающие к активной учебной деятельности. Иначе говоря, ученик должен всегда хотеть работать в классе. В арсенале современного преподавателя есть много средств для того, чтобы сделать урок интересным и эффективным. И есть базовые принципы, которые нельзя нарушать, чтобы сохранить стимулы к учебе, а именно:
- дать ученикам почувствовать «крылья за спиной». На начальном этапе, когда дети особенно не уверены в себе, им важно испытать ощущение успеха. Несколько элементарных языковых конструкций, переведенных самостоятельно, описывающих некую реальную ситуацию, создадут у учащихся уверенность, что уже с первых уроков они способны говорить на иностранном языке. Такая психологическая установка на занятиях может при определенных условиях явиться залогом успешности всего дальнейшего обучения. Каждое правильно выполненное задание сильно стимулирует дальнейшую активность. В последующем при выполнении всех заданий дети должны постоянно чувствовать, что у них все получается. Сбои в работе, многочисленные ошибки, непреодолимое непонимание материала убивает желание продолжать работать. Этого допускать нельзя;
- не предлагать детям заданий, которые они не могут выполнить. Задача непростая, особенно в условиях неоднородной комплектации групп, что свойственно системе дополнительного образования. Возможный выход – при выполнении тренинговых упражнений (письменных и устных) делать поправку на более слабых детей, задания для которых должны корректироваться в сторону упрощения. По сути, учитель должен быть готов работать по двум параллельным сценариям. При выполнении письменных заданий кружочками отмечаются пункты для менее подготовленных детей, при устных тренировочных упражнениях им предлагаются задания не на 5-6 слов во фразе, как сильным ученикам, а на 3-5 слов и с упрощенной лексикой. Например, при выполнении заданий на модальный глагол «can» (могу) ученики переводят фразу «Все мальчики в моем классе могут хорошо играть в футбол», а отстающие ученики переводят фразу «Мальчики могут играть в футбол». В результате каждый участвует в работе, и ни одно задание в классе не должно остаться невыполненным;
- необходимо отмечать и положительно оценивать любые заметные успехи учеников. Одобрительные отзывы учителя, похвала, должны звучать постоянно. Неуспевающих учеников нельзя оставлять без внимания. Но в их адрес должны звучать не укоры, а стимулирующие пожелания и советы. Например, «Петя, ты наверняка смог бы дать такой же перевод, как Дима, если бы выучил дома три заданных слова». На следующий урок Петя приходит с выученными словами и получает свою долю славы. Пассивных учеников похвала может стимулировать к работе. Например, Алина, способная девочка, но тихоня и молчунья, вдруг начала на каждое задание поднимать руку и требовать, чтобы ее спросили. Оказывается, ее подстегнула фраза «Молодец, кажется, ты сегодня идешь на пятерку с двумя плюсами». Действует принцип – похвала стимулирует. Конечно, не всегда психологические рекомендации такого рода срабатывают, но в большинстве случае все же эффект есть;
- оценки - традиционный формальный стимул для детей. В наших условиях мы пользуемся двумя уровнями оценок – «хорошо» (4) и «отлично» (5). Исключение из арсенала «троек» - это логическое продолжение принципов не делать упреков, с одной стороны, и создания атмосферы успеха в группе, с другой. Менее успевающие дети не чувствуют себя изгоями на фоне успешно работающих учеников. При этом, однако, успешно используется система плюсов и минусов, которая позволяет объективно оценить уровень знаний учеников и их активности на занятиях. По итогам работы на уроке каждый ученик получает оценку от 5++ до 4--. Оценки заносятся в открытый табель, вывешенный на информационной доске;
- наконец, стандартный стимул для активизации процесса обучения - момент игры и соревновательности, Все устные тренинговые упражнения выполняются или на быстроту реакции, или на скорость выполнения, или на сложность задания. При этом по каждому заданию назначаются баллы от 5 до 8 в зависимости от скорости речи и сложности лексики. Любому ученику предоставляется возможность взять вторую или третью попытку, чтобы произнести заданную фразу без ошибок и на нужной скорости, получив за это 7-8 баллов. Обычно дети с удовольствием включаются в такую игру и бывают довольны набранными баллами. Работу у доски часто удается организовывать парами. Класс имеет возможность оценивать работу каждого ученика, болеть за ученика из своей команды, если идет командная работа, включаться в обсуждение выполненных заданий. Собственно игры (настольные, подвижные), особенно в младших группах, также используются, но больше как элемент отдыха и расслабления. Языковые навыки, формируемые в процессе игры, усваиваются на подсознательном уровне в результате многократного механического повторения. Поэтому как средство обучения игра хороша лишь в младших группах и при достаточном количестве учебного времени. В средних и старших группах используются более сложные игровые формы (кроссворды, грамматические лото), требующие осмысленного выполнения заданий, соответственно более эффективные.
