Обучение основам дизайна в дополнительном образовании
Автор: Анисимова Ирина Валентиновна, педагог дополнительного образования ОГБУ ДО «Рязанский центр творчества»
В настоящее время дизайн является одним из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности и входит в состав художественного образования подрастающего поколения. Ведь сейчас уже трудно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой бы не трудился дизайнер. Именно дизайном во многом определяется внешний вид современных зданий, автомобилей, судов, летательных аппаратов, малых архитектурных форм, конструкций и технических изделий, мебели, бытовых приборов, рекламы, упаковки и маркетинга товаров и услуг, продвижение веб-сайтов, компьютерных игр и многого другого.
В настоящее время обучение основам дизайна осуществляется в основном в учреждениях дополнительного образования. Их задача качественно расширить область изучения дизайна и выйти за рамки школьных уроков по рисованию и технологии. Возрастает роль учреждений дополнительного образования в создании благоприятных условий для приобщения детей к современному техническому прогрессу для того, чтобы подрастающее поколение шло в ногу со временем.
Для овладения основами профессии дизайнера требуется не только умение рисовать, но и развитое пространственное мышление, а также навыки черчения, макетирования, моделирования, знания истории предметной культуры, теоретических основ рисунка, композиции, теории цвета, декоративно-прикладного искусства. Все эти знания способствуют развитию дизайнерского мышления, которое является одним из основных качеств дизайнера.
На основе анализа процесса проявления дизайнерского мышления можно выделить его качественные характеристики: системность, вариативность, рациональность, целесообразность и чувство стиля.
По степени реализации основных характеристик дизайнерского мышления можно выделить три уровня его развитости: стихийное, элементарное и системное.
Первый уровень – стихийное, неуправляемо сложившиеся мышление – формируется до начала систематического обучения дизайну, зависит от социальных условий развития, индивидуальных способностей ученика и его жизненного опыта. Стихийному дизайнерскому мышлению присущи бессистемность и отсутствие стремления к вариативности. Задача педагога состоит в скорейшем преодолении этих черт, так как они существенно замедляют творческое развитие.
Второй уровень – элементарное дизайнерское мышление – формируется у учеников благодаря целенаправленной работе педагога, помогающего правильно ставить задачи по гармоничному и целесообразному преобразованию среды, а также поиску способов реализации решений этих задач.
Третий уровень – системное дизайнерское мышление – достигается на фоне более глубокого развития таких качеств, как осознанное управление умственными операциями, классификация и абстрагирование.
Переход от одного уровня мышления к другому обеспечивается благодаря накоплению теоретических знаний об истории развития материальной сферы человеческой деятельности, овладению разнообразными способами и техниками формообразования.
На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем объединения «Основы дизайна». Мной накоплен интересный опыт по методике преподавания и развития дизайнерского мышления у детей. Объединив программы обучения основам дизайна отечественных и зарубежных авторов, в 2014 году я разработала двухгодичную программу обучения основам дизайна для учащихся старших классов. Реализация этой программы предполагает решение обучающих, развивающих и воспитательных задач. Главной целью обучения дизайну является формирование активной личности, способной творчески преобразовывать окружающий мир, руководствуясь знаниями теорий красоты и функциональности.
Первая часть программы отводится на изучение основных элементов и принципов дизайна. Они являются базовыми знаниями для всех направлений творческой деятельности, помогают грамотно преобразовывать окружающий материальный мир и являются основными знаниями для овладения всех профессий, связанных с дизайном.
К основным элементам дизайна относятся линия, форма, фигура, объем, цвет, пространство, текстура и фактура. Основными принципами дизайна являются ритм, баланс, гармония, акцент, пропорция и масштаб.
Для изучения каждого элемента проводятся теоретические и практические занятия, знакомящие обучающихся с вариантами и правилами применения элементов и принципов в творческой деятельности. В процессе изучения формируется переход от плоскостного мышления в объёмное мышление, необходимое для осознания законов построения глубинно-пространственных композиций.
В ходе изучения элементов дизайна перед учащимися ставятся проектные задачи начального, несложного уровня. По мере успешности реализации задания усложняются. Обучающиеся знакомятся с этапами проектной деятельности и создают собственные творческие проекты с учётом применения и раскрытия в проекте всех основных элементов и принципов, вариативной проработке всех этапов формообразования. Производство проектных идей и их реализация во многом зависит от индивидуальных способностей учащихся. Необходимо учитывать неравномерность развития этих способностей у учащихся разного уровня интеллектуального развития при определении содержания и уровня сложности заданий. Результативность проектирования зависит от знаний методов, которыми можно создать красивую и функционально - полезную вещь. Эти знания помогают учащимся ориентироваться в творческом процессе и последовательно реализовывать творческие задачи.
Программа реализуется с 2014 года. Результатом обучения по этой программе стало участие обучающихся в областных и всероссийских конкурсах:
- Девятый Всероссийский конкурс достижений талантливой молодёжи «Национальное Достояние России», Гвоздкова Алёна–призёр, в номинации декоративно-прикладное творчество, (ДО «Непецино» УД Президента России 2015).
- Всероссийский фестиваль детского творчества, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Наследники Победы», Гвоздкова Алёна–победитель в номинации «Венок победы», (МГТУ «СТАНКИН»,2015).
- Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина», Мелешина Виктория – призёр в номинации «Нитяная графика», (Москва,2015).
- Областной конкурс «Рождественская сказка», Афанасьева Оксана – победитель в номинации «Творчество», (ОГБУ ДО «РЦТ» 2016).
В ходе образовательного процесса программа по обучению основам дизайна дополняется и совершенствуется. В связи с новыми векторами развития общества возникает необходимость детальной проработки направлений дизайнерской деятельности, поэтому сейчас мною разрабатывается программа «Основы промышленного дизайна», которая позволит направить творческую энергию учащихся на создание технических проектов и моделей. Это будет способствовать формированию гармоничного развитого человека завтрашнего дня, способного создавать и грамотно преобразовывать предметно - окружающую среду нашего общества, делать жизнь лучше, а мир – красивее.
Литература
1. Жданова Н.С. Обучение основам дизайна. Конспекты уроков. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 -246с.
2. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История. Теория. Практика. - М. Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011-400с.
3. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие - М. АСТ: Астрель, 2006-239с.
Скачать вложение