Особенности обучения технике плавания спортивным способом «вольный стиль» детей 7-9 лет в образовательном процессе учреждений дополнительного образования
Автор: Волоскова Галина Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАУДО «РГДДТ», к. п. н., мастер спорта СССР по плаванию
Умение плавать – необходимый навык современного человека, кроме того плавание является наиболее востребованным видом физической деятельности среди людей с определенными проблемами здоровья, как эффективное средство реабилитации, закаливания, а также одним из методов сохранения и укрепления здоровья современного человека. В связи с чем, вопросы обучения спортивным и прикладным способам плавания приобретают сегодня особое значение.
Дети и взрослые в течение всей жизни многократно сталкиваются с необходимостью обладать этим важным навыком. Кроме того, именно умение плавать технически правильно, позволяет взрослым и детям успешно вести активную спортивную деятельность на протяжении всей жизни, а именно: выступать на соревнованиях, участвовать в сдаче спортивных норм Всероссийского комплекса «ГТО», заниматься такими видами водного спорта как: водное поло, подводное плавание, плавание на открытой воде, гребля на байдарках и каное. Как известно, именно умение быстро и технически правильно плавать цениться достаточно высоко в процессе комплектования спортивных сборных команд школ, ВУЗов, ССУЗов; позволяет также показывать высокие результаты во многих видах летнего и военного многоборья, где, как известно, плавание дает возможность заработать наибольшее количество очков. Вместе с тем, умение плавать дает возможность человеку оказать помощь утопающему и спасти жизнь себе и терпящему бедствие человеку.
В соответствии с государственной политикой в области физической культуры и спорта, с целью содействия сохранения здоровья и оздоровления населения, во многих городах и населенных пунктах нашей страны за последние 20 лет была принята и успешно реализуется программа строительства быстровозводимых спортивных комплексов с бассейном, чтобы охватить наибольшее количество детей для обучения плаванию. В свое время в крупных городах России хорошо зарекомендовала себя обязательная программа обучения детей младшего школьного возраста плаванию, так как именно в этом периоде наиболее эффективно формирование навыков спортивных способов плавания. В связи с чем, актуальность наибольшего охвата детского населения для бучения плаванию значительно возрастает.
Как правило, в группы начального обучения плаванию принимаются дети с 7 лет. Однако, нередко бывают и случаи, когда в группы записываются дети подросткового возраста, студенческая молодежь, которые понимают, что уметь плавать это жизненно необходимый навык. Программа обучения плаванию предполагает освоение детьми техники спортивных способов плавания «на спине», «вольный стиль», «брасс», «баттерфляй», а также стартов и скоростных поворотов.
Первым способом для изучения и освоения становится способ «на спине», так как плавание данным способом в сочетании с дыханием не представляет особых сложностей. Затем приступают к освоению самого скоростного и, вместе с тем, самого физически затратного способа - «вольный стиль» или, как этот способ можно назвать иначе – «кроль на груди». Как правило, наибольшие трудности у обучаемых возникают при плавании вольным стилем в полной координации в сочетании с дыханием. Самая распространенная ошибка тренеров и преподавателей – это обучение данному способу с техникой осуществления вдоха-выдоха через два гребка, так как данный ритм движений дается детям намного легче. Однако, впоследствии закрепление навыка является непреодолимым препятствием для технически правильного освоения техники данного способа – выполнение дыхания в две стороны. Чтобы избежать данных ошибок в обучение техники плавания необходимо с самого первого момента освоения техники плавания «вольный стиль» использовать в образовательном процессе необходимый набор упражнений, которые значительно способствуют закреплению правильным движениям.
На основании собственного многолетнего педагогического опыта работы по обучению детей спортивным способам плавания, а также обобщив практический опыт известных тренеров и преподавателей, могу рекомендовать следующие наиболее эффективные упражнения.
1. Имитация гребковых движений в сочетании с вдохами-выдохами у бортика с попеременными гребковыми движениями руками;
2. Плавание «на боку» Плавание «вольным стилем» с помощью ног, правая рука на плавательной доске, левая - вдоль туловища. Туловище полностью развернуть на правую сторону, подбородок прижать к левому плечу, выполнять вдох-выдох. То же самое выполнять при смене рук.