В старших классах прямые стимулы к учебе также существуют. Они проявляются в стремлении к лидерству, в получении удовольствия от правильно выполненного задания. Для подростков также важно ощущение успеха и веры в свои силы. Однако, появляются осознанные мотивы - улучшить положение с английским в школе, успешно сдать экзамены, возможно, подготовиться к поступлению в ВУЗ. Дети в старших группах критически относятся к подбору материала, к форме занятий. Разница в уровне знаний в старших группах бывает особенно ощутимой. Неизбежно приходится соблюдать принцип индивидуального подхода.
Помимо стимулов и мотивов как положительных факторов свое воздействие на ребенка оказывают антистимулы или отрицательные факторы. Полезен опыт школьных педагогов, которые пытались определить причины, по которым у детей иногда пропадает желание изучать иностранный язык. Оказалось, что для учеников в средних классах часто
- слишком велик объем нового изучаемого материала;
- много незнакомых слов в текстах;
- непонятна грамматическая тема урока;
- мало времени на выполнение заданий в классе.
Очевидно, что за всеми причинами скрывается накопленное отставание в освоении материала. И если положительные стимулы способствуют усвоению материала, то отрицательные препятствуют, и должны быть устранены. Это сложная задача для школьного педагога. Может быть, она легче решается в рамках дополнительного образования, где преподаватель имеет большую свободу в построении учебных программ и внесении в них корректировок при необходимости. Но, так или иначе, отрицательные факторы не должны присутствовать в процессе обучения Ребенок не должен испытывать эмоционального напряжения, чувства разочарования и неудовлетворенности от процесса учебы.
Психологический комфорт на любом этапе обучения проявляется в чувстве удовольствия, удовлетворения, которые ученик переживает, находясь в образовательном учреждении. Благоприятная эмоциональная атмосфера в значительной степени зависит от учителя, его личностных качеств, интуиции, доброжелательного отношения к учащимся, а также от знания психологических и возрастных особенностей детей. Опытные учителя–практики в своей работе используют просьбы, а не требования, убеждения, а не агрессивное словесное воздействие, четкую организацию, а не жесткую дисциплину. Действия педагога по конструированию комфортной среды неизбежно дадут положительный результат – каждый ребенок получит возможность раскрыть свой потенциал, а в дальнейшее проявить себя в полной мере как личность.
Несмотря на то, что в плане обучения иностранным языкам между ЦДТ и общеобразовательными школами нет прямого контакта, каждая обучающая сторона вносит свой вклад в решение задач образовательного Стандарта, и обе стороны взаимно дополняют друг друга.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования, Интернет-журнал «Эйдос», 2006, 5 мая.
3. Петрова М.А. Психологические аспекты обучения иностранным языкам. Доклад на МО учителей ИЯ СОШ 37.
4. Мартышко М.М. Формирование положительной мотивации учащихся в изучении иностранного языка путем использования современных форм и методов обучения, журнал «Педагогика online», 08.09.2016.
5. Васильева И.Э. Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении старшеклассников иностранному языку, кандидатская диссертация, Якутский государственный университет, 1997.
Реформирующееся образование в России становится сегодня органичной частью мирового образовательного сообщества. Анализируя зарубежный опыт, Россия вводит собственный образовательный Стандарт, цель которого, наряду с сохранением фундаментальных основ образования, обеспечить более прагматичный подход в определении целей образования. Формирование установленных Стандартом навыков и компетенций учащихся часто требует реализации новых педагогических подходов и технологий обучения.
В области преподавания иностранных языков идеология Стандарта предполагает развитие таких компетенций, которые позволят человеку со средним образованием активно общаться с широком кругом людей, как в стране, так и за рубежом, используя иностранный язык в качестве «инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире», участвовать в дискуссиях, в том числе публичных, выражать и убедительно отстаивать свою точку зрения. Это означает довольно высокий уровень требований к знаниями, получаемым учащимися во всех типах школ, при любой специфике обучения.
