Роль судейской практики в развитии активности и самодеятельности подростков, занимающихся в объединениях физкультурно-спортивной направленности учреждений дополнительного образования
Автор: Волоскова Галина Владимировна, к.п.н., педагог высшей квалификационной категории, Мастер спорта СССР по плаванию, МАУДО «РГДДТ» г. Рязань; Максимова Светлана Александровна, тренер-преподаватель МАУДО ДЮСШ по плаванию «ЮНИОР» Московская область, г. Коломна; Полякова Марина Анатольевна, Мастер спорта СССР по плаванию, зав. отделением «Физическая культура» МАУДО «РГДДТ» г. РязаньОсобое внимание государства и общественности в последнее время стали привлекать вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, формирования здорового образа жизни россиян. Государственная политика в области образования, в том числе дополнительного, направлена на повышение роли физической культуры и спорта в процессе становления, развития и саморазвития личности детей и подростков, приобщения их к систематическим занятиям физической деятельностью, формирования основ здорового образа жизни, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Однако система общего образования не способна в полной мере обеспечить реализацию данных задач: увеличение уроков физической культуры, недостаточный, ограниченный уровень материально-технической обеспеченности не позволяет охватить физкультурно-спортивной деятельностью большую часть школьников.
В этом смысле система дополнительного образования обладает рядом преимуществ по сравнению с общеобразовательной школой: во-первых, мотивированность детей к занятиям в системе дополнительного образования – воспитанники осуществляют свободный выбор деятельности по интересам; во-вторых, различный объем количества учебных часов, реализуемых по дополнительным образовательным программам; в-третьих, отход от классно-урочной системы в учреждениях дополнительного образования позволяет использовать различные инновационные формы занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников. Это свидетельствует о том, что дополнительное образование не идет по пути продолжения накопленных знаний, а использует более перспективный путь - применение полученных знаний в любимом деле, для самореализации личности ребенка, причем в этих условиях детская активность способна становится источником самодеятельности при условии, если она устойчиво центрирована ребенком на каком-то интересе, который постепенно начинает принимать очертания предмета деятельности. Причем здесь помощь и поддержка педагога в самореализации и самоопределении ребенка заключается в том, чтобы помогать ребенку самому уметь преобразовывать собственную активность в образовательную деятельность.
Кроме того, система учреждений дополнительного образования предлагает школьникам выбор уровня освоения таких программ, как физкультурно-спортивные. Так, в детских спортивных школах, обучение предполагает узкоспециализированную спортивную направленность деятельности, что выражается в достижении определенных спортивных результатов на каждом этапе обучения, тогда как в объединениях физкультурно-спортивной направленности нет таких жестких требований. Школьники могут начать занятия с любого возраста, обладать при этом различной физической подготовленностью, показывать спортивные результаты в соответствии со своими возможностями и индивидуальными способностями.
Важное место в образовательных программах физкультурно-спортивной направленности, в том числе обучения плаванию детей различного возраста, занимает такая форма оценки освоения полученных знаний и умений, как участие в соревнованиях. Собственная многолетняя педагогическая практика свидетельствует о том, что воспитательный потенциал участия занимающихся в организации, проведении спортивно-массовых мероприятий, судействе спортивных соревнований сегодня используется недостаточно. Нами в образовательный процесс активно внедряется практика вовлечения детей в подготовку, организацию и судейство соревнований по плаванию в качестве судей-секундометристов, судей на повороте, на финише, судьи при участниках, что позволяет подросткам не только освоить необходимые знания в области физической культуры и спорта, но и применить их на практике. Вместе с тем, в образовательный процесс включаются и родители занимающихся детей. Зачастую взрослые люди, наблюдая за спортивными успехами своих детей, не знают основ и правил судейства соревнований, грамотного определения возрастных групп, особенностей техники плавания и правильного прохождения дистанции, выявления победителей и т.д.. Дети же, обладая необходимыми знаниями в этой области, способны ознакомить с ними как ровесников, так и собственных родителей.
Все это позволяет сделать вывод о том, что такая форма работы является важнейшим инструментом в формировании целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе, положительных личностных качеств подростков. Кроме того, участие в соревнованиях в качестве спортсмена или судьи сильнейшим образом мотивирует занимающихся к совершенствованию, самосовершенствованию своих физических качеств, к развитию и саморазвитию личности.
Вместе с тем, важнейшим условием развития активности и самодеятельности подростков является деятельность педагога. Занимающиеся, встретившие в учреждении дополнительного образования условия для проявления собственной активности в этом направлении, - это те, кому посчастливилось встретиться со специалистом, педагогом дополнительного образования, который не только поддержал этот интерес, но и помог ребенку, обучил его новым средствам, расширил его кругозор новыми знаниями о предмете, которые способствовали успешной реализации его интереса.
Собственный многолетний практический опыт работы позволил нам выявить и предложить педагогам и тренерам учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности ряд практических рекомендаций для развития активности и самодеятельности детей в процессе занятий плаванием, основным элементом которых является судейская практика.
1. Включать в теоретический и практический разделы образовательных программ по плаванию основы знаний в области физической культуры и спорта, истории развитии плавания как олимпийского вида спорта в мире, России, Рязани; возрастной анатомии и физиологии человека;
2. Способствовать освоению занимающимися организационно-методических знаний и умений и применять их на практике (навыки самостоятельной тренировки, проведения вводной части занятия с группой ровесников, организации и участия в спортивно-массовых мероприятиях и др.)
3. Обучить занимающихся методикам определения уровня физической подготовленности, самоконтроля, самовоспитания, знаниям в области организации режима дня, рационального питания, здорового образа жизни;
4. Привлекать занимающихся к организации, проведению и участию в спортивных соревнованиях как в качестве спортсменов, так и судей-секундометристов, судей на повороте, на финише, при участниках; Данная судейская практика сильнейшим образом влияет на мотивацию детей к занятиям спортом, формировании положительных личностных качеств, самосознания, уверенности в себе, ответственности, умениям самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, подростки, выбранные для исполнения обязанности судей стараются и в дальнейшем участвовать в организации и проведении соревнований, следить за изменениями и нововведениями в судействе по плаванию, технике плавания. Они способны объяснить друзьям и родителям особенности проведения соревнований, поделится знаниями и умениями, полученными в ходе обучения
5. Участвовать в анализе и разборе собственной техники плавания, техники плавания победителей и призеров соревнований с помощью фото и видеофиксации преодоления дистанции;
6. Вовлекать детей в творческую спортивную деятельность: конкурс агитплаката, сочинений, программ тренировок, сценариев новогоднего праздника и т.д.
7. Поощрять занимающихся за активную жизненную позицию: участию в мероприятиях, судействе, конкурсах, образовательном процессе в целом;
8. Вовлекать родителей занимающихся в образовательный процесс посредством их участия в подготовке, организации и судействе соревнований, посильной материальной помощи учреждению.
9. Активно сотрудничать с учреждениями дополнительного образования: проводить совместные мероприятия, соревнования, судейства, экскурсии, поездки и т.д..
Полученные умения и знания, высокий уровень активности и самодеятельности ребенка в стенах образовательного учреждения являются важными показателями успешности профессиональной деятельности педагога и эффективности всего учебно-воспитательного процесса в целом.
Здоровый и духовно развитый ребенок счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебы, своих достижений, стремится к самосовершенствованию, развивая себя всесторонне именно в системе дополнительного образования.
Литература:
1. Волоскова Г.В. Роль физического самовоспитания в процессе формирования здорового образа жизни младших подростков // Теоретические и практические вопросы укрепления здоровья./ Материалы Всероссийской Научно-практической конференции.- Тверь: Тверской государственный университет, 2003.-С.48-49 (0.07п.л.)
2. Волоскова Г.В. Новые пути эффективного использования возможностей дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности // Образование в XXI веке / Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - Тверь, 2003.- С.140-141. (0,1п.л.)
3. Волоскова Г.В. К вопросу о развитии активности и самодеятельности ребенка // Воспитательное пространство образовательного учреждения: Материалы конференции / Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина - Рязань, 2003.-С.49-50 (0,07 п.л.)
4. Волоскова Г.В. Формирование готовности к физическому самовоспитанию детей 9-12 лет в процессе учебных занятий плаванием: Учеб.- методич. пособие / Ряз. обл. ин-т развития образования.- Рязань,2004.-37с. (2.20 п. л.)
5. Волоскова Г.В. Спортивное краеведение как одно из условий формирования физического самовоспитания младших подростков в учреждениях дополнительного образования // Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Сб. научных работ / Ряз. обл. ин-т развития образования.- Т.5,2004.-С.283-284 (0,1п.л.)
6. Волоскова Г.В. Формирование готовности младших подростков к физическому самовоспитанию в процессе :Дисс..кан. пед. наук.- Рязань, 2005, 187c. (23,4 п.л.)
7. Волоскова Г.В. Формирование готовности младших подростков к физическому самовоспитанию в образовательном процессе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: Автореф. Дисс…канд. пед. наук.- РГПУ, Рязань, 2005.-20с. (2,5 п.л.)
8. Волоскова Г.В. Формирование готовности к физическому самовоспитанию детей 10-12 лет в процессе занятий плаванием в кружках Дворцов детского творчества. //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Детский тренер/ Москва, 2003, №1 (0,13 п.л.) с илл.
9. Волоскова Г.В. Современные подходы к решению задачи укрепления и сохранения здоровья детей в условиях образовательного процесса учреждений дополнительного образования // Мониторинг качества образования / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 30 июня 2007 года, Тверь, Тверской Государственный Технический университет, 2007, - С.39-42 (0,47 п.л.)
10. Волоскова Г.В. Актуальные направления исследований в области физической культуры и спорта в условиях учреждений дополнительного образования (на примере обучений плаванию) // Актуальные проблемы профессионализма педагогических и руководящих кадров / Материалы Всероссийской научно-практической конференции 28 сентября 2007 года, Тверь, Тверской Государственный Технический университет, 2007, - С.45-47 (0,32 п.л.)
11. Волоскова Г.В., Козлова Н.А. Новогодний праздник на воде как одна из новых форм популяризации здорового образа жизни // Дополнительное образование и воспитание. Внеклассное занятие. Москва, 2008, №12,- С.41-44 с илл. (0,35 п.л.)
12. Волоскова Г.В.Образовательный процесс по обучению детей плаванию как педагогическая система / Межрегиональный сборник научно-методических материалов «Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности».- Рязань, 2012; С.34-37
13. Волоскова Г.В., Дьячков Д.В., Максимова С.А., Полунькова И.С., Лукашов П.А. Особенности начального обучения плаванию детей 5-7 лет в условиях глубоководного бассейна // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта».-2015.-№ 1 (119). – С.53-56
14. Волоскова Г.В., Волосков Д.А., Максимова С.А. Роль и значение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 17-18 марта 2017 г.),- Нижневатровск:Изд-во Нижневартовского гос. ун-та, 2017.-303с. С62-65
Вложений нет.
Скачать вложение