Обучение юных шахматистов алгоритму поиска хода в шахматных позициях
Автор: Алешин Олег Викторович, старший тренер-преподаватель МАУДО"Спортивная школа "Золотые купола", г. РязаньОбъектом исследования по данной теме является процесс обучения юных шахматистов в условиях спортивной школы.
Предметом исследования является алгоритм поиска хода в шахматных позициях при обучении шахматному искусству юных шахматистов.
Цель этого исследования состоит в следующем:
Обосновать теоретически, показать метод обучения юных шахматистов алгоритму поиска хода в шахматных позициях.
В данной работе ставились такие задачи:
1. Обобщить опыт по методике преподавания шахмат в спортивной школе.
2. Определить сущность алгоритма поиска хода в шахматах.
3. Показать практическое применение алгоритма поиска хода в преподавании шахмат обучающихся младшего школьного возраста.
Данный метод применения алгоритма поиска хода в процессе познания шахмат учащимися спортивной школы является актуальным, и его внедрение в преподавании шахмат позволит повысить эффективность самого процесса обучения шахматной игре и соответственно уровень мастерства учащихся учреждений дополнительного образования.
В процессе занятий по шахматам с младшими школьниками я использую разнообразные формы занятий: непосредственно игра в шахматы, беседа, рассказ, сопровождаемый наглядным показом на демонстрационной доске, сеанс одновременной игры, шахматную викторину, игровое состязание с использованием сюжетов на исторические темы, шахматный турнир.
В пределах одного занятия меняю несколько раз виды деятельности. Это способствует удержанию внимания учащихся, и позволяет избежать их переутомления. Начиная с 6-7 летнего возраста, мальчик или девочка может обучаться шахматным азам. Это позволяет наполнить процесс обучения положительными эмоциями, поддержать устойчивый интерес детей к получению разнообразный знаний. Для хорошего результата важны как желание ребенка, так и помощь родителей. На занятиях стараюсь создать такие условия, при которых процесс обучения становится интересным и увлекательным.
К практическим заданиям, адресованным обучающимся, привлекаю родителей. Они помогают детям готовить домашнее задание.
На первое место выходит общение тренера-преподавателя и детей. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся. В ходе занятий дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности шахматной игры. При этом я стараюсь включить в план занятий игровые ситуации, чтение дидактических сказок, выполнение различных заданий на развитие смекалки.
Знакомясь с шахматными фигурами, ребенок не только запоминает, как они называются и ходят по шахматной доске, но и рисуют их в тетради или альбомном листе.
Для участия юных шахматистов в первенстве города Рязани по шахматам необходимо выполнение нормы 3-го юношеского разряда. К этому дети стремятся в течение всего учебного года, играя во внутренних квалификационных турнирах, в ходе которых они знакомятся с шахматной нотацией, азбукой и математикой. Главным качеством воспитанников становится самостоятельность и желание узнать как можно больше о шахматах и повысить свой кругозор.
К концу первого года обучения дети узнают много шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, белые, чёрные, ход, взятие, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король, пешка; правила хода и взятие каждой фигуры. Дети умеют ориентироваться на шахматной доске, умеют правильно делать рокировку, осуществляют превращение пешек, осваивают правило взятия на проходе, ставят мат ферзём и ладьёй, двумя ладьями, ферзём; умеют успешно матовать неприятельского короля в один ход; грамотно играют на истребление сил противника. В моем конспекте при обучении юных шахматистов ходам фигур имеются специальные упражнения.
На втором году обучения читаю следующий теоретический материал: углубленное занятие по шахматной нотации, повтор мата ферзём, мат ладьёй, когда нельзя рокировать, ещё раз взятие на проходе, элементарные пешечные окончания (король с пешкой против короля), реализация большого материального перевеса, основные принципы разыгрывания дебюта, применение этих принципов на примере русской партии, разбор коротких партий и дебютных ловушек, разбор простых дебютных схем (итальянская партия, система Капабланки в ферзевом дебюте, дебют ферзевых пешек и т. д.). Запись шахматных партий становится обязательным условием роста юного шахматиста. Кроме тетради или блокнота для практических занятий, у него имеется тетрадь для теоретических занятий.
Девятый чемпион мира по шахматам Тигран Петросян писал: «Основа основ – самостоятельная работа над изучением шахмат. Ни один тренер, даже самый лучший, не сможет научить шахматиста тому, что он сам почерпнёт в книгах». Для повторения пройденного материала и самостоятельной работы дома рекомендую изучение учебных пособий:
1. Попова М., Манаенков В. 30 шахматных уроков. Пособие для начинающих шахматистов.
2. Попова М., Манаенков В. 30 уроков шахматной тактики.
По первому пособию ребёнок вместе с родителями может заниматься дома самостоятельно. Построение материала таково: дается теоретический материал, где объясняются те или иные правила или приёмы шахматной игры, а затем сразу даю задания на эту тему. Родители следят за тем, как их ребёнок решает задачи, и в случае необходимости приходят к нему на помощь. Такая совместная работа помогает и детям, и родителям.
Рекомендую родителям детей, серьёзно занимающихся шахматным спортом, как можно раньше начать постоянно анализировать внутренний мир, здоровье и образ жизни своего ребёнка, уделяя особое внимание режиму труда и отдыха и всестороннему развитию личности. Особенно полезно детям – шахматистам заниматься физкультурой и спортом. Например, зимой – лыжи, коньки, летом – плавание, теннис, мини – футбол, туризм. Есть и много других замечательных видов спорта. Тогда шахматы и подвижные игры будут дополнять друг друга в гармоничном развитии ребёнка.
Становясь старше, шахматисты больше внимания уделяют изучению дебюта, миттельшпиля, эндшпильной технике.