Учителя общеобразовательных школ подчеркивают, что еще до введения Стандарта была очевидна потребность перехода от классического, так называемого «переводного» метода обучения языкам, к практике обучения языку как средству коммуникации. С 2010 г. внесены существенные изменения в порядок организации изучения иностранного языка во всех типах общеобразовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для овладения школьниками устной речью и подготовки их к использованию иностранного языка как средства общения.
Социальный заказ общества всегда определял работу общеобразовательной школы и обучение отдельным предметам. Особенность такого учебного предмета как иностранный язык состоит в том, что учащимся предстоит овладеть не столько основами науки о языке, сколько новым по сравнению с родным языком средством коммуникации, т.е. приобрести умения и навыки общения с помощью изучаемого языка. Поэтому все усилия должны быть направлены на формирование новой системы коммуникации.
Таким образом, задача современной школы - организовать учебный процесс так, чтобы появилась возможность реализовать определенные Стандартом цели в плане практического овладения языком. Дополнительное образование является частью государственной общеобразовательной системы и имеет те же цели – способствовать реализации ФГОС в рамках своей специфики и возможностей.
Особенности организации процесса обучения в системе дополнительного образования
При неизбежных различиях между школой и системой дополнительного образования общими остаются необходимость соблюдения базовых педагогических и психологических принципов обучения.
Что касается используемых методических приемов и системы организации учебного процесса, то дополнительное образование не может и не должно повторять школу. Учебная нагрузка в школе, по мнению многих специалистов (медиков, психологов, педагогов), достаточно высокая. Внешкольное время детей целесообразно организовывать в виде полезного досуга, т.е. иного рода деятельности, отличного от школьных уроков. Эмоционально негативное отношение к дополнительной нагрузке, когда дети воспринимают занятия в кружках как еще два школьных урока в неделю, всегда будет мешать делу. Необходимо использовать преимущества внешкольного обучение и направить их на развитие компетенций, которые не всегда может дать школа. К таким преимуществам относятся:
- опора в существенной степени на нетрадиционные методы обучения, как рекомендованные учеными-методистами и специалистами-практиками, так и на собственные практические наработки каждого преподавателя;
- широкие возможности для применения элементов творчества, свободной инициативы учащихся, эмоционального наполнения урока.
Эти преимущества в полной мере могут быть реализованы при обучении детей школьного возраста иностранному языку в рамках учреждений дополнительного образования.
В ЦДТ «Приокский» (г. Рязань) в течение 5 лет действует «Школа разговорного английского языка». С самого начала целью «Школы» было формирование у обучающихся активных навыков устной речи. Как показывает практика, школьные программы иностранного языка насыщены занятиями с текстами и письменными упражнениями. Устной речи отводится слишком мало времени. В результате даже хорошие ученики, имеющие неплохой запас слов, не всегда способны применить свои знания на практике. Это называется «язык в пассиве». Задача «Школы» – перевести пассивные, а иногда и недостаточные по объему знания, в активные навыки и научить детей говорить бегло и осмысленно. Соответственно при формировании программы учебного курса на каждом уровне (младший, средний, старший) в основе процесса обучения - устная речь и как цель и как средство обучения. Остальные аспекты языковой грамотности являются вспомогательными и служат конечной цели – умению практически пользоваться иностранным языком.
На начальном этапе работы «Школы» часто приходилось сталкиваться с проблемами, не свойственными обычной средней школе, но неизбежными для системы дополнительного образования. К настоящему времени есть понимание, как решать эти проблемы, хотя полностью их устранить не удается.
- Так, при очень неоднородном составе детей по возрасту и уровню подготовки и ограниченном количестве классных групп в «Школе» объединить учащихся в рабочие группы строго по признакам возраста и уровня подготовки не всегда удается. В реальности, в каждой отдельной группе нередко оказываются дети с разницей в возрасте до 2-3 лет и существенными различиями в знаниях. Из двух критериев для формирования групп приоритет все же должен отдаваться уровню подготовки учеников. Возрастные различия мешают детям одинаково осмысленно работать с материалом. Но хуже, когда дети, даже близкие по возрасту, имеют существенно разный уровень подготовки. В этом случае часть детей, которая слабо справляется с заданиями, является тормозом для движения вперед остальной части группы.
- Для решения целевой задачи «Школы» - развития навыков устной речи – использование обычного школьного учебника малоэффективно. Учитывая неоднородный состав детей в группах, подобрать учебники, приемлемые для всей группы, практически невозможно. Кроме того, использование школьных учебников нежелательно, поскольку в этом случае занятие неизбежно будет скатываться к форме обычного школьного урока. В настоящее время любой преподаватель может получить в свое распоряжение огромный арсенал учебной литературы, на основе которой можно комплектовать рабочий материал для занятий. В нашей «Школе» наработана практика использования распечаток на листах формата А4 или А5. Весь рабочий материал готовится предварительно в соответствии с темой каждого нового урока и раздается детям в виде ксерокопий текстов из учебных пособий или компьютерных распечаток, или распечаток текстов и упражнений, специально подготовленных преподавателем. В качестве таких пособий могут использоваться и школьные учебники тоже, но в большей степени различного рода сборники материалов для чтения и письма, подборки грамматических упражнений, пособия для детей, буклеты и таблицы, адаптированные художественные тексты, Учебную и художественную литературу на любой выбор можно найти на полках книжных магазинов или в библиотеках. Большие возможности предоставляет Интернет. Технически несложно получить необходимый материал, адаптировать его, изменить формат, добавить нужные комментарии, подготовить копии. Работа без учебников позволяет гибко строить учебный процесс с учетом программы и, самое главное, принимать во внимание уровень подготовленности учеников к работе с тем или иным материалом.
- Педагогическое сообщество в настоящее время, опираясь на опыт некоторых западных стран, активно обсуждает вопрос – нужна детям домашняя работа или нет. У сторонников и той и другой точек зрения есть сильные аргументы. Школьная система использует домашнее задание как важный элемент закрепления пройденного материала. Практика дополнительного образования отличается от школьной и позволяет сделать некоторые свои выводы, связанные со спецификой внешкольного обучения. Представляется нецелесообразным давать домашнее задание по двум главным причинам, Во-первых, дети имеют достаточно большую нагрузку в школе, в том числе по иностранному языку. Если установить им второе домашнее задание по английскому, это может дать эффект отторжения. Во-вторых, многие дети, да и родители, считают занятия в «Школе разговорного английского языка» в прямом смысле дополнительными в отличие от основных школьных занятий. Поэтому к нашим требованиям о выполнении домашнего задания они относятся как к не очень обязательным. В результате перед преподавателем стоит проблема, как соединить две части группы – учеников, которые делают домашнюю работу и активно движутся вперед, и учеников, которые дома не работают и нуждаются в закреплении пройденного материала на каждом новом уроке. Остановились на промежуточном варианте: для всех на дом одно минимальное задание - выучить новые слова. Заучивание лексики не занимает много времени дома и не требует специальной помощи, например, со стороны родителей.
- Отдельной проблемой является работа с так называемыми «запущенными» детьми. Ежегодно в общем потоке учеников появляются дети, у которых знания по языку иногда ниже элементарного уровня. Например, на втором году обучения английскому в школе они не знают алфавита, на 2-3 году обучения не имеют навыков чтения, запас активной лексики практически нулевой. Родители таких учеников надеются, что «Школа» сыграет роль репетитора, и дети избавятся от бесконечных двоек. К сожалению, раньше отстающие дети не всегда задерживались в «Школе». Отсутствие начальной базы не позволяло им полноценно работать по общей программе. Сейчас для таких детей (и для всех желающих) выделены специальные часы, когда они могут заниматься дополнительно в индивидуальном порядке: осваивать нашу программу и получать помощь в выполнении школьных домашних заданий.
Факторы мотивации в процессе обучения
Одним из главных принципов оптимальной организации учебного процесса при любой системе обучения является поддержание интереса к учебе. Многочисленные психологические исследования показывают, и с этим нельзя не согласиться, что заинтересованность ребенка в учебе во многом решает успех дела. Управление мотивацией для любого учителя является, несомненно, центральной задачей в организации урока.
