Виртуальная экскурсия по историко-архитектурному музею-заповеднику «Рязанский кремль»
Автор: Шиманская Оксана Викторовна, педагог-организатор МБУДО «Рыбновский Центр детского творчества», Рязанская областьМетодическая разработка мероприятия для старших дошкольников и младших школьников
Аннотация
Участники обучающиеся объединений «Радуга», «Акварелька», «Гармония», «ОФП с элементами спортивного ориентирования», «Юные инспекторы движения», «Закулисье».
База реализации: МБУ ДО РЦДТ, МБОУ РСШ №1, МБОУ РСШ №4.
Актуальность темы: Формирование у учащихся интереса к познанию своей страны, своего региона и малой родины, уважительное отношение к традициям своего народа.
Цель: Привлечение внимания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к изучению истории родного края, воспитание патриотизма с раннего детства.
Задачи:
- знакомить детей с богатой историей родного Рязанского края;
- воспитывать ценностное отношение к историко-культурному наследию родной страны и родного края;
- развивать у детей чувство патриотизма.
Основные направления патриотического воспитания детей:
• культурно-исторический компонент: воспитание гордости за русский народ, любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду;
• военно-исторический компонент: изучение этапов героического прошлого нашей Родины;
• духовно-нравственный компонент: выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности;
• правовой компонент: развитие сознательного отношения к своему поведению;
• психологический компонент: воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма.
Метод: побуждающий – поисковый.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к изучению своего региона, его истории;
- формирование патриотизма у детей;
- воспитание уважительного отношения к историко-культурному наследию родной страны и родного края.
Предварительная работа:
• сбор теоретической информации;
• обсуждение маршрута и продумывание удобной навигации;
• подготовка наглядного материала, изучение литературы и других источников;
• создание виртуальной экскурсии;
• апробация виртуальной экскурсии.
Принципы и требования, предъявляемые к виртуальной экскурсии: последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей.
Этапы создания виртуальной экскурсии
1. Определение цели и задач экскурсии.
Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.
2. Выбор темы экскурсии.
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
3. Отбор литературы и составление библиографии.
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в Интернете, раскрывающих тему, с целью определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников.
4. Изучение экскурсионных объектов.
Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов в данной работе использованы фотографии из личного архива и некоторые другие с соблюдением авторских прав. Правильный отбор объектов обеспечивает зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.
5. Составление маршрута экскурсии.
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности.
Обучающиеся принимают участие в подготовке мероприятия, совершенствуя свои творческие и исследовательские навыки, дополняя его своими фото/видео с очных экскурсий, собирая интересную информацию по данной теме.
6. Заключение.
В современном мире информационных технологий, когда даже реальные музеи разрабатывают виртуальные экскурсии, позволяющие посетить разные выставки и экспозиции, создание таких образовательных ресурсов, как виртуальная экскурсия всегда будет актуально и востребовано людьми различного возраста.
Данное мероприятие предполагает системный подход, ориентированный на тесное сотрудничество детей и взрослых (родителей и педагогов), тоже развивающих свои творческие способности через исследовательскую деятельность. Благодаря таким мероприятиям у детей, воспитывается уважительное отношение к историко-культурному наследию родной страны и родного края, формируется не фрагментарная, а целостная картина мира.
План экскурсии
Этап организационно-подготовительный.
2. Основной этап: виртуальная экскурсия.
3. Итоговый этап: рефлексия.
Ход экскурсии
1. Этап организационно-подготовительный.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Компетенция: учебно-познавательная (целеполагание, планирование).
Форма: групповая.
Педагог: Здравствуйте. Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию в Рязанский кремль
2. Основной этап: «открытие» новых знаний.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления.
Компетенция: учебно-познавательная (знания).
Форма: групповая
Педагог:
- Как вы думаете, что такое экскурсия? (Это путешествие или прогулка по интересным местам)
Рязань – старинный город.
- Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Рязанскому кремлю. [слайд 1-2]
За свою историю Кремль много раз перестаивался и с течением времени здесь сложился целый комплекс замечательных памятников древнерусской архитектуры.
- Рязанский кремль - одна из главных достопримечательностей города. С кремля начинался город. Это самая древняя часть Рязани [слайд 3]. На его территории находятся: Христорождественский собор, Успенский собор, Архангельский собор, Певческий корпус, Гостиница Черни, Консисторский корпус, Соборная колокольня [слайд 4-11].
И вот мы с вами добрались до Дворца князя Олега, который можно назвать одним из самых загадочных строений Рязанского кремля. Вокруг объекта до сих пор возникают споры среди историков – а жил ли здесь сам князь Олег, почему здание названо в его честь?
Ни один турист, посещающий древнюю рязанскую крепость, не обходит своим вниманием Дворец князя, и это не удивительно – есть на что посмотреть, отсюда выходят с новыми знаниями и впечатлениями, экспозиции погружают глубоко в историю Руси, повествуют о значимых событиях и людях.
Экскурсия по дворцу Олега [слайд 15-19].
Стихотворение собственного сочинения
В некотором царстве,
В Российском государстве
В губернии Рязанской
Построен был дворец.
Дворцом Олега его люди называют.
Был на земле Рязанской князь такой,
Олегом князя величали,
Был он земли своей герой.
3. Итоговый этап. Подведение итогов, рефлексия.
Цель этапа: анализ успешности достижения цели.
Компетенция: учебно-познавательная (рефлексия, самооценка).
Форма: групповая и индивидуальная.
Вопросы для закрепления:
- Ребята, скажите, что вам запомнилось больше всего?
- Как называется дворец, на экскурсии в котором мы побывали?
- Кому захотелось побывать там и посмотреть своими глазами?
- Что вы чувствовали, когда смотрели экскурсию?
Ответы детей.
- У каждого из нас место, где человек родился и вырос. Это местечко мы называем – малая родина. И если человек знает историю своего края, его традиции, подвиги героев-земляков, гордится своим родным краем, то про такого человека можно сказать, что он по- настоящему любит свой город и является его патриотом.
- До свидания!
- Мы показали вам маленькую часть экспонатов музея. Если вас заинтересовала наша виртуальная экскурсия, приглашаем посетить музей и увидеть всё своими глазами. По желанию можно сделать фото и видео и дополнить нашу экскурсию.
Конспект мероприятия с презентацией можно скачать я Яндекс-диска
(Архив zip 2.9Mb) https://disk.yandex.ru/d/rYSvrjhQLE8VuA
Скачать вложение