Миттельшпиль обычно вызывает наибольший интерес у ребят. Именно в миттельшпиле особенно остро встаёт, в первую очередь, вопрос о том, как научиться «чисто» считать варианты и какими критериями необходимо руководствоваться при принятии решений. Что касается тренировки самого счёта, то рецепт хорошо известен: нужно регулярно решать комбинации и этюды, тогда и возникающие в партиях тактические мотивы не пройдут не замеченными.
Шахматы – не шашки, взятия не обязательны. Когда напали на твою фигуру, прежде чем отступить, подумай: нельзя ли эту фигуру пожертвовать или напасть на что-нибудь в ответ. Промежуточные ходы, контрудары – надо стараться уже на уровне 1 разряда иногда находить такие вещи. И наоборот, нападая, подумай: обязан ли отступить соперник?
В миттельшпиле юные ребята часто слишком трепетно относятся к общепринятым оценкам материального фактора, не учитывая при этом особенностей позиции. Очень часто сковывает игру страх нарушить материальный баланс. В таких случаях полезно напоминать ученику, что каждая позиция уникальна, а исключений в шахматах не меньше, чем правил. Чтобы лишний раз убедиться в этом, можно в том числе, лишний раз посмотреть примеры по темам «Позиции с нестандартным соотношением сил», «Позиционная жертва», «Интуитивная борьба». Надо быть готовым иногда рисковать, ведь без поражений не бывает побед. Не надо бояться!
В учебниках шахмат наиболее популярной считается система, при которой игрок определяет несколько ходов – кандидатов и начинает их перебирать, высчитывать как можно больше вариантов и отбрасывая постепенно неудачные предложения. Однако, такой метод очень энергозатратен и приводит к тому, что игрок оказывается не в состоянии провести подобный объем работы. Как итог, следует грубая ошибка, или уже на ранней стадии партии начинается цейтнот, и как следствие – поражение. Мне думается, невозможно освоить расчет вариантов просто как отдельное направление, работа должна вестись в комплексе. Каждый раз необходимо учитывать множество факторов и ничего не забыть.
Итак, перед Вами позиция. Прежде чем начать считать какие-то варианты, надо её оценить. Стоит сказать о том, что многие методики предлагают использовать всевозможные формулы для критериев этой оценки, однако, это в корне неправильно. «Взвешивать» все нюансы нужно интуитивно, прикидывая «на глазок» важность того или иного компонента. Как это сделать? Только путём накапливания практического и теоретического опыта, с помощью точности позиционных оценок. Чем больше соответствующий багаж знаний и выше класс игры, тем меньше вариантов необходимо рассчитывать.
В реальной партии для облегчения счёта нужно обязательно использовать стратегическое понимание, тогда игроку придётся рассчитывать уже не 4-5 ходов – кандидатов, а 2-3, и такая задача представляется вполне реальной. Сузив, насколько позволяет позиция, количество всерьёз рассматриваемых возможностей, можно приступать к их конкретному расчёту, без которого полностью, конечно, всё равно не обойтись. Выбирая лучшую из двух - трёх возможностей, имеет смысл не углубляться слишком сильно в какую-либо одну из них, а потратить небольшое количество времени на каждую, возвращаясь то к одной, то к другой. Тем более, часто тактические мотивы похожих вариантов перекликаются, и, обнаружив перспективную идею в одном разветвлении, нередко можно найти ей применение в другом. Уже прикидочные варианты и оценка получающихся через 2-3 хода позиций по каждому из направлений должны помочь выбрать наиболее перспективное продолжение. Выбрав его, нужно ещё 1-2 раза проверить (в зависимости от сложности позиции) перепроверить варианты, оценить и посчитать немного поглубже выбранную возможность. Если всё хорошо, нужно без лишних сомнений делать ход, чтобы не попасть в цейтнот.
Часто даже у перспективных школьников отмечаю типичные ошибки и недостатки:
1. зевки;
2. непонимание игры пешками;
3. слабость комбинационного зрения;
4. шаблонность мышления по типу «что сказали, то всегда и делаю»;
5. недопонимание фигурной игры (активность, надёжность, взаимодействие);
6. низкий уровень знания теории шахмат.
Кроме того характерно частое повторение одних и тех же ошибок.
Чтоб быть более внимательным шахматисту нужно завести картотеку шахматных ошибок. Для чего она нужна? Картотека шахматных ошибок требуется для того, чтобы внимательно смотреть её перед турниром, перед очередной партией, чтобы не повторять свои ошибки.
Шахматисту даю домашнее задание:
1. Угадывать ходы за проигравшую сторону для отработки своих ошибок, устранения зевков и приобретения навыков в защите;
2. Угадывать ходы за выигравшую сторону и при этом учится комбинировать, атаковать короля, считать варианты, налаживать взаимодействие фигур;
3. Изучить книгу Б.С. Шашина «Пешки – душа шахмат» (Библиотечка начинающего шахматиста).
Я как тренер контролирую домашнее задание. Устранение шахматных ошибок на базе применения алгоритма поиска хода и картотеки шахматных ошибок плюс параллельное изучение основ теории шахмат – этот метод очень эффективен для повышения мастерства юных шахматистов.
Литература:
1. Балашова Е.Ю. Задачник «1ступень – А». – М: издательство, 2014. – 64с.
2. Балашова Е.Ю. Задачник «1 ступень – Б». – М: издательство 2-е издание исправленное, дополненное 2012 – 72с.
3. Дорофеева А.Г. Шахматы: начальная тактика. – М: Дорофеева Анна Геннадьевна, 2018. – 80с.
4. Сакаев Константин Учебник шахматной стратегии самоучитель/помощник для тренера, том 1. Москва, 2015. – 360 с.
Материал во вложении (pdf, 212 Kb)
Скачать вложение