Психологи предлагают в мотивации выделять собственно мотивы и стимулы. У младших детей мотивы учебной деятельности часто сформировать трудно, зато стимулы работают. Например, все хотят получить хорошую отметку и порадовать родителей своей пятеркой. Но для преподавателя важнее выявить и использовать стимулы, побуждающие к активной учебной деятельности. Иначе говоря, ученик должен всегда хотеть работать в классе. В арсенале современного преподавателя есть много средств для того, чтобы сделать урок интересным и эффективным. И есть базовые принципы, которые нельзя нарушать, чтобы сохранить стимулы к учебе, а именно:
- дать ученикам почувствовать «крылья за спиной». На начальном этапе, когда дети особенно не уверены в себе, им важно испытать ощущение успеха. Несколько элементарных языковых конструкций, переведенных самостоятельно, описывающих некую реальную ситуацию, создадут у учащихся уверенность, что уже с первых уроков они способны говорить на иностранном языке. Такая психологическая установка на занятиях может при определенных условиях явиться залогом успешности всего дальнейшего обучения. Каждое правильно выполненное задание сильно стимулирует дальнейшую активность. В последующем при выполнении всех заданий дети должны постоянно чувствовать, что у них все получается. Сбои в работе, многочисленные ошибки, непреодолимое непонимание материала убивает желание продолжать работать. Этого допускать нельзя;
- не предлагать детям заданий, которые они не могут выполнить. Задача непростая, особенно в условиях неоднородной комплектации групп, что свойственно системе дополнительного образования. Возможный выход – при выполнении тренинговых упражнений (письменных и устных) делать поправку на более слабых детей, задания для которых должны корректироваться в сторону упрощения. По сути, учитель должен быть готов работать по двум параллельным сценариям. При выполнении письменных заданий кружочками отмечаются пункты для менее подготовленных детей, при устных тренировочных упражнениях им предлагаются задания не на 5-6 слов во фразе, как сильным ученикам, а на 3-5 слов и с упрощенной лексикой. Например, при выполнении заданий на модальный глагол «can» (могу) ученики переводят фразу «Все мальчики в моем классе могут хорошо играть в футбол», а отстающие ученики переводят фразу «Мальчики могут играть в футбол». В результате каждый участвует в работе, и ни одно задание в классе не должно остаться невыполненным;
- необходимо отмечать и положительно оценивать любые заметные успехи учеников. Одобрительные отзывы учителя, похвала, должны звучать постоянно. Неуспевающих учеников нельзя оставлять без внимания. Но в их адрес должны звучать не укоры, а стимулирующие пожелания и советы. Например, «Петя, ты наверняка смог бы дать такой же перевод, как Дима, если бы выучил дома три заданных слова». На следующий урок Петя приходит с выученными словами и получает свою долю славы. Пассивных учеников похвала может стимулировать к работе. Например, Алина, способная девочка, но тихоня и молчунья, вдруг начала на каждое задание поднимать руку и требовать, чтобы ее спросили. Оказывается, ее подстегнула фраза «Молодец, кажется, ты сегодня идешь на пятерку с двумя плюсами». Действует принцип – похвала стимулирует. Конечно, не всегда психологические рекомендации такого рода срабатывают, но в большинстве случае все же эффект есть;
- оценки - традиционный формальный стимул для детей. В наших условиях мы пользуемся двумя уровнями оценок – «хорошо» (4) и «отлично» (5). Исключение из арсенала «троек» - это логическое продолжение принципов не делать упреков, с одной стороны, и создания атмосферы успеха в группе, с другой. Менее успевающие дети не чувствуют себя изгоями на фоне успешно работающих учеников. При этом, однако, успешно используется система плюсов и минусов, которая позволяет объективно оценить уровень знаний учеников и их активности на занятиях. По итогам работы на уроке каждый ученик получает оценку от 5++ до 4--. Оценки заносятся в открытый табель, вывешенный на информационной доске;
- наконец, стандартный стимул для активизации процесса обучения - момент игры и соревновательности, Все устные тренинговые упражнения выполняются или на быстроту реакции, или на скорость выполнения, или на сложность задания. При этом по каждому заданию назначаются баллы от 5 до 8 в зависимости от скорости речи и сложности лексики. Любому ученику предоставляется возможность взять вторую или третью попытку, чтобы произнести заданную фразу без ошибок и на нужной скорости, получив за это 7-8 баллов. Обычно дети с удовольствием включаются в такую игру и бывают довольны набранными баллами. Работу у доски часто удается организовывать парами. Класс имеет возможность оценивать работу каждого ученика, болеть за ученика из своей команды, если идет командная работа, включаться в обсуждение выполненных заданий. Собственно игры (настольные, подвижные), особенно в младших группах, также используются, но больше как элемент отдыха и расслабления. Языковые навыки, формируемые в процессе игры, усваиваются на подсознательном уровне в результате многократного механического повторения. Поэтому как средство обучения игра хороша лишь в младших группах и при достаточном количестве учебного времени. В средних и старших группах используются более сложные игровые формы (кроссворды, грамматические лото), требующие осмысленного выполнения заданий, соответственно более эффективные.
В старших классах прямые стимулы к учебе также существуют. Они проявляются в стремлении к лидерству, в получении удовольствия от правильно выполненного задания. Для подростков также важно ощущение успеха и веры в свои силы. Однако, появляются осознанные мотивы - улучшить положение с английским в школе, успешно сдать экзамены, возможно, подготовиться к поступлению в ВУЗ. Дети в старших группах критически относятся к подбору материала, к форме занятий. Разница в уровне знаний в старших группах бывает особенно ощутимой. Неизбежно приходится соблюдать принцип индивидуального подхода.
Помимо стимулов и мотивов как положительных факторов свое воздействие на ребенка оказывают антистимулы или отрицательные факторы. Полезен опыт школьных педагогов, которые пытались определить причины, по которым у детей иногда пропадает желание изучать иностранный язык. Оказалось, что для учеников в средних классах часто
- слишком велик объем нового изучаемого материала;
- много незнакомых слов в текстах;
- непонятна грамматическая тема урока;
- мало времени на выполнение заданий в классе.
Очевидно, что за всеми причинами скрывается накопленное отставание в освоении материала. И если положительные стимулы способствуют усвоению материала, то отрицательные препятствуют, и должны быть устранены. Это сложная задача для школьного педагога. Может быть, она легче решается в рамках дополнительного образования, где преподаватель имеет большую свободу в построении учебных программ и внесении в них корректировок при необходимости. Но, так или иначе, отрицательные факторы не должны присутствовать в процессе обучения Ребенок не должен испытывать эмоционального напряжения, чувства разочарования и неудовлетворенности от процесса учебы.
Психологический комфорт на любом этапе обучения проявляется в чувстве удовольствия, удовлетворения, которые ученик переживает, находясь в образовательном учреждении. Благоприятная эмоциональная атмосфера в значительной степени зависит от учителя, его личностных качеств, интуиции, доброжелательного отношения к учащимся, а также от знания психологических и возрастных особенностей детей. Опытные учителя–практики в своей работе используют просьбы, а не требования, убеждения, а не агрессивное словесное воздействие, четкую организацию, а не жесткую дисциплину. Действия педагога по конструированию комфортной среды неизбежно дадут положительный результат – каждый ребенок получит возможность раскрыть свой потенциал, а в дальнейшее проявить себя в полной мере как личность.
Заключение
Совместные усилия школы и системы дополнительного образования в обучении иностранному языку дают положительный результат. По отзывам родителей, дети увереннее чувствуют себя в школе, если посещают дополнительные занятия в нашей «Школе». Опрос учеников показал, что до 90% детей, обучающихся в «Школе», имеют оценки «5» и «4» в общеобразовательной школе. Эффективность и полезность нашей работы подтверждается статистикой: ежегодно количество учеников в «Школе» увеличивается. Сохраняется прежний контингент, примерно третья часть детей занимается в «Школе уже 3 года и более.
Несмотря на то, что в плане обучения иностранным языкам между ЦДТ и общеобразовательными школами нет прямого контакта, каждая обучающая сторона вносит свой вклад в решение задач образовательного Стандарта, и обе стороны взаимно дополняют друг друга.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования, Интернет-журнал «Эйдос», 2006, 5 мая.
3. Петрова М.А. Психологические аспекты обучения иностранным языкам. Доклад на МО учителей ИЯ СОШ 37.
4. Мартышко М.М. Формирование положительной мотивации учащихся в изучении иностранного языка путем использования современных форм и методов обучения, журнал «Педагогика online», 08.09.2016.
5. Васильева И.Э. Педагогические основы формирования положительной мотивации при обучении старшеклассников иностранному языку, кандидатская диссертация, Якутский государственный университет, 1997.
Скачать вложение