3. Плавание «на боку» с поочередной сменой положения туловища. Плавание на груди с помощью ног, левая рука вверху, правая внизу. В процессе движения выполнение вдоха с поворотом туловища на левый бок, выдох-поворот туловища на воду на грудь, пауза для выдоха под воду – 4 удара ногами. Также выполнять при смене рук.
4. Упражнение «подмена вверху» с плавательной доской. Плавание на груди с помощью ног с поочередными гребками руками и одновременным выполнением вдоха-выдоха в строну гребковой руки, пауза между гребками 4 удара ногами, руки на плавательной доске.
5. Упражнение «подмена вверху» без плавательной доски. Плавание на груди с помощью ног с поочередными гребками руками и одновременным выполнением вдоха-выдоха в строну гребковой руки, пауза между гребками 4 удара ногами, руки вверху.
6. Упражнение «подмена внизу» Плавание на груди с помощью ног, правая рука вверху, левая внизу. Вдох и последующий выдох выполняется в строну левой руки с последующей паузой в 4 удара ногами на выдохе, затем смена рук и повторение вдоха-выдоха.
7. Плавание с помощью ног и одной руки. Плавание на груди с помощью ног, правая рука вверху, левая выполняет гребковые движения с одновременным выполнением вдоха-выдоха. Пауза между гребками 4 удара ногами. Также выполнять с гребковыми движениями правой рукой.
8. Плавание с чередованием нечетного количества гребков
Упражнение выполняется при условии значительного освоения плавания вольным стилем в полной координации. Плавание вольным стилем присходит в режиме: «1 к 3» или «1 к 5», т.е. выполнение вдоха-выдоха при осуществлении подряд 3 либо 5 гребков руками.
9. Упражнения для освоения техники выполнения «вдоха-выдоха» в игровой форме групповые и индивидуальные. Так как плавание это циклический вид спорта и освоение технических элементов требует многократного повторения движений, при работе с детьми младшего школьного возраста сильнейший закрепительный эффект приносят игры с освоением тех или иных элементов техники плавания.
Вместе с тем, важно отметить, что максимальный эффект при освоении техники спортивных способов плавания, кроме способа «брасс», является использование плавательных ласт. Наличие ласт также необходимо в процессе обучения плаванию в условиях глубоководного бассейна.
Литература
1. Волоскова Г.В. Роль физического самовоспитания в процессе формирования здорового образа жизни младших подростков // Теоретические и практические вопросы укрепления здоровья./ Материалы Всероссийской Научно-практической конференции.- Тверь: Тверской государственный университет, 2003.-С.48-49 (0.07п.л.)
2. Волоскова Г.В. Новые пути эффективного использования возможностей дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности // Образование в XXI веке / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь, 2003.- С.140-141. (0,1п.л.)
3. Волоскова Г.В. К вопросу о развитии активности и самодеятельности ребенка // Воспитательное пространство образовательного учреждения: Материалы конференции / Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина - Рязань, 2003. - С. 49-50 (0,07п.л.)
4. Волоскова Г.В. Современные подходы к решению задачи укрепления и сохранения здоровья детей в условиях образовательного процесса учреждений дополнительного образования // Мониторинг качества образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30 июня 2007 года, Тверь, Тверской Государственный Технический университет, 2007, - С.39-42 (0,47 п.л.)
5. Волоскова Г.В. Актуальные направления исследований в области физической культуры и спорта в условиях учреждений дополнительного образования (на примере обучений плаванию) // Актуальные проблемы профессионализма педагогических и руководящих кадров / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28 сентября 2007 года, Тверь, Тверской Государственный Технический университет, 2007, - С.45-47 (0,32 п.л.)
6. Волоскова Г.В. Образовательный процесс по обучению детей плаванию как педагогическая система / Межрегиональный сборник научно-методических материалов «Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности».- Рязань, 2012; С.34-37
7. Волоскова Г.В., Дьячков Д.В., Максимова С.А., Полунькова И.С., Лукашов П.А. Особенности начального обучения плаванию детей 5-7 лет в условиях глубоководного бассейна // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2015. - № 1 (119). – С.53-56
Скачать вложение