Применение игрового метода в процессе обучения плаванию
Автор: Таропцева Татьяна Евгеньевна, Полякова Марина Анатольевна, педагоги дополнительного образования МАУДО "РГДДТ"По мнению ряда авторов, ведущее место в обучении плаванию дошкольников занимает игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей, позволяет учитывать число повторений одних и тех же упражнений [6]. Среди мотивов, побуждающих детей 5 – 7 лет к занятиям плаванием, основную роль играют желание и стремление к игровым действиям и совместным занятиям в воде [2].
Особенности подбора игр и игровых ситуаций на этапе освоения с водной средой определяются в первую очередь особенностями этой самой непонятной малышам среды. На обучающегося ребенка действует множество факторов, не встречавшихся ему при наземном передвижении, с которыми он не в состоянии сразу освоиться. Это, прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде – земля – воздух, адаптацией с новым способом опоры о воду и передвижением в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка дыхания; замена локомоций в условиях относительной невесомости, перестройка дыхания, замена локомоций в вертикальном положении на локомоции в положении горизонтальном [5].
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой, что помогает детям преодолевать детям чувства неуверенности и страха, способствует быстрому процессу адаптации в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.
Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости навыков [5]
При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнований, эстафеты.
Выбирая игры и методические приёмы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений.
Игры подбираются в соответствие с поставленной определённой воспитательно-образовательной задачей. Важно чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.
Для наиболее эффективной организации занятий с детьми 5-7 лет используют различные поддерживающие средства. Это доски из пенопласта, надувные игрушки (резиновые круги, мячи и т.д.), а также мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и открывания глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна), обручи для упражнений на погружение в воду (игры "Пройди в обруч", "Поезд в туннель" и т.д.) [5].
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде.
Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.
Большое количество разнообразных игр, забав на воде приведено в книге "Обучение плаванию в детском саду" авторов Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Т.Л. Богиной [4]. Игры имеют подробное описание, конкретно поставленные задачи, полезные методические указания, подобраны в соответствие с поставленной задачей занятий, и позволяют на протяжении всех занятий увлекать детей, пробуждая в них интерес, активность, коллективизм.
Игры также подбираются по направленности воздействия.
Для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать знакомые игры, ставить перед играющими новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий. Для воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненное дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояния 5 – 10 метров на скорость.
Учитывая возрастные особенности, игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью подвижных игр в воде воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение игр состоит в том, что они одновременно развивают моторную и психическую сферы деятельности ребенка. При обучении плаванию дошкольников игра занимает основное место на занятии, а если быть точнее, то можно сказать, что занятие – это одна игра с постоянно меняющимися сюжетами и правилами [4]
Игровой характер обучения отражает необходимость внимательного и требовательного, но в тоже время непринужденного подхода к детям, обуславливает живое участие тренера в процессе обучения [3]. Доступно для детей должны быть преподнесены все элементы организации игры объяснение, техническая сложность двигательных действий, включаемых в игру. Необходимо разъяснить занимающимся значение игры для лучшей подготовки к овладению навыком плавания. Объяснение не должно быть слишком подробным, чтобы не ограничивать самостоятельное мышление участвующих в игре, не подавлять их активность. Дети легче ориентируются в игре, концентрируя внимание на главном. В некоторых случаях предварительное объяснение новой игры полезно сопровождать показом типичных действий [5].
Доступность игры на воде не означает, однако, легкость ее содержания. Очень легкие игры могут оказаться малоэффективными для решения конечных учебных задач и, кроме того, вызвать потерю интереса к занятиям [4].
Особенности методики проведения игр на занятиях по освоению с водой состоит в том, что между играми и игровыми ситуациями, включенными в урок, должна быть обеспечена тесная организационно- методическая взаимосвязь. На одном и том же занятии нежелательно совмещать изучение новых игровых ситуаций с разучиванием новой игры. Надо правильно определить место выбранной игры среди игровых ситуаций и учитывать ее длительность [3]. Доступность, при освоении малышей с водой, предполагает постоянное преодоление трудностей. Только в этом случае будет обеспеченно решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе игр в воде необходимо соблюдать правила "от известного к неизвестному", "от легкого к сложному", а это значит опираться при изучении новой игры на ранее усвоенные навыки, учитывать координационную сложность игровых действий, нагрузку, получаемую юными пловцами в процессе игры [4].
Рациональная организация занимающихся в процессе игр на этапе освоения с водой предполагает предъявление двигательных задач постепенно нарастающей трудности. Критерием оценки степени в играх следует считать такое установление последовательности двигательных задач, решение которых обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.
Игровой метод на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности занимающихся, принимая во внимание уровень их физической и плавательной подготовленности, функциональные и психические особенности организма детей, а также условия в которых проводятся занятия. Участвуя в играх, дети должны научиться проявлять сдержанность и самодисциплину, упорство, настойчивость, нетерпимое отношение к проявлению грубости в игре, уважение победителей к побежденным.
Занимающиеся будут с удовольствием участвовать в предлагаемых играх тогда, когда они:
1. понимают их содержание и задачи,
2. активно участвуют в игре.
На занятиях по плаванию проводятся игры 3-х типов:
1. простейшие игры, включающие элемент соревнований;
2. более сложные игры с сюжетом,
3. командные игры.
Простейшие игры, включающие элемент соревнований, не требуют предварительного объяснения. Это игры типа "Кто быстрее спрячется под воду?", "У кого больше пузырей?" и так далее. Необходимость соревноваться заставляет стремиться лучше всех выполнить задание, делает занятие более эмоциональными и повышает интерес детей к плаванию.
Несколько сложнее игры сюжетного характера, которые являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Как правило, их проводят после того, как дети освоились с водой ("Караси и Карпы", "Поезд в тоннель").
Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего и старшего возраста ("Мяч своему партнеру", "Водное поло"). Во время борьбы 2-х команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников, немедленно пресекать грубость, нарушения правил игры, нетоварищеское поведение.
Выбор игры, зависит от задач урока, глубины бассейна и температуры воды, числа и возраста занимающихся, а также их подготовленности.
В процессе обучения плаванию большое внимание уделяют показу упражнений и заданий. Показ должен быть четким и правильным, сопровождаться доступным дошкольникам пояснением, так как они на основе подражания хорошо воспринимают структуру движения.
Особенно важен показ упражнений, проводимых в воде, в таком случае дети не только зрительно воспринимают движение, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно.
Показ обязательно должен сопровождаться доступным для детей пояснением. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют сознательное овладение движениями.
В обучении плаванию дошкольников широко применяются образные сравнения в названиях и объяснениях игровых ситуаций и игр [6].
Установлено, что от характера игр и игровых ситуаций, используемых в обучении, зависит не только быстрота образования навыка, но и его качественные особенности, внутренняя структура.
Известно, что овладение сложными двигательными действиями, например, упражнение "Поплавок" представляет для детей большие трудности. Включая в содержание игры без предварительной подготовки это упражнение, мы тем самым ориентируем занимающихся преимущественно на результат действия. Что касается способа его выполнения, то он оказывается на периферии внимания, в следствии чего анализ поступающих киностетических сигналов, а также установление соответствующих связей чрезвычайно затруднено. Эффективность овладения двигательными действиями и уровень их выполнения значительно повышается, если в игры включать уже знакомые игровые ситуации и стараться привлечь внимание занимающихся к способу выполнения действия.
Как показали исследования, на первых парах занимающийся проявляет внешние, зрительно воспринимаемые признаки двигательного действия. Однако в дальнейшем, можно полагать, начинают выделяться и сопровождающие их внутренние, проприорецептивные сигналы движения, в частности тактильные, вестибулярные раздражения, сигнализирующие о перемещениях частей тела.
Поскольку от особенностей начального обучения зависит структура формируемой системы двигательных действий в новой среде, и прежде всего ее сенсорной части, эти особенности предопределяют дальнейшее направление выработки навыка плавания.
Навыки сложившиеся на основе применения широкого круга игр и игровых ситуаций оказываются значительно более, пластичными, легче переносятся в новые, измененные обстоятельства, чем те, которые формировались при суженной, ограниченной выборке средств и условий, задач. Этому способствует применение всевозможных развлечений в воде, на занятиях по плаванию [6].
Литература
Особенности подбора игр и игровых ситуаций на этапе освоения с водной средой определяются в первую очередь особенностями этой самой непонятной малышам среды. На обучающегося ребенка действует множество факторов, не встречавшихся ему при наземном передвижении, с которыми он не в состоянии сразу освоиться. Это, прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной среде – земля – воздух, адаптацией с новым способом опоры о воду и передвижением в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка дыхания; замена локомоций в условиях относительной невесомости, перестройка дыхания, замена локомоций в вертикальном положении на локомоции в положении горизонтальном [5].
Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой, что помогает детям преодолевать детям чувства неуверенности и страха, способствует быстрому процессу адаптации в воде. Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями.
Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости навыков [5]
При обучении дошкольников плаванию используют самые разнообразные формы – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнований, эстафеты.
Выбирая игры и методические приёмы, нужно учитывать возраст, количество детей в группе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений.
Игры подбираются в соответствие с поставленной определённой воспитательно-образовательной задачей. Важно чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.
Для наиболее эффективной организации занятий с детьми 5-7 лет используют различные поддерживающие средства. Это доски из пенопласта, надувные игрушки (резиновые круги, мячи и т.д.), а также мелкие игрушки из плотной резины (тонущие) для упражнений на погружение в воду с головой и открывания глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна), обручи для упражнений на погружение в воду (игры "Пройди в обруч", "Поезд в туннель" и т.д.) [5].
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают их эмоциональную насыщенность. Они должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде.
Количество мелких игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне.
Большое количество разнообразных игр, забав на воде приведено в книге "Обучение плаванию в детском саду" авторов Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Т.Л. Богиной [4]. Игры имеют подробное описание, конкретно поставленные задачи, полезные методические указания, подобраны в соответствие с поставленной задачей занятий, и позволяют на протяжении всех занятий увлекать детей, пробуждая в них интерес, активность, коллективизм.
Игры также подбираются по направленности воздействия.
Для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать знакомые игры, ставить перед играющими новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий. Для воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненное дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояния 5 – 10 метров на скорость.
Учитывая возрастные особенности, игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью подвижных игр в воде воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение игр состоит в том, что они одновременно развивают моторную и психическую сферы деятельности ребенка. При обучении плаванию дошкольников игра занимает основное место на занятии, а если быть точнее, то можно сказать, что занятие – это одна игра с постоянно меняющимися сюжетами и правилами [4]
Игровой характер обучения отражает необходимость внимательного и требовательного, но в тоже время непринужденного подхода к детям, обуславливает живое участие тренера в процессе обучения [3]. Доступно для детей должны быть преподнесены все элементы организации игры объяснение, техническая сложность двигательных действий, включаемых в игру. Необходимо разъяснить занимающимся значение игры для лучшей подготовки к овладению навыком плавания. Объяснение не должно быть слишком подробным, чтобы не ограничивать самостоятельное мышление участвующих в игре, не подавлять их активность. Дети легче ориентируются в игре, концентрируя внимание на главном. В некоторых случаях предварительное объяснение новой игры полезно сопровождать показом типичных действий [5].
Доступность игры на воде не означает, однако, легкость ее содержания. Очень легкие игры могут оказаться малоэффективными для решения конечных учебных задач и, кроме того, вызвать потерю интереса к занятиям [4].
Особенности методики проведения игр на занятиях по освоению с водой состоит в том, что между играми и игровыми ситуациями, включенными в урок, должна быть обеспечена тесная организационно- методическая взаимосвязь. На одном и том же занятии нежелательно совмещать изучение новых игровых ситуаций с разучиванием новой игры. Надо правильно определить место выбранной игры среди игровых ситуаций и учитывать ее длительность [3]. Доступность, при освоении малышей с водой, предполагает постоянное преодоление трудностей. Только в этом случае будет обеспеченно решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе игр в воде необходимо соблюдать правила "от известного к неизвестному", "от легкого к сложному", а это значит опираться при изучении новой игры на ранее усвоенные навыки, учитывать координационную сложность игровых действий, нагрузку, получаемую юными пловцами в процессе игры [4].
Рациональная организация занимающихся в процессе игр на этапе освоения с водой предполагает предъявление двигательных задач постепенно нарастающей трудности. Критерием оценки степени в играх следует считать такое установление последовательности двигательных задач, решение которых обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач.
Игровой метод на занятиях по плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности занимающихся, принимая во внимание уровень их физической и плавательной подготовленности, функциональные и психические особенности организма детей, а также условия в которых проводятся занятия. Участвуя в играх, дети должны научиться проявлять сдержанность и самодисциплину, упорство, настойчивость, нетерпимое отношение к проявлению грубости в игре, уважение победителей к побежденным.
Занимающиеся будут с удовольствием участвовать в предлагаемых играх тогда, когда они:
1. понимают их содержание и задачи,
2. активно участвуют в игре.
На занятиях по плаванию проводятся игры 3-х типов:
1. простейшие игры, включающие элемент соревнований;
2. более сложные игры с сюжетом,
3. командные игры.
Простейшие игры, включающие элемент соревнований, не требуют предварительного объяснения. Это игры типа "Кто быстрее спрячется под воду?", "У кого больше пузырей?" и так далее. Необходимость соревноваться заставляет стремиться лучше всех выполнить задание, делает занятие более эмоциональными и повышает интерес детей к плаванию.
Несколько сложнее игры сюжетного характера, которые являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Как правило, их проводят после того, как дети освоились с водой ("Караси и Карпы", "Поезд в тоннель").
Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего и старшего возраста ("Мяч своему партнеру", "Водное поло"). Во время борьбы 2-х команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников, немедленно пресекать грубость, нарушения правил игры, нетоварищеское поведение.
Выбор игры, зависит от задач урока, глубины бассейна и температуры воды, числа и возраста занимающихся, а также их подготовленности.
В процессе обучения плаванию большое внимание уделяют показу упражнений и заданий. Показ должен быть четким и правильным, сопровождаться доступным дошкольникам пояснением, так как они на основе подражания хорошо воспринимают структуру движения.
Особенно важен показ упражнений, проводимых в воде, в таком случае дети не только зрительно воспринимают движение, но и убеждаются в том, что его выполнение в воде вполне возможно.
Показ обязательно должен сопровождаться доступным для детей пояснением. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулируют сознательное овладение движениями.
В обучении плаванию дошкольников широко применяются образные сравнения в названиях и объяснениях игровых ситуаций и игр [6].
Установлено, что от характера игр и игровых ситуаций, используемых в обучении, зависит не только быстрота образования навыка, но и его качественные особенности, внутренняя структура.
Известно, что овладение сложными двигательными действиями, например, упражнение "Поплавок" представляет для детей большие трудности. Включая в содержание игры без предварительной подготовки это упражнение, мы тем самым ориентируем занимающихся преимущественно на результат действия. Что касается способа его выполнения, то он оказывается на периферии внимания, в следствии чего анализ поступающих киностетических сигналов, а также установление соответствующих связей чрезвычайно затруднено. Эффективность овладения двигательными действиями и уровень их выполнения значительно повышается, если в игры включать уже знакомые игровые ситуации и стараться привлечь внимание занимающихся к способу выполнения действия.
Как показали исследования, на первых парах занимающийся проявляет внешние, зрительно воспринимаемые признаки двигательного действия. Однако в дальнейшем, можно полагать, начинают выделяться и сопровождающие их внутренние, проприорецептивные сигналы движения, в частности тактильные, вестибулярные раздражения, сигнализирующие о перемещениях частей тела.
Поскольку от особенностей начального обучения зависит структура формируемой системы двигательных действий в новой среде, и прежде всего ее сенсорной части, эти особенности предопределяют дальнейшее направление выработки навыка плавания.
Навыки сложившиеся на основе применения широкого круга игр и игровых ситуаций оказываются значительно более, пластичными, легче переносятся в новые, измененные обстоятельства, чем те, которые формировались при суженной, ограниченной выборке средств и условий, задач. Этому способствует применение всевозможных развлечений в воде, на занятиях по плаванию [6].
1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов. М.: Академия, 2008. – 432 с.
2. Давыдов В.Ю. Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим / В.Ю. Давыдов. -М.: Сов. спорт, 2007. 100 с.
3. Котляров А.Д. Применение активно-пассивных и рефлекторных упражнений на занятиях по плаванию с детьми первого года жизни // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 8. – С. 49 – 50.
4. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. "Обучение плаванию в детском саду" – Москва, Просвещение, 1991 – 158 с.
5. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры /Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура, образование, наука, 1996. – 430 с.
6. Чурбанова, С.М. Творческое развитие как психологическая предпосылка исследование) / С.М. Чурбанова, Н.А. Корягина // Вестник РГГУ успешного обучения младших школьников: (экспериментальное. 2009. – № 7. -С. 97-119.
Скачать